Грязная игра: на что идут крупные компании, чтобы внушить нам чувство вины
Сухие и безжалостные цифры: сегодня в мире около 6,3 миллиарда тонн пластикового мусора. Примерно 300 миллионов тонн пластика попадает на свалку ежегодно. Семья из двух человек оставляет после себя в среднем 55 килограммов мусора в неделю.
Большую часть выброшенного пластика бактерии в почве не разлагают: бутылка из-под газировки может пролежать в земле десятки, если не сотни лет. Часть мусора оказывается в мировом океане, где становится последней трапезой для животных, преимущественно птиц и рыб.
Однако в загрязнении планеты пластиковыми отходами мы виноваты меньше, чем думаем. Ощущение, что люди на планете Земля — настоящие свиньи, досталось нам в наследство из 1950-х. Тогда около 20 крупнейших брендов, в том числе Philip Morris, Coca-Cola и Pepsico объединились, чтобы создать хитроумную маркетинговую кампанию. Многие из них перешли на одноразовую пластиковую тару, но совершенно не хотели нести ответственность за последствия. Например, прежде компания Coca-Cola организовывала сбор стеклянных бутылок для того, чтобы их мыть, дезинфицировать и использовать повторно. Как пишет автор книги «Скрытая жизнь мусора» Хизер Роджерс, с переходом на пластик количество выброшенных банок и бутылок выросло в разы. Переложить ответственность на потребителей стало просто необходимо.
В 1953 году сразу несколько брендов основали первое в мире «зеленое» движение для борьбы с мусором Keep America Beautiful, которое продолжает жить до сих пор при поддержке десятков известных компаний. Его идея заключалась в том, чтобы внушить потребителю чувство вины за увеличение количества мусора. Так, например, бренды взяли на вооружение дразнилку, придуманную в американском совете по рекламе США: litterbug. Этим словом называли людей, мусорящих на улице. В 1963 году компании выпустили короткий рекламный ролик, в котором к зрителям обращаются с высказыванием every little bit hurts — «даже небольшое загрязнение окружающей среды способно причинить вред». Конец ролика великолепен: двое детей уходят в закат по полю среди отходов. А чего стоит легендарная реклама: грустный индеец плачет при виде бессовестных мусорящих американцев. В 1970-х его образ стал культовым — изображение актера Айрона Айза Коди, сыгравшего индейца в 50 фильмах, появлялось в журналах, газетах и на билбордах по всей Америке; он встречался с папой римским, президентом США Джимми Картером и многими другими. Наверное, именно поэтому американцы так болезненно отреагировали, когда выяснилось, что «плачущий индеец», который уже успел стать американским символом, итальянец по происхождению.
Что происходит сегодня? Один из ключевых инициаторов создания Keep America Beautiful — компания Coca-Cola — в прошлом году рассказала общественности о новом плане по упаковке своей продукции. К 2020 году производитель легендарной газировки обещает увеличить переработку бутылок компании до 50 процентов. Это должно устроить экологов, которые не первый год давят на производителя газировки — ежегодно Coca-Cola производит 100 миллиардов пластиковых бутылок в год.
На фоне мировых экологических проблем планы Coca-Cola выглядят насмешкой. С середины 1950-х и до 2015 года человечество произвело 8,3 миллиарда тонн пластика, их них 6,3 миллиарда уже находится на помойке. К 2050 году эта цифра увеличится до 12 миллиардов тонн. Для того, чтобы все-таки избежать экологической катастрофы, в 2015 году 20 государств заключили Парижское соглашение, в котором договорились сокращать количество выбросов CO2 и вообще пристальнее следить за экологической обстановкой. Но только пока сами же его нарушают: например, адвокат Джеймс Торнтон дважды засудил британское правительство за то, что оно не исполняет предписания соглашения. Этот случай лишний раз напоминает: соглашение носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Что делать всем нам — тем, кто чувствует вину за то, что выкидывает очередную пластиковую бутылку в урну? Говорить о проблеме как можно громче, совместно с другими людьми высказывать претензии к компаниям, которые не заботятся о судьбе отходов собственного производства, стремиться как можно больше отправлять на переработку и помогать научным исследованиям, благодаря которым мы знаем правду. Самый простой рецепт — быть неравнодушными. В конце концов, если у самого обычного эстонца получилось очистить свою страну за один день, то почему это не может получиться у каждого на планете?