Удивительно, но факт: то, с какой скоростью мы стареем, всего на 20% связано с генетикой, а остальное — это наши повседневные привычки и образ жизни, в том числе питание и физическая активность.

Годом рождения антивозрастной медицины как отдельного медицинского направления можно считать 1993-й. Тогда врачи, специализирующиеся на изучении возрастных эффектов, впервые собрались в Чикаго для обсуждения перспектив образования организации. Она предполагала объединение представителей науки и врачей-практиков в единое сообщество, члены которого разделяли бы совершенно новое для того времени убеждение: старение — это болезнь, нуждающаяся в постоянном наблюдении, интенсивном лечении и эффективных мерах предупреждения.

Так была создана Американская академия антивозрастной медицины (A4M). А уже спустя год, в 1994-м, ее члены провели первый симпозиум, участие в котором приняли 40 профильных специалистов.

На сегодняшний день в мире существует более десяти подобных организаций. Сообщество A4M объединяет десятки тысяч специалистов, разделяющих мнение о том, что процесс старения может быть замедлен и даже остановлен. Их основной целью является помочь человеку жить долго, оставаясь при этом счастливым и молодым.

Задачи антивозрастной медицины

Основные задачи антивозрастной медицины — своевременная доклиническая диагностика прежде всего возраст-зависимых заболеваний, прогнозирование их развития, адресная превенция и коррекция вероятных рисков отклонений и заболеваний.  

К числу возраст-зависимых заболеваний (по-другому называемых «болезнями цивилизации» человечества), приводящих к преждевременной старости, относят следующие: ожирение, атеросклероз, сахарный диабет, рак. Они зависят не столько от генетики, сколько от образа жизни человека и его привычек, определяющих разнообразие форм и сочетаний заболеваний. Именно эти привычки могут усилить, перекрыть, смягчить или вовсе отменить эффекты от генетических предпосылок возраст-зависимых заболеваний, которые приближают нас к финалу жизни.

Действие «плохих» генов может скорректироваться благодаря осознанному отношению к своему здоровью, проведению превентивных диагностических и корректирующих мероприятий. И поскольку генотип — понятие сугубо индивидуальное, все мероприятия также не могут быть унифицированы и персонализированы.

По мнению директора Национального института здравоохранения США и руководителя международного проекта «Геном человека» Фрэнсиса Коллинза, именно в правильной модификации образа жизни человека, а не в изменении его генов заключена основная идея anti-age-медицины — персонифицированной, предупреждающей медицины здорового человека.

Диагностика в антивозрастной медицине

Anti-age-медицина сегодня — это не отдельная медицинская специальность, а новая модель отношения к пациенту. В рамках этой модели врач на максимально ранних этапах делает индивидуальную и комплексную оценку состояния здоровья человека. В ее основе лежат прогнозирование и выявление начальных (зачастую доклинических) признаков болезней и состояний, существенно влияющих на здоровье и качество жизни, а также приводящих к старению.

Инструментарием врача являются не только традиционные клинические и современные доклинические методы исследования. Это также современные узкоспецифические технологии (например, генетическое тестирование). Такие инновационные исследования выявляют не только функциональные нарушения, но и ранние, зачастую скрытые признаки различных возраст-зависимых болезней, а также скорость их вероятного развития.

Сегодня мы можем говорить о четырех видах возраста: хронологическом (паспортном), биологическом, психологическом и социальном. Самая главная задача диагностических программ — определение биологического возраста человека. В процессе его диагностики производятся оценка и приведение к оптимальному значению функционального состояния организма, раннее выявление скрытых патологий и прогнозирование развития заболеваний, а также оценка резервного потенциала организма.

Резервный потенциал организма, степень его морфологического и физиологического развития и отражают биологический возраст. На сегодняшний день арсенал методов его определения очень широк. Он начинается с максимально подробного исследования метаболического профиля и заканчивается генетическим тестированием. Например, в ходе диагностики проводятся тесты на определение показателей внешних проявлений старения (таких как состояние кожи), антропологических, психологических и нервно-психических показателей, толерантности органов к физической нагрузке и т. д.

Помимо традиционных методов функциональной диагностики, в программы anti-age включены персонализированные диагностические исследования. Это определение биологического возраста сосудов и персональных границ пульса для организации правильных тренировок, исследование состояния капиллярного русла, количественная оценка энергометаболитов крови и содержания в ней кислорода и углекислого газа.

В рамках антивозрастной программы определяется состояние микрофлоры, оценивается иммунный статус организма, а также исследуется нейроэндокринный статус.

В итоге формируется индивидуальная программа коррекции выявленных отклонений и последующего сопровождения пациента. Рекомендации начинаются с изменения пищевого поведения и видов физической активности. Также мероприятия включают в себя коррекцию микрофлоры, иммунного ответа, циркадных (внутренних биологических) ритмов, антистрессорные программы и медикаментозную поддержку. Все это направлено на замедление скорости возрастных изменений в организме.

Anti-age-программы

В большинстве российских клиник, занимающихся anti-age-программами, перечень диагностических и коррекционных мероприятий очень похож. И это не удивительно, ведь определение биологического возраста организма, его органов и систем осуществляется с помощью новейших методов, которые активно внедряются в практическое здравоохранение. Это же можно сказать и о коррекционных программах.

Реализация антивозрастной программы обычно начинается с выделения «проблемных» зон пациента, ускоряющих старение и ограничивающих возможности самовосстановления организма. Полный пакет лечебно-диагностических антивозрастных программ рассчитан на пять-семь рабочих дней. После этого разрабатываются способы воздействия на необходимые участки метаболизма и оптимальные схемы применения корректирующих мероприятий с обязательной оценкой их эффективности. Для этого используется метод контрольных точек на входе в программу и после ее окончания.

Итак, одной из основных задач антивозрастной медицины является повышение возможностей восстановления органов и систем организма. Для этого необходимо, во-первых, восстановить метаболизм организма с помощью изменения пищевого поведения. Это делается на основании анализа ответа иммунной системы на продукты питания и восстановления правильного соотношения микроорганизмов, населяющих тонкий кишечник.

Во-вторых, важно обеспечить эффективную работу сердечно-сосудистой системы с помощью подбора персональной физической нагрузки. Рассчитать ее объем помогает нагрузочный лактатный тест.

В-третьих, необходимо восстановить адекватное снабжение кислородом тканей и органов. Это делается с помощью специализированного оборудования, создающего для пациента индивидуальную лечебную атмосферу с контролируемыми показателями кислорода и углекислого газа.

И наконец, требуется снизить нагрузку системного хронического воспаления, восстановить здоровый иммунологический ответ на внешние, зачастую агрессивные воздействия. Как только человек осознанно снижает потребление фастфуда, сахара (в т. ч. скрытого) и трансжиров, а также ограничивает употребление соков (в т. ч.  свежевыжатых) и злаковых культур, иммунная система восстанавливает здоровый иммунный ответ. И это не удивительно, ведь вся пища контролируется иммунной системой по принципу «свой — чужой». Поэтому при ограничении употребления вышеперечисленных продуктов мы «разгружаем» иммунную систему для более «важных дел».

Но самое главное то, что после этого каждому пациенту предлагается дистанционное наблюдение в режиме 24/7. Это позволяет не только сохранить полученные положительные результаты, но и улучшать их с каждым днем. Персональный врач ежедневно контролирует качество выполнения рекомендаций и назначений.

Потенциал anti-age-медицины

Современная российская медицина располагает широким диагностическим и терапевтическим арсеналом средств и методов. Это в том числе передовые методики по управлению здоровьем и возрастом. Но без индивидуального комплексного подхода к пациенту невозможно добиться той эффективности, о которой мечтает каждый. За последние десять лет в нашей стране открылось несколько десятков клиник, опирающихся на anti-age-концепцию. Много это или мало? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что первая конференция на эту тему прошла лишь в 1994 году. В России же интерес к anti-age-медицине появился в начале этого века, когда накопилось большое количество доказательств, что управление возрастом (прежде всего с точки зрения предупреждения возраст-зависимых заболеваний) уже возможно в рутинной практике врача, владеющего этими новыми знаниями.

Еще десять лет назад главными потребителями услуг антивозрастных клиник были женщины в возрасте 45+, заботящиеся о своем внешнем виде и посещающие косметологические клиники и салоны. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. Антивозрастные программы интересуют молодых людей и девушек чуть старше 30. По новой возрастной классификации ВОЗ, от 25 до 44 лет — это молодой возраст, 44–60 лет — это средний возраст, 60–75 лет — пожилой возраст, 75–90 лет — это старческий возраст, а после 90 — это долгожители. Это вполне объяснимо, ведь возрастные изменения начинают происходить в организме уже после 25 лет. И чем раньше начинаешь заботиться о своем здоровье, тем больший эффект получаешь от программ.

Сегодня уже очевидна необходимость изменения базовой идеологии: принцип «лечения болезни» должен смениться принципом «сохранения здоровья». Еще раз хочется процитировать Френсиса Коллинза: «На смену малоэффективному, дорогому и часто безрезультатному лечению уже сформировавшегося хронического мультифакторного заболевания должна прийти персонифицированная упреждающая медицина здорового человека».

Но здесь необходимо одно очень важное дополнение. Эффективное сохранение здоровья возможно при осознанном отношении к своей жизни, когда человек еще в юном возрасте начинает включаться в активное управление своим здоровьем, ни на кого не перекладывая эту ответственность. При этом путь к собственному здоровью стоит проходить с партнером/проводником/наставником — врачом anti-age-медицины. В этом случае замедляется накопление в организме повреждений, являющихся последствиями воздействия различных негативных факторов. В конечном итоге такой человек даже в преклонном возрасте будет иметь крепкое здоровье, которое позволит ему жить долгой и счастливой жизнью.