Фото: Charles/Unsplash
Фото: Charles/Unsplash

«В Советском союзе был секс. Мы вовсе не асексуальная нация»

Почти треть россиян в возрасте от 65 до 69 лет занимаются сексом, в 70–74 интимная жизнь сохраняется у 16 процентов, до 79 лет — у 6 процентов.

Дмитрий Рогозин, социолог, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС

Я работал во многих проектах, связанных со старением, провел множество личных стандартизированных интервью. В ситуации с людьми старшего возраста тема задавалась госпрограммами: счастливое старение и субъективное благополучие. Обычно люди отвечали на вопросы без особого интереса. Но когда речь заходила о сексуальной жизни, интимных вещах (через вопросы о детях и об абортах: хотя это и травматичный опыт, он не воспринимается старшим поколением чем-то из ряда вон выходящим), я понимал, что мнение о нас как о суперасексуальной нации сильно предвзято.

Однажды мы с коллегой пришли интервьюировать одну московскую пару: муж, 101 год, лежачий, и жена, за 90, ухаживает за ним. Я беседую с женщиной, моя коллега в соседней комнате — с ее мужем. И тут я слышу голос мужчины: «Какая же ты хорошая! Эх, мне бы лет 15 скинуть! Дай я хоть тебя обниму!» Тут же, конечно, вступает его жена: «Ах ты, старый дурак!» — и начинается скандал. 

Еще случай. Как-то я пришел интервьюировать женщину лет 80, самую обычную, асексуального типажа, который часто демонстрируется в фильмах. Звоню в квартиру раз, другой — тишина. Стал стучаться. В конце концов дверь открывает мужчина в трусах, а женщина из комнаты выглядывает. Я сразу стушевался, а он говорит: «Заходите, раз пришли». В итоге провел у них часа три: мы пили шампанское, ели торт, разговаривали. И все это время я видел перед собой 80-летнюю женщину, которая была красива до невероятности и очень сексуальна, у нее сияли глаза.

Еще у нас был проект с пожилыми балеринами. Это глубоко больные женщины, потому что профессиональный спорт ломает. Но они умеют слышать и любить свое тело — это самое важное в старении. В этом смысле также есть чему поучиться у гомосексуальных пар: когда идентичность строится через сексуальность и рассмотрение своей сексуальности не ставится в дальний угол, в старости все хорошо.

Также важно уметь говорить о сексе. Мы не только со стариками, но и со своими детьми стесняемся об этом разговаривать. Но можно говорить не напрямую. Секс начинается с гигиены. Самая большая проблема стариков в том, что они редко моются, им сложно делать это без помощи, и они стыдятся ее просить. Переоборудуйте ванную комнату, чтобы человеку было удобно мыться самостоятельно. Он будет ухаживать за собой — и это первый шаг к тому, чтобы не стесняться своего тела и начать его любить. Все остальное придет само.

«Заниматься сексом не стыдно в любом возрасте»

В 45–55 лет женщины проходят через климакс, которому часто сопутствуют неприятные симптомы вроде «приливов», головокружения и слабости. Из-за снижения эстрогена в организме многие отмечают снижение либидо и сухость влагалища. В этот период женщины очень уязвимы, а отсутствие культуры секса, сведение его исключительно к пенисно-вагинальному контакту и стереотип о том, что климакс — закат жизни, добавляют им комплексов.

Оксана Бачинская, клинический психолог, сексолог, эксперт тренинг-центра «Секс.РФ»

Я работаю с женщинами, которые по разным причинам остались без сексуального партнера в постклимактерическом периоде. Эмоции, которые переживает каждая из них, во многом похожи. В первую очередь это жгучее чувство стыда. Женщина в 60 лет считает, что ей уже поздно заниматься сексом, она стыдится своих потребностей, не принимает свое тело и считает, что на нее никто не посмотрит. У этих женщин неврозы и куча зажимов — в первую очередь, запрет на самостоятельный контакт с собственным телом. Я часто слышу от них: «Единственное, что может доставить мне удовольствие, — пенис моего партнера». Если партнера нет или он уже не может заниматься сексом, ее удовольствие перестает существовать. К счастью, женщины потихоньку начинают признавать за собой право на какие-то альтернативные виды сексуального удовольствия.

С возрастом у женщин появляются физиологические особенности, снижающие качество секса. Самая частая проблема — сухость влагалища. Расскажу две истории. 

В свое время у меня был интим-магазин, и как-то туда пришла семейная пара в возрасте 60+ — активный мужчина и несколько скованная женщина. Пока мужчина рассматривал белье, женщина спросила, есть ли у меня средство от сухости в интимной зоне. Я предложила ей специальный крем. Меньше чем через неделю она вернулась и сказала, что хочет купить его весь. Я удивилась, а она говорит: «Мы всю жизнь занимались сексом, используя детский крем “Тик-так”, а тут…»

Вторая история такая:

Однажды ко мне в магазинчик пришла бабушка — в платочке, пальто, с палочкой — и говорит: «Здравствуйте, мне нужен мастурбатор с подогревом». Я человек широких взглядов, но все же удивилась. Сказала, что на данный момент его в продаже нет, но можно заказать. Она пообещала прийти в следующий раз. Затем бабушка подошла к витрине с реалистичными образцами половых органов и, нежно поглаживая головку огромного резинового пениса, сказала: «Какой же ты хороший!» Через несколько дней она вернулась, купила мастурбатор (с ее слов — для сына, сидящего в тюрьме) и тот самый резиновый член. Я давно не видела таких счастливых покупателей! 

Разрешение реализовывать свою сексуальную потребность, безусловно, лежит в границах здоровой жизни человека. Зачастую дети пожилых людей говорят: мы родили вам внука, вы бабушка и дедушка, у вас нет никаких потребностей, вы не имеете больше права жить для себя. Но у любого человека должна быть возможность устраивать личную жизнь. Еще один важный момент — просвещение. Людям нужно говорить с сексологами о своих сексуальных потребностях: зачастую человек считывает их как повышенную тревожность, а не как требование тела к сексуальной разрядке.

«Сексуальность — не только про секс»

Многие россияне отказываются от физической близости после рождения внуков или выхода на пенсию. Однако отсутствие секса как такового не имеет значения. В зрелом возрасте сексуальность принимает другие формы. Для пожилых людей важны прикосновения, объятия — для них это и есть сексуальность.

Дмитрий Исаев, сексолог, психотерапевт

Считать, что сексуальные потребности с возрастом угасают, — заблуждение. Во многих случаях проблема в том, что желание и потребность есть, а партнера нет. И тогда это вопрос уже к обществу: оно считает приемлемым поиск партнера в таком возрасте или оно считает, что такого человека надо остановить, потому что с ним что-то не так? Тут, безусловно, важно просвещение. К сожалению, приходя к врачу (по вопросам, касающимся не только сексуальности и психики), человек часто слышит: «А что же вы хотите? Вам столько лет!» (то есть «не надо вам ничего хотеть»). Людям надо объяснять, что они нормальны до тех пор, пока они хотят. Угасшее желание свидетельствует о нездоровье человека.

Многие люди старшего возраста относятся к теме секса так, как, наверное, относились их ровесники и вы 50 лет назад. Однако с тех пор многое в обществе изменилось, и поэтому нельзя говорить, что все пожилые одинаковы: есть те, кто придерживается старых взглядов, и те, кто очень серьезно свои взгляды поменял. И все же есть некоторые закономерности: идет дегендаризация — сближение взглядов и представлений о мужской и женской сексуальности у людей старшего возраста. То есть представление о сексе как о половом акте сменяется другим: эмоциональная близость выходит на первый план (хотя и сексуальная составляющая, и секс как таковой могут оставаться значимыми). При этом близкие партнерские отношения иногда становятся еще более близкими при отсутствии секса — этот феномен наблюдается достаточно часто. Это происходит за счет того, что сексуальность сохраняется, но в других формах, и эти формы приобретают бо́льшую ценность для пары.

«Немощь не значит отсутствие сексуальной активности»

Прогрессивные американские дома престарелых признают право своих обитателей на сексуальную жизнь: пожилые люди могут уединиться в специальных комнатах, где никто не будет им мешать. Эксперты подтверждают, что секс в зрелом возрасте улучшает качество жизни. Однако и в России, и за рубежом все еще отрицательно относятся к сексуальности людей с деменцией: их желания в лучшем случае игнорируются.

Григорий Горшунин, психиатр, психотерапевт, гериатр

Я много лет работал геронтопсихиатром в диспансере. Геронтология больше про психиатрию, чем про психологию, поэтому я буду говорить о том, как себя проявляют сексуально люди с деменцией. Они не только довольно часто становятся объектами психологического насилия со стороны родственников или сиделок, но и сами являются источниками психологического абьюза для окружающих. Вроде бы деменция делает человека невовлеченным в сексуальную тему. Однако в психоневрологических интернатах общего типа, которые я посещал, любовная жизнь бьет ключом. Масса историй, когда пациенты влюблялись в сиделок, а те иногда отвечали им взаимностью. Парадокс! Деменция повреждает мозг, и то, что должно контролироваться сознанием, становится более явным, вылезает на поверхность. Несмотря на физическую немощь, у многих пожилых людей сохраняется интерес к теме секса. Важно помнить об этом.

Подготовила Анна Алексеева