Фото: Public domain
Фото: Public domain

Наш первый вдох говорит о том, что мы родились. Последний вдох говорит о смерти. Мы знаем, что умрем. Это единственный предсказуемый факт, однако наш удивительный разум превращает это знание в хорошо охраняемую тайну. Благодаря Джин, Барбаре и Гордону я узнала о балансе, который им пришлось найти между сохранением надежды на жизнь и избеганием уныния из-за скорой смерти. Им пришлось принять свою приближающуюся смерть.

Столкнувшись со своей смертью, мы должны принять потерю смысла жизни и признать, что наш уход станет огромной потерей для тех, кто нас любит. Но смерть не всегда бывает печальной. Когда человек принимает ее и перестает бороться за жизнь, он может умереть благородно, мирно и безболезненно в окружении любимых людей. Психологи с большим опытом работы в этой сфере рассказывают об уникальной близости с человеком в момент его смерти. Они говорят об этом моменте как о времени, когда у нас есть возможность обогатиться благодаря глубоким эмоциям. Оказавшись на подобном пути, человек больше не стремится к успеху или одобрению, поэтому может быть самим собой. В то же время этот путь не единственный и подходит не всем. Некоторые люди должны продолжать бороться и могут относиться к смерти как к войне. Солдаты не прекращают сражаться до того, как погибнут. Благородство и спокойствие не для всех.

Джин, Барбара и Гордон смогли поговорить о своих страхах и желаниях перед смертью отчасти потому, что с ними была я (пришла именно с этой целью). Я думаю, что без постороннего человека, задающего вопросы, им могло быть сложнее сделать это. Все дело в страхе и непонимании, которые связаны со смертью. То, как мы говорим друг с другом о своей смерти, явно не работает в такой ситуации. Из 48% всех умерших в больнице лишь 2% приняли решение оставаться там до последнего вдоха. Менее трети обсудили с родными свои желания. Кому-то хотелось сменить врача, кому-то — отключить систему жизнеобеспечения или стать донором органов. Семьи, которые не обсудили эти непростые темы, несут тяжкий груз ответственности. Член семьи никогда не может быть уверен в принятом решении. Неуверенность — самый тревожный этап принятия решения. Никто не может быть уверен в последствиях любого лечения для умирающего человека. Добавьте сюда незнание желаний умирающего человека — и риск плохих решений, сожалений и чувства вины серьезно возрастает. 

Время, проведенное в хосписе, научило меня тому, что мы все должны говорить, планировать и готовиться к смерти задолго до того, как настанет время умирать. Это поможет разобраться в себе и понять, почему мы, так сказать, до смерти боимся смерти. Мы избавимся от этого страха, если спокойно разберемся в своем отношении к жизни и смерти и поговорим и обсудим свои желания, мысли и страхи с близкими людьми, особенно с теми, кто собирается нас пережить. Иногда, несмотря на долгие разговоры, мы можем так и не почувствовать готовность к смерти в тот момент, когда придет время.

Люди перестают бороться за жизнь и принимают смерть в процессе переживания личного горя. Этот случается, когда человек чувствует боль от утраты желанного будущего и находит силы принять ограниченное будущее. 

Если мы верим во что-то, что утешает нас при жизни и утешит на пороге смерти, наши страдания не будут столь сильными. Если мы захотим поговорить с близкими о нашей смерти, они тоже будут страдать меньше. Никто не знает, что чувствует умирающий человек, но мы уверены: если мы будем присутствовать при смерти любимого человека, это навсегда останется в нашей памяти. Смерть, когда чувства каждого соответствуют его мыслям, воспринимается легче. 

По своему опыту я знаю, что всегда будут те, кто не может говорить о смерти или не хочет ослаблять свои защитные механизмы. Признание смерти вызывает у них парализующий страх, поэтому единственной реакцией становится отрицание. Нужно понимать, что даже те, кто отрицает свою смерть, могут говорить о своих страхах образно. Важно улавливать подсказки в их речи. Те, кто не говорит о смерти, скорее всего, будут страдать сильнее по мере ее приближения (не только из-за проигрыша в борьбе, в которой им хотелось победить, но и из-за появления огромного страха смерти). Однако некоторые люди могут полностью отрицать смерть и все равно умереть спокойно.

Многие из нас наслышаны о чудесах медицины, которая ежегодно спасает миллионы жизней. Но эти успехи дают нам неверное представление о ее возможностях. Как только человек со смертельным диагнозом преодолевает переломный момент, его состояние можно стабилизировать, но болезнь обратить вспять нельзя. Пациентам и их семьям тяжело это принять. Они всегда надеются на операцию или лечение, верят, что из миллиона человек именно им повезет. Иногда приходится принимать очень тяжелые решения — выбирать между риском смерти вследствие лечения, например химиотерапии, и риском смерти от самой болезни. Поэтому врач должен поговорить с умирающим пациентом и его семьей, чтобы вместе принять сложное решение.

Когда я работаю с семьями, в которых один из членов ожидает свою смерть, то советую открыто и честно говорить друг с другом. Но самое главное — прошу убедиться, что ни у кого не останется сожалений. Люди должны провести время вместе, помириться или хотя бы просто помолчать вместе, сделать фотографии и записи в дневнике, сократить число гостей до самых близких и сосредоточиться на человеке, которого они так любят. Каждая минута ценна и станет источником утешения после смерти человека. 

В глубине души мы знаем, что хотим умереть без боли, мирно и с достоинством. Мы не хотим уходить в одиночестве — мы желаем, чтобы рядом были люди, которые нас любят, и находиться в месте, где чувствуем себя в безопасности. Нам не хочется оказаться в больнице, где мы потеряем свое достоинство в схватке за жизнь. Если мы в состоянии обдумать нашу неизбежную смерть, какой бы сложной она ни была, у нас появится возможность обставить кончину по своему желанию. Это также означает, что мы будем меньше страшиться ее. Мы не можем контролировать свою смерть, но мы можем использовать все доступные средства поддержки, чтобы сделать ее максимально приемлемой. 

Стоит повторить, что главный барьер на пути к обсуждению смерти преодолевает так называемое «магическое мышление». Люди боятся, что каким-то образом разговорами о смерти приблизят ее. Либо считают, что разговор о смерти означает, что они сдались. Вот почему мы должны побеседовать на эту тему прежде, чем окажемся на пороге смерти.

Издательство: Питер
Издательство: Питер

Страх смерти

Наше отношение к смерти с огромной вероятностью отражает нашу жизнь. Если человек часто злится на жизнь, он еще больше будет злиться по мере приближения смерти. В это сложное время наши эмоции зашкаливают. Многие люди относятся к смерти негативно. Осознание своей смертности и чувство надвигающейся угрозы может вызвать огромный страх. 

Размышляя о прожитой жизни, человек либо почувствует принятие, либо решит, что прожил бессмысленную жизнь. Неудивительно, что те, кто считает, что жили полной жизнью, будут меньше бояться смерти, чем те, кто считает свою жизнь бесцельной. 

Страх смерти зачастую усиливается, когда человек теряет близкого. Дело в том, что это вызывает мысли о собственной смертности и заставляет задуматься о том, что рано или поздно мы умрем. Чтобы справиться с этим страхом, многие переходят в оборону, например пытаются отвлечься от неизбежных мыслей о смерти или отрицают свою уязвимость. Эти защитные механизмы привели к убеждению, что смерти нужно бояться и избегать любой ценой. Однако исследования показывают, что люди, которые были на грани смерти, часто перестают ее бояться. Я часто отмечала, что родители, потерявшие детей, больше не боятся умереть. 

Принятие смерти

По результатам исследований, люди, которые морально приняли смерть, психологически подготовлены к конечности жизни. Они осознают свою смертность и проявляют позитивную эмоциональную реакцию. 

Однако некоторые могут принимать смерть в целом, но при этом отрицать мысль о своей смертности. Например, ученые изучили восприятие человеком чужой смертности и собственной и выявили, что участники исследования зачастую нереалистично описывали свою возможную смерть, зато весьма реалистично — смерть других. 

Отношение человека к смерти может быть связано с его физическим и психическим здоровьем. Это подтверждено исследованиями: физически здоровые люди зачастую меньше боялись смерти. Было доказано, что принятие смерти положительно влияет на здоровье и благополучие в целом.

Влияние религии

Религия играет важную роль в восприятии человеком смерти. Любая религия может заглушать страх смерти. Многие религии уделяют большое внимание загробной жизни и убеждают людей, что смерти не нужно бояться. Верующие обычно принимают смерть, потому что верят, что продолжат счастливо жить в загробном мире.

Влияние социальной поддержки

Самой важной формой социальной поддержки является эмоциональная. Для Барбары, Джин и Гордона наличие близких отношений с заботливыми друзьями и членами семьи оказало самое большое влияние на их страх смерти. Было доказано, что социальная поддержка, которая укрепляет самооценку человека, снижает негативное влияние стресса в условиях скорой смерти. Люди с высокой самооценкой, получающие хорошую социальную поддержку, в меньшей степени боятся смерти.

По результатам исследований, смерти очень боятся пожилые люди, которые живут в медицинских учреждениях (особенно те, у кого слабое здоровье, низкая самооценка и ощущение бессмысленно прожитой жизни).

Впервые в исследованиях не было противоречий: люди, получающие слабую социальную поддержку, испытывали большой страх смерти.

Депрессия

Люди часто спрашивают меня, в чем различие между горем и депрессией. Хотя эти понятия кажутся схожими, сами процессы отличаются. Горе — это реактивная реакция на внешнее событие (вызывает комплекс переживаний). Самое простое определение депрессии звучит так: это постоянное ощущение негатива или тревоги, возникающее из-за химического дисбаланса в мозге. Даже когда мы находимся в процессе переживания горя, можем испытывать моменты удовольствия или счастья.

В состоянии депрессии чувство пустоты и отчаяния не покидают. Тяжелое горе обладает признаками депрессии и требует профессиональной помощи (например, если у человека появляются суицидальные мысли). Но в отношении работы разума точные определения невозможны. Исследование показывает, что 15% всех психологических расстройств возникает из-за нерешенного чувства горя.

Перевод: Гиматова Ю. М.