В потемках таврических. Почему туристы гибнут по дороге на крымские курорты
С ветерком
После запуска движения по Керченскому мосту добираться до Крыма на машине стало гораздо удобнее, чем раньше: бесконечные очереди на паромную переправу ушли в прошлое. К тому же ехать в отпуск на автомобиле дешевле: авиабилеты в Крым в июле стоят 7–12 тысяч рублей на одного человека. Поездка от Москвы до Ялты на машине обойдется в 10 тысяч рублей (затраты на топливо АИ-95 на 2 тысячи километров в одну сторону), но это уже будут расходы на семью или компанию из трех-четырех человек.
С мая прошлого года по Керченскому мосту проехало больше 5 миллионов машин, в том числе около 60 тысяч автобусов. Назвать точное число туристов, въехавших на территорию Крыма таким способом, сложно: статистики нет даже у региональных властей. Но понятно, что количество желающих добраться до полуострова с материковой части России на личном автомобиле,будет только расти. В том числе благодаря новой переправе.
Дорога смерти
Днем 12 мая автомобиль «Форд Фиеста» ехал по «Тавриде» от Феодосии в сторону Симферополя. На 130-м километре машина выехала правым колесом на обочину, вылетела на встречную полосу и попала под самосвал. Грузовик полностью смял кузов «Фиесты», в которой ехала семья из Ростовской области. Судя по фото, шансов выжить у водителя и его пассажиров не было.
Лобовые столкновения — одни из самых распространенных ДТП на «Тавриде». За первые шесть месяцев этого года на трассе произошло 63 аварии, в которых погибли 19 человек, пострадали — больше 100. На старой автодороге Керчь — Симферополь со схожим трафиком (10–15 тысяч машин в сутки) за этот же период было 23 аварии с четырьмя погибшими — это официальная статистика регионального ГИБДД. По мнению крымского общественного деятеля Александра Горного, местные СМИ информацию об этих авариях почти не публикуют. Люди чаще узнают об очередном смертельном ДТП через соцсети в специальных автомобильных сообществах во «ВКонтакте» и Instagram, где публикуются посты с фотографиями и описанием жутких последствий аварий. «Власти всеми силами стараются не привлекать внимание к таким новостям, особенно во время летнего сезона отпусков», — уверен Горный.
Ожидания и реальность
Новости о скором начале строительства «Тавриды» появились в СМИ в начале 2015 года — меньше чем через год после вхождения полуострова в состав России. Сразу стало ясно, что это очередной «мегапроект». «Таврида», как и мост через Керченский пролив, стала символом присутствия России на полуострове.
По задумке «Таврида» должна была стать трассой категории 1А — дорогой с четырьмя полосами (по две в каждом направлении) и полным освещением от Керчи до Севастополя. «Однако в 2015 году неожиданно началась энергоблокада полуострова с украинской стороны. Энергомост с территории России еще не протянули, поэтому в проект экстренно внесли изменения, — рассказал "Снобу" бывший министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. — В итоге "Таврида" стала трассой категории 1Б. Освещение решили делать только в районе населенных пунктов и крупных развязок». Главное было успеть частично открыть дорогу к лету 2018 года — одновременно с запуском автомобильного движения по Керченскому мосту, поэтому генподрядчик торопился начать строительные работы, говорят многие собеседники «Сноба».
По словам Григория Назарова, представителя генподрядчика «Тавриды» — компании «ВАД», сейчас трасса готова более чем на 60 процентов. Полностью будущую главную дорогу полуострова должны сдать к декабрю следующего года. То, что трасса «Таврида» сейчас — это не столько дорога, сколько строительная площадка, признавал и нынешний министр транспорта Крыма Сергей Карпов. Ради безопасности чиновник посоветовал водителям пользоваться старой автодорогой Керчь — Симферополь. По словам общественника Александра Горного, на местном радио крутят ролики, предупреждающие автолюбителей, что «Таврида» работает в тестовом режиме. Кстати, на ней пока нет стационарных заправок — только временные.
Путешествие по строительной площадке
Две строящиеся полосы «Тавриды» огорожены металлическими или бетонными отбойниками. Исключение — лишь небольшой участок вблизи Керченского моста: там генподрядчик открыл сразу четыре полосы, чтобы уменьшить пробки.
«На готовых и строящихся полосах асфальт уложен на разных уровнях. История с попавшим под грузовик "Фордом Фиеста" — показательный пример: задеть колесом асфальт у отбойника очень легко, а вот удержать руль в такой ситуации сможет не каждый, — говорит крымский дальнобойщик Анатолий Ювченко. — Ночью водителям еще сложнее: света на трассе почти нигде нет, зато рядом, за отбойником, работает строительная техника».
По словам водителей, отбойники, которые должны обеспечивать безопасность, сейчас, наоборот, ее создают. На некоторых готовых участках их установили сразу с двух сторон — у обочины и со стороны будущего встречного движения. Эти временные и постоянные ограждения почти не освещаются. «Если машина вылетает на встречку, избежать столкновения в замкнутом пространстве нереально, увести машину просто некуда», — объясняет Анатолий Ювченко.
Отдельная проблема «Тавриды» — грузовики, которые часто становятся если не виновниками, то участниками ДТП. По закону они не имеют права выезжать на трассу, когда дневная температура превышает 32 градуса. Иными словами, днем им, за редким исключением, ездить по этой дороге нельзя. Но часто водители большегрузов это правило игнорируют. Сотрудников ГИБДД на трассе очень мало, контролировать нарушителей, кроме установленных повсеместно камер фотовидеофиксации на треногах, некому. К тому же на «Тавриде», в отличие от старой автодороги, нет резких поворотов и крутых подъемов и она идет в обход крупных населенных пунктов.
«Эта трасса действительно нужна, она разгрузит старую дорогу, построенную еще при Советском Союзе, — говорит Александр Горный. — Но "Таврида" еще не готова, а сейчас начинается самый разгар летнего сезона. Ездить по недостроенной дороге опасно, при этом движение хоть частично, но уже открыто».
Сами виноваты
По мнению крымских чиновников, главные виновники аварий — сами водители. Министр транспорта Сергей Карпов называет причиной частых ДТП несоблюдение скоростного режима. Такого же мнения Григорий Назаров. «До конца года на "Тавриде" нельзя разгоняться быстрее 60 километров в час, но многие водители эту скорость сильно превышают. Кроме того, они совершают обгоны через сплошную и не следят за знаками приоритета». В своих соцсетях представитель «ВАД» ссылается на общую статистику ДТП в Крыму.
Местные «Тавридой» стараются не пользоваться. По крайней мере пока. «Сейчас только около 30 процентов машин на трассе с крымскими номерами плюс грузовики и фуры. Остальные — иногородние, — говорит Анатолий Ювченко. — Сами крымчане предпочитают автодорогу Керчь — Симферополь: там им знаком каждый поворот, каждый подъем и спуск. И, главное, меньше риск попасть в статистику ГИБДД».
Никита Павлюк-Павлюченко