Познер, Быков, Богомолов на Non/fiction — о самых важных книгах
Владимир Познер, журналист, телеведущий
Однажды со мной связалась девушка-журналист — делаю акцент именно на том, что она журналист, а не «журналистка», уж очень мне не нравится эта современная мода переделывать слова, как-то это уничижительно — и рассказала, что на ВДНХ открывается павильон, где будут представлены книжные полки от разных известных людей. Она предложила мне тоже поучаствовать и назвать пять книг, которые изменили мою жизнь. Я согласился, начал писать, получился длинный список, больше 65 названий — все эти книги были невероятно важны для меня, каждая из них в какой-то момент моей жизни помогла или изменила меня.
Она сказала: « Представьте, что в вашем доме пожар и у вас есть возможность спасти только 30 книг, какие бы вы вынесли?» И тогда я понял, что речь здесь идет не о 5 и даже не о 35 книгах, суть лежит совсем не в количестве книг, а в их качестве, в эмоциях и воспоминаниях, которые они несут в себе. Я с легкостью могу вспомнить, что мне в детстве читала мама, которая и привила мне любовь к книге: когда мне было пять лет, мы вместе читали «Приключения Тома Сойера», потом были «Винни-Пух» и «Алиса в Стране чудес», а после и моя любимая книга — «Три мушкетера». С тех пор у меня дома поселилось огромное количество книг, каждую из которых я люблю и очень ценю. Они составляют мою библиотеку. К слову, я искренне не могу понять людей, которые отказываются от бумажной книги и переходят на электронную — это же совсем другое, холодное и чужое, с ними словно что-то теряется, как будто умирает наша культура.
Сложно говорить о важных книгах, их слишком много. Есть книги вечные, например Библия. Любой сколько-нибудь грамотный человек должен хоть раз прочитать Ветхий и Новый Завет. Это литература, имеющая громадное влияние на то, какие мы сегодня, как мы живем, какова наша внешняя и внутренняя культура. Это один из столпов, на котором стоит не только всемирная литература, но и наша жизнь.
Ирина Прохорова, главный редактор журнала и глава издательского дома «Новое литературное обозрение»
Обычно, когда речь заходит о «важной» литературе, все сразу вспоминают пыльные тома классических романов, которые есть на каждой книжной полке. Мне хочется говорить о современных авторах, о том, что пишут сейчас, ведь это тоже важно, эти книги тоже могут в один момент обзавестись эпитетом «великие».
Как у издателя у меня всегда возникает конфликт интересов, поэтому хочу порекомендовать то, что издает «НЛО»:
Эмили Ван Баскирк, «Проза Лидии Гинзбург» — новаторское исследование, с абсолютно пионерским подходом к биографии человека. Это первый серьезный анализ ее творчества, который очень важно прочесть, чтобы понять, насколько значимой фигурой в литературном мире была Гинзбург. Автор подробно рассматривает интеллектуальный проект писательницы, в центре которого находится главный вопрос XX столетия — как выжить, не потеряв образа человеческого.
Андрей Зорин, «Жизнь Льва Толстого» — наша гордость. Написанная популярным языком, эта биография открывает новую концепцию исследования жизни человека, о котором, казалось бы, известно все. Зорин пытается пересмотреть все штампы, которые навязли на образе Толстого в советское время. Книга важная — она учит мыслить шире, закрывать глаза на стереотипы и видеть в писателях в первую очередь живых людей.
Александр Стесин, «Нью-Йоркский обход» — рефлексия доктора, который смотрит на людей взглядом врача, здесь перекликается с набоковской традицией взгляда на мир, его особенной «оптикой аутсайдера», взгляда снизу. Стесин раскрывает образ человека, который работает на окраинах Нью-Йорка, в действительно маргинальных пространствах, где живут его пациенты со всего света. Америка, которую открывает нам иммигрант, — это не поп-культура с ее идеальными небоскребами и улицами с картинки, это реальный портрет страны, большой, густонаселенной и очень противоречивой.
Андрей Бильжо, художник-карикатурист, эссеист
Могу сказать, что точно важна классика, на ней построено все, что мы читаем сегодня: от романов до самых маленьких заметок в блогах. Но есть принципиальный момент: нет великих книг — есть великие авторы. Для меня важнейший писатель — это Гоголь, он не просто мне близок, его произведения — это тот образец юмора, морали и авторского мастерства, на который нужно равняться. Сегодня таким значительным писателем является Сорокин. Но это мое личное ощущение, возможно, со мной здесь многие не согласятся.
Каждый сам определяет, насколько велик и значим тот или иной писатель. Кто-то любит кошек — кто-то собак, кому-то нравится Пастернак — кому-то Мандельштам, есть те, кто скажут, что Сорокин великий, а есть те, кто назовут гением Пелевина. «Великая» литература — это та, которая нравится нам самим, которая побуждает к действию, которую мы советуем друзьям, которую читаем детям. Это не книги — это персоналии, это авторы, которые пишут, и это мы, те, кто их читают.
Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист
Вечные книги, безусловно, существуют. Но шансы создать что-то вечное у проекта «Сноб» я пока расцениваю скромно, хотя авторы у вас превосходные. Вообще я очень люблю снобизм как жизненную стратегию, но когда разговор заходит в литературную плоскость, ему зачастую не находится места. Ведь снобизм — это про презрение, а оно не очень плодотворно.
Иногда случается такое, что и графоманская рукопись становится частью «вечной» литературы. Потому что она хранит в себе бесценное свидетельство времени. Гения забудут, его читать трудно, а графомана — чистое наслаждение. С удовольствием читается то, что с удовольствием пишется. Именно поэтому огромное количество «вечных» книг написаны не из желания сделать что-то «вечное», а чтобы хорошенько оттянуться. Хороший пример — «Москва — Петушки» Ерофеева: хотел повеселиться, а получился шедевр литературы.
Константин Богомолов, театральный режиссер, поэт
Мне абсолютно не интересно говорить о «важных», «вечных», «значимых» книгах. Я считаю, что человеку для того, чтобы его считали образованным, не обязательно нужны какие-то книги. Интеллект, философия и поведение человека, хорошее оно или плохое, формируются не литературой или произведениями искусства — это заложено в него генетически.
Человек по своей природе — вполне неплохое существо, если только на него не повлияют какие-то болезненные обстоятельства. Но и эти нарушения легко устраняются воспитанием, которое, на мой взгляд, не включает в себя книги, а заключается в отношении, в тех эмоциях, которые закладываются в процессе. Все зависит от среды, в которой человек растет: она может как взрастить в нем самые лучшие качества, так и погубить их.
Подготовила Юлиана Качанова