Фото: Tobias Titz/Getty Images
Фото: Tobias Titz/Getty Images

В конце октября прошлого года я со своим котом возвращался из Риги во Владивосток с пересадкой в Москве. Летели «Аэрофлотом». До столицы мы добрались без эксцессов, а с регистрацией на рейс Москва — Владивосток у нас возникли проблемы. Работница аэропорта взвесила Виктора и категорически отказалась регистрировать его на рейс в салон самолета — оказалось, Виктор отъелся до недопустимого веса и не проходит в нормативы, которые предлагает авиакомпания, — 8 килограммов с учетом веса переноски. Виктор весил 8,5 килограммов без переноски, поэтому мне сказали, что его нужно отправить в багажное отделение. 

Виктор не очень хорошо перенес даже короткий перелет Рига-Москва, поэтому я не мог позволить, чтобы 8 часов он находился без присмотра в багажном отделении. Я отказался лететь и сдал билеты.  

После этого я опубликовал пост в Facebook с просьбой найти похожего на Виктора кота. Вскоре нашлись добрые люди, которые согласились предоставить мне своего питомца. Через день я приобрел единственный доступный билет в бизнес-класс за бонусные мили, поскольку билеты были очень дорогие. На регистрацию мы принесли кота-дублера с меньшим весом, зарегистрировали его, после чего вынесли сумку-переноску в зал, поменяли котов местами и начали проходить предполетный досмотр. Посадка в самолет и полет до Владивостока прошли без происшествий.

Об этой истории так никто бы и не узнал, если бы я не решил поделиться ей со своими друзьями. Спустя несколько дней я опубликовал посты в Facebook и Instagram, рассказав о том, с какими трудностями мы столкнулись, добираясь до дома. Пост был в открытом доступе, и неожиданно для меня он стал очень популярен. 

Поначалу мне было любопытно наблюдать за реакцией общественности, но в какой-то момент захотелось удалить пост. Я боялся, что информация дойдет до «Аэрофлота» и  против меня введут санкции. Поэтому, когда ко мне обратились первые журналисты, я попросил их не указывать названия авиакомпании и изменить мое имя и фамилию при публикации. Но уже через день я понял, что все это бессмысленно, поскольку масштабы известности росли с небывалой скоростью. История разошлась настолько, что о ней писали даже зарубежные СМИ.

Я придерживаюсь позиции, что нарушать существующие правила нельзя. Для себя я могу найти оправдание в том, что это была вынужденная мера. Но в целом, правила перевозки животных устарели и их нужно менять. Например, буквально через месяц после нашей ситуации, выяснилось, что один авиаперевозчик забыл собаку в самолете после перелета из Москвы в Германию, и до хозяйки Анастасии Штейн питомец долетел только спустя 12 часов. С Максимом Чумаченко произошла история еще страшнее: его 2 кошки погибли при транспортировке в багажном отделении из Нью-Йорка в Москву. (Авиаперевозчик — «Аэрофлот» отрицает, что смерть животных наступила во время перелета. — Прим. ред.)

Мои опасения по поводу санкций подтвердились. После того, как авиаперевозчик узнал, что я нарушил правила, он отобрал у меня бонусные мили, которых хватило бы на год путешествий. Конечно, я, как нарушитель, не вправе осуждать действия «Аэрофлота». Это их внутренняя политика, и они могут поступать так, как посчитают нужным. В договоре есть строка, в которой четко сказано, что они по своему усмотрению могут расторгнуть договор с пассажиром. Тем не менее, если вернуть время назад и задуматься о том, поступил бы я так же или нет, то могу сказать, что, ставя на весы жизнь и здоровье моего кота и те мили, которых я лишился, я все равно предпочел бы живого кота.

Так уж вышло, что мой кот стал символом борьбы за права животных в нашей стране. Я не чувствую себя активистом, но мне приходится участвовать, потому что я понимаю, что к моей истории приковано много внимания и я не могу быть в стороне. 6 февраля мы с Анастасией Штейн и Максимом Чумаченко организовали встречу, на которой представили пакет предложений по изменению правил авиаперевозки. Их мы передали в Минтранс и Госдуму. 

При составлении предложений мы учли не только наши собственные интересы как хозяев домашних животных, но и других пассажиров, в том числе, аллергиков. Мне не удалось найти зарегистрированных случаев проявлений аллергических реакций на животных в самолетах. Из этого я сделал вывод, что, когда животное находится в переноске и не выходит наружу, оно не представляет опасности для аллергиков.

Но несмотря на это, в первую очередь авиатранспорт придуман для людей, а уже потом для людей с животными. Решением проблемы может стать графа, в которой пассажир мог бы указать наличие у себя аллергии, чтобы авиаперевозчик мог развести аллергика и животное в разные части самолета. Признаюсь, во время своего перелета я нарушил правила и достал Виктора из переноски, чего делать нельзя.

В том, что касается авиаперелетов с животными, уже наблюдаются первые подвижки. Раньше все ограничивалось нашими предложениями, но несколько дней назад авиакомпания «S7» увеличила допустимый лимит веса перевозимого животного с 8 до 10 килограммов. Ранее «Международные авиалинии Украины» сделали то же самое. Это позволит большому количеству животных путешествовать в салоне вместе со своими хозяевами, в том числе, моему коту. Ходят слухи, что и «Уральские авиалинии» изменили свои правила для перевозки животных и теперь разрешают покупать пассажирское место для животных вплоть до 20 килограммов. Я пока не получил подтверждение от «Уральских авиалиний», но надеюсь, что это правда. Хочется верить, что эти правила в скором времени станут обязательными для всех авиакомпаний. 

Подготовили Александр Макаров, Ксения Праведная