Фото: Koron/Getty Images
Фото: Koron/Getty Images

Лера Тихонова, писатель, ресторатор. Черногория

В Черногории никто не слышал про «одно окно». Тут все муниципальные услуги — в десятках разных окон, и ты их оббегаешь по кругу. Спасает лишь то, что круги, которые приходится наворачивать, небольшие — наш городок в десять раз меньше какого-нибудь московского Орехово-Зуево или Бирюлево. Бежать надо с утра пораньше: «окна» закрываются еще до обеда. Помимо того, что у них короткий приемный день, упереться носом в закрытое окно можно, например, потому, что у тетушки, выдающей справки, началась Слава. Это праздник семейного святого, который празднуют по несколько дней кряду. Но никто не жалуется, терпеливо ожидая нужную бумагу: в соседнем окошке легко могут простить отсутствие какого-нибудь документа, не полученного по вине Николая Угодника или Василия Острожского. 

Рами Крупник, адвокат, нотариус. Израиль

В Израиле нет многофункциональных пунктов. Каждое министерство выдает собственные справки и подтверждения согласно его законным полномочиям. Например, МВД выдает заграничные паспорта, удостоверения личности, справки о личном состоянии и тому подобные документы. За справкой можно обращаться в порядке живой очереди, а можно заранее забронировать время на сайте ведомства, что сэкономит время.

Водительские права здесь получают в управлении регистрации при Министерстве транспорта. В последнее время, кстати, значительно упростили процедуру получения прав новым репатриантам, и израильские права выдаются на основании заграничных и медицинского заключения окулиста.

Вопросы выплаты пособий и медицинского страхования решаются Институтом госстрахования. Новый репатриант приходит в Институт госстрахования и становится на учет. После оформления в Институте госстрахования необходимо зарегистрироваться в больничной кассе медицинской организации, где планирует обслуживаться пациент. Она будет оплачивать медицинские процедуры. 

Анжелика Азадянц, журналист, писатель. Кипр

На Кипре во всех государственных инстанциях всегда был невероятный хаос. Собрать пакет документов было настоящим квестом — точнее, хождением по мукам. Документы терялись, в них постоянно обнаруживались ошибки, особенно когда дело касалось иностранцев. 

Несколько лет назад правительство Кипра не без влияния Евросоюза собралось с силами и организовало универсальные Центры обслуживания граждан (Citizens Services Centers, CSC). Систему, наконец, компьютеризировали. Все сведения хранятся в общей базе данных, и теперь, к счастью, многие вопросы можно решить в CSC. Например, получить удостоверение личности взамен истекшего, водительское удостоверение, свидетельство о рождении и смерти. Там же можно подать заявление на все виды пособий (кроме пособия по безработице — для этого есть отдельное учреждение), перерегистрировать автомобиль и недвижимость.

Администратор CSC выясняет, по какому вопросу пришел посетитель, и выдает ему талон с номером соответствующего цвета: белый — это пособия, зеленый — всякие справки, оранжевый — вопросы по видам на жительство. Когда подходит очередь, администратор называет цвет и номер талона, и посетитель идет к указанному сотруднику.

В центрах есть кондиционеры, а также диспенсеры с питьевой водой и бесплатный Wi-Fi. Рядом с каждым сотрудником есть планшет, где можно оценить его работу по пятибалльной шкале.

Татьяна Абрамовская, искусствовед, киновед, эссеист. Франция 

У меня нет негативных воспоминаний о русской бюрократии: все мои прописки и выписки, отъезд на постоянное жительство и смена паспорта прошли как по маслу. Поэтому я не могу сказать, что французская бюрократия лучше или эффективнее: по мне так и русская неплоха.  

Во Франции бюрократия невероятно разветвленная и специализированная. Спасибо Наполеону: он ввел основные правила, по которым она до сих пор работает. Каждая инстанция занимается сугубо своим делом. Продумано, кажется, хорошо — недаром система столько лет функционирует.

Паспорт можно получить за два дня. Это мне, гражданке Люксембурга, в моем посольстве в Париже. С идентификационной картой тоже все просто: когда срок пользования подходит к концу, вас об этом уведомляют и просят обратиться за новой «с минимальной отсрочкой». У меня с этим не было никаких проблем.

Права выдаются в мэрии, с очередью в 5–20 минут, как повезет, но без мороки. Говорю со слов тех, кто их имеет — у меня прав никогда не было.

Общая обязательная страховка оформляется в страховых государственных кассах. Эти учреждения слегка удручают. Народу там тьма, бардака, следовательно, тоже, а с ним и проволочек. Тоска от возни с документами может сравниться разве что с посещением зубного. Но в принципе у хорошо организованного европейца все необходимые документы всегда дома под рукой: они обязаны хранить свои квитанции о зарплате (пенсии или ином доходе), о положении счета в банке, об оплате квартиры и коммунальных услуг по крайней мере год. И все хранят. Так что не удивляйтесь, если увидите у кого-то в доме гигантские офисные папки.

Атмосфера в страховых кассах зависит от времени дня. Бывают, видимо, ситуации напряженные: недаром на стенах висят плакаты, которые красочно рассказывают гражданам о статьях уголовного кодекса за оскорбление личности, рукоприкладство, нанесение физических увечий. Персонал бывает очень разный. Есть люди, которые действительно ищут решение ваших проблем, есть те, кто хочет найти повод ничего не делать. 

Тут есть еще одна обязанность, незнакомая русским гражданам, — декларация налогов. Тоска. Каждый год. Листов десять. Не знаю, сколько точно, я их не заполняю. У меня такая стратегия: я несу бланки в мое налоговое бюро незаполненными и там начинаю канючить, что, мол, придурок я, помогите, сама в жизни не разберусь. Считаю, что это не свинство, а оптимизация усилий и времени. Они там натренированы и заполняют мои бумажки за 5 минут, а я бы тосковала и копалась весь день. Этот трюк, кстати, часто проходит во французских инстанциях: народ обычно добрый, все помогают.

В московских центрах госуслуг можно быстро оформить большинство документов, будь то регистрация автомобиля или заявление в ЗАГС, узнать обо всех действующих налогах и сборах и даже пройти медосмотр. Офисы службы работают без выходных и перерывов на обед с 8.00 до 20.00, флагманские — с 10.00 до 22:00. Центры решают не только бюрократические, но также культурные и образовательные задачи: в них проходят бесплатные выставки, лекции и мастер-классы.