Что общего у космонавтов и видеоблогеров
Когда я была маленькой, многие в нашем дворе, в том числе и какое-то время я сама, хотели стать космонавтами. Если рассмотреть наше хотение непредвзято, отбросить ретро и романтический налет, то какая судьба была нам так желанна? Уточню для современных родителей, времен широко распространенного «хотения в космонавты» однозначно не заставших: все трудности и особенности профессии были нам, тогдашним детям 9–12 лет от роду, прекрасно известны.
Итак. Мы хотели в космонавты. Для этого нам предстояло (так, как мы это тогда знали и понимали):
1) Долго и упорно тренироваться. В основном, по нашему мнению, требовалось тренировать выносливость тела и духа, то, что во дворе моего детства называлось «силой воли». Способы ее тренировки были от банальных — утренней зарядки и обливаний холодной водой — до дичайших и по своему происхождению восходящих, по всей видимости, к обряду племенных инициаций, которые я не буду здесь описывать, чтобы не пугать современных родителей.
2) Пройти в каком-то неопределенном месте жесточайший отбор. Там из множества желающих выберут самых достойных.
3) Эти достойные попадут в секретный отряд космонавтов и опять же будут еще много лет тренироваться — еще более жестокими методами, чем в нашем дворе.
4) Отточив «силу воли» и прочие разнообразные, в том числе секретные, навыки уже до какого-то совершенно невообразимого из нашего пролетарского двора предела, они пройдут отбор еще раз и полетят в космос на советских ракетах.
6) Советские ракеты — это такие железные, очень сложные консервные банки с множеством сложнейшей аппаратуры. Там космонавтам придется в сложнейших условиях вдали от Земли выполнять невероятно трудные и опасные задания. На других планетах и звездах — мы уверенно полагали, что к моменту нашей взрослости человечество их уже достигнет, — космонавты будут жить в замкнутых модулях, перемещаться в больших герметичных машинах и бродить в тяжелых и душных скафандрах.
5) Когда космонавты вернутся на Землю, их покажут по телевизору и подарят много цветов. Потом они отчитаются перед учеными, немного повыступают перед тогдашними пионерами с рассказами о космосе и опять вернутся в свой секретный отряд — продолжать тяжелые тренировки и готовиться к следующему полету.
Вот так мы себе все это представляли.
Теперь посмотрим со стороны тогдашнего мира взрослых, гораздо более жестко, чем теперь, отделенного от мира детей. Взрослый мир откликался на наши желания вполне благодушно. И предельно демократически. Никто никогда никому не говорил, что есть какие-то ограничения: да, космонавтом в будущем может стать любой ребенок из любого двора или колхоза. Всегда уточняли: быть космонавтом — это, конечно, невероятно почетно, но ведь и невероятно сложно. Космонавтов пока мало, а желающих — много. Ты уверен, что именно у тебя получится? Уверен? Ну что ж — тогда старайся, работай. Космонавт должен много всего знать и уметь. Что конкретно? Не знаю — это же секретная профессия. Но уж учиться-то в школе он, наверное, должен хорошо?
В условиях дефицита информации мы обходились как умели. Я сама, например, решила, что в рамках подготовки к профессии космонавта помимо дворовых тренировок «силы воли» следует заучить наизусть фамилии и имена всех, кто уже летал в космос, и проштудировать все тома детской энциклопедии «Хочу все знать». Что и проделала.
Мой дедушка-коммунист сказал, что советский космонавт, помимо прочего, должен быть идеологически подкованным. Проведя некоторое доступное мне как советскому ребенку маркетинговое исследование, я решила на мелочи не размениваться и обратиться к первоисточнику. В результате, к некоторому ужасу районных библиотекарей, в 11 лет я прочитала «Капитал» Карла Маркса. Перевернув последнюю страницу этого масштабного произведения, я в полной мере испытала «шестое чувство советского человека» — чувство глубокого удовлетворения. Теперь я была максимально идеологически подкована, и еще одно препятствие между мной и открытым космосом было устранено.
Я думаю, некоторая очевидная иррациональность вышеописанного уже подготовила читателя к моему следующему тезису.
Когда к вам приходит ваш ребенок и говорит, что он хочет стать знаменитым видеоблогером и в ближайшее время намерен заработать этим нелегким, но престижным в современном мире трудом огромную славу и огромные деньги, отнеситесь, пожалуйста, к его желанию и намерениям так же серьезно и спокойно, как относились к нашему желанию стать космонавтами советские взрослые.
Никаких воплей: да ты что, с ума сошел?! Ты представляешь, сколько сейчас таких, как ты, идиотов, ничего не знающих и не умеющих, хотят стать видеоблогерами? Да и те, которых ты смотришь, — они же все идиоты и постоянно несут какую-то чепуху!
Задайте себе вопрос: какую цель вы преследуете, дискредитируя таким образом мечту ребенка? Хотите испортить отношения? Отучить его мечтать? Что-то еще? Только не говорите, что вы учите его «реально смотреть на вещи». Что вы вообще достоверно (реально) знаете о мире, в котором ему предстоит жить, когда он окончательно вырастет?
Хорошо, скажет благосклонный читатель, убедили: визжать и проклинать виртуальных блогеров-идиотов не будем. А что делать? Не обращать внимания, как фактически не обращали внимания на детей советские родители?
Я полагаю, что времена с тех пор значительно изменились, и значительная часть родителей просто идеологически и фактически не может «не обращать внимания» на своих детей. И в этом есть свои несомненные плюсы.
Но сначала — опыт поколений:
Безоговорочно принимаем желание ребенка стать космонавтом (знаменитым блогером): да, ты хочешь им стать. И безусловно, ты можешь. Я видел на экране советских космонавтов (блогеров, которыми ты увлекаешься, как примером) — когда-то они были такими же простыми ребятами, как ты.
Чтобы стать космонавтом (знаменитым блогером), нужно много работать. Желающих много, но знаменитыми становятся единицы. Труд остальных в некотором смысле уходит в песок. Ты уверен, что именно у тебя получится? Плюс все трудности и вредности по дороге. Готов много стараться? Преодолевать? Уверен? Готов? Тогда — все отлично. Я искренне желаю тебе успеха.
А вот дальше развилка.
Родители времен моего детства в этом месте отходили в сторону и больше о мечтаниях ребенка не задумывались и не вспоминали — жили своей обычной жизнью, с детской субкультурой практически не пересекавшейся.
Современный родитель устроен иначе, и в этом, как уже упоминалось, есть свои преимущества.
Спросите ребенка, не нужна ли ему информация, анализ или какая-то иная ваша помощь как старшего товарища.
Если он ее отвергает, не лезьте. Скажите, что вы готовы поддержать его начинание своими интеллектуальными ресурсами, и отойдите.
Если же ребенок охотно соглашается, тогда — вот она, возможность совместного досуга и творчества. Это особенно важно, если по какой-то причине вы с ребенком должны некоторое время безвылазно оставаться дома. Если вы будете все время слоняться за его спиной и издавать заунывные вопли типа: «положи телефон», «лучше почитай», «хоть бы посуду за собой вымыл», «а ты уже сделал задание, которое тебе прислали?» — довольно скоро грянет взрыв. А так у вас есть длинный совместный проект, интересный вашему ребенку.
Сразу определите, кто что делает и у кого какая роль, чтобы потом не было обид и непонимания. Изучите материал. Ваш ребенок уже много знает о блогерах, а вы — ничего. Поставьте задачу, поищите ресурсы, определите, в чем могло бы быть послание, содержание блога, его изюминка и так далее.
Пробуйте, экспериментируйте. Вас это, быть может, удивит, но вы будете так же ревностно считать лайки под вашим экспериментальным продуктом, как и ребенок, и так же огорчаться из-за набежавших недоброжелателей. Совместные переживания сближают, улучшают и углубляют отношения.
P. S. Откуда я взяла идею для этого поста? На днях ко мне на прием пришла семья из Пушкина. И я по ходу дела спросила мальчика Мишу 12 лет: «А интернет для тебя — что?» — «Космос», — ответил Миша и обаятельно улыбнулся.