Иван Шкварун: Контроль или доверие? Стоит ли превращать работу на «удаленке» в эпизод из «Черного зеркала»
Удаленная работа — это неизбежность
К моменту, когда из-за эпидемии всем пришлось перейти в режим самоизоляции, для сотрудников некоторых крупных российских компаний работа из дома уже была привычной. Например, беспрецедентный эксперимент BeeFree по переводу сотрудников «Вымпелкома» на частично удаленную работу начался еще летом 2016 года. С тех пор от одного до пяти дней в неделю вне офиса трудится до 65% административного персонала телеком-гиганта. Но это исключение: переходить на новый формат большинству компаний приходится в почти авральном режиме.
Почти 95% сотрудников перевели на удаленку в «Тинькофф», в офисах Rambler Group сегодня осталось не больше 2% персонала, с 16 марта из дома работает вся команда «ВКонтакте», тогда же отправились домой 40 тысяч работников «Ростелекома». Сотрудникам финансового блока, бухгалтерии и HR-департаменту Rambler Group временно отдали офисную технику, в «Додо Пицца» — недостающую дома мебель, скидки на доставку обедов получили удаленные работники «ВКонтакте».
Очевидно, что сотрудники сейчас испытывают различные сложности: работа из дома ассоциируется с удобством и ленивым «работаю как и когда хочу» только у тех, кто с ней не сталкивался. Добавим некоторые трудности в коммуникации: не всем легко привыкнуть решать все вопросы в Zoom. Кому-то просто трудно перестроиться, что влияет на результативность работы. Необходимость «перезагрузки» при переходе к удаленной работе подтверждают в компаниях, где такой опыт есть. В «Вымпелкоме» рассказывают, что процесс адаптации может занимать до полутора месяцев.
«Большой брат» следит за тобой
Одна из самых важных проблем для руководителей в новых условиях — организация контроля работы сотрудников. Ведь определенное недоверие — а вдруг дома сотрудники будут впустую тратить время? — всегда было одним из главных препятствий для перехода на удаленку.
Некоторые руководители сейчас активно внедряют системы слежки. Например, пресс-секретарь компании Axos Financial Inc. заявил: «Контроль за сотрудниками, работающими на дому, гарантирует, что они будут соответствовать стандартам качества и производительности труда, которые ожидаются от всех».
Однако такие методы, как удаленный мониторинг работы сотрудников за компьютером в реальном времени (например, ПО позволяет делать скриншоты рабочего стола каждые десять минут и отслеживать количество отправленной и полученной почты), решают проблему лишь отчасти. Если в офисе тотальный контроль выглядит довольно оправданным, то дома может восприниматься как вторжение в личное пространство.
Контроль vs помощь
Сейчас руководителям стоит сосредоточиться скорее не на контроле, а на помощи и понимании проблем сотрудников. Ведь очевидно, что самочувствие персонала, рассматриваемое в самом широком смысле, напрямую влияет на результативность и эффективность работы. Одним из методов его «замера» были опросы для оценки внутреннего NPS (Индекса потребительской лояльности), которые проводились не чаще двух раз в год. Результаты экстраполировали на длительный промежуток времени, а решения руководители принимали на основе данных, которые, если разобраться, могли в некоторых случаях устареть относительно быстро.
Еще недавно с этим можно было в известной степени мириться, довольствуясь «средней температурой по больнице». Теперь, когда мы столкнулись с постоянно меняющейся ситуацией, новыми вызовами и совершенно незнакомыми условиями, которые в той или иной степени затрагивают все бизнес-процессы, традиционный подход стоит трансформировать. Представляется, что исследования NPS лучше проводить каждый квартал с итерациями каждые две недели. Руководитель в таком случае, с одной стороны, получает актуальную информацию и «держит руку на пульсе», а с другой — может сравнивать данные за каждые три месяца в динамике.
Топ-менеджеры компаний получают возможность оперативно реагировать на проблемы сотрудников. Например, вопросы об оснащенности рабочего места и возможности эффективной коммуникации с коллегами на удаленке благодаря таким опросам могут быть решены максимально быстро.
Сотрудники, в свою очередь, понимают, что им доверяют, а не только контролируют. Они чувствуют, что их мнением интересуются, это повышает их мотивацию, создает ощущение вовлеченности и увеличивает эффективность результатов.