Театр у вас дома: лекарство от депрессии и новая реальность
«9 движений, которые превратят ваш дом в театр» (копродукция немецко-швейцарской команды Rimini Protokoll, компании «Импресарио» Федора Елютина и Мобильного художественного театра) и телефонная пьеса на двоих «Алло», участник «Спонтанной программы» питерского фестиваля «Точка доступа», призывают зрителя включить воображение и сыграть в игру. Представить себя за пределами «здесь и сейчас», под иным углом взглянуть на привычные вещи, перенестись в другое время и другое пространство. По существу, любой театр в какой-то мере несет в себе эту функцию, но в условиях домашней изоляции эффект получается неожиданный. Зритель на короткое время становится отчасти и режиссером, и актером, и зрителем. Этот театральный опыт имеет поразительный терапевтический эффект, помогает вырваться из ритма однообразно тянущихся дней.
Спектакль «9 движений» длится без малого 7 минут. Вы включаете аудиозапись и, следуя простым инструкциям и выполняя задания (несложно догадаться, что их девять), начинаете квест по собственной квартире. Режиссер Штефан Кэги (один из руководителей компании Rimini Protokoll, известной на весь мир своими документальными постановками) придумал эти нехитрые упражнения, также находясь дома в изоляции, и сам записал версии на английском и немецком языках. Для русского варианта «инструкции» озвучил актер Мастерской Дмитрия Брусникина Петр Скворцов. По словам автора, Петр сделал это очень эмоционально, сам же Штефан стремился к более вкрадчивой и интимной интонации.
Следуя за голосом, звучащим в наушниках, зритель может заново освоить свою квартиру, многим уже изрядно поднадоевшую, стать гостем у себя дома, «подняться» над обыденностью, забыть о происходящем, перенестись в детство. И все это за 6 с лишним минут. Наверное, не у каждого это получится на 100%: нужно не бояться фантазировать, только тогда дом действительно станет театром, и на куда более долгое время, чем короткий отрезок спектакля.
Премьера русской версии прошла при большом скоплении людей в зуме. Мобильному художественному театру и команде Федора Елютина удалось собрать «зал» более чем на 500 человек. В зуме зрители получили объяснения, как и что им делать, а потом каждый участник, отключившись от трансляции, «погрузился» в прослушивание аудиотрека. Затем все вернулись обратно в зум на обсуждение.
И вот тут-то случилось самое интересное. 500 «маленьких» лиц на экране, 500 участников эксперимента, каждый из которых пережил свой, очень личный опыт «освоения» квартиры, стали на какое-то время некоей проекцией «обычного» зрительного зала среднего размера. Не только и не столько спектакль, а именно нахождение одновременно в одном интернет-пространстве создало полную иллюзию настоящего театра, по которому все так соскучились. Театра, где можно обмениваться мнениями, подмигивать друг другу, чувствовать плечо соседа, но где в любом случае у каждого свое видение происходящего на «сцене».
Ссылка на спектакль «9 движений» на русском и английском языках есть в открытом доступе на сайте «Импресарио» и в мобильном приложении МХТ.
Для участия в телефонном спектакле «Алло» понадобится чуть больше усилий и чуть больше времени. Зритель покупает билет на определенное время, за десять минут до начала ему присылают текст пьесы, где прописаны его реплики, но открывать файл заранее не рекомендуется, иначе пропадет эффект неожиданности. А потом раздается звонок в WhatsApp: «Алло, Алло!», и начинается спектакль на двоих. Режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова придумали очень хитро устроенную пьесу, в которой все как бы идет по заранее намеченному сценарию, и в то же время сюжет то и дело «виляет» в сторону. В тексте есть места, где можно и нужно импровизировать. Актриса на другом конце телефонного провода все время провоцирует собеседника на откровенность и заставляет волей-неволей изливать душу, хотя никто не обязан этого делать. Слушатель вправе говорить о себе неправду или полуправду, придумать вымышленное имя и вообще молоть околесицу. Но, думаю, далеко не всем этого хочется…
В сценарии есть несколько неожиданных поворотов, которые любого застанут врасплох и точно заставят улыбнуться и удивиться. Ну и главное: собеседница ничего не знает о коронавирусе, ей многое придется объяснять на пальцах. Она в целом очень доброжелательна, в чем-то наивна и непосредственна, в чем-то мудра и даже хитра. Вешая трубку (разговор длится примерно час), вы наверняка почувствуете легкую горечь от расставания с близким человеком.
Спектакль «Алло» — еще один опыт выхода из зоны комфорта, интересное путешествие во времени и попытка взглянуть на сегодняшнюю ситуацию как будто со стороны и в совершенно других масштабах. Оба проекта — «9 движений» и «Алло» — направлены в первую очередь на переключение фокуса внимания, на уход от действительности в иное пространственно-временное измерение, и этим они помогают отстраниться от насущных проблем.
Но театр способен быть не только лекарством от скуки и депрессии. Скажем, все средства, собранные от продажи билетов на «Алло», организаторы спектакля (Союз театральных деятелей России и проект «Разговоры») перечисляют в фонд Alma Mater на поддержку инклюзивного театра. Назначить себе телефонную встречу можно на сайте фестиваля «Точка доступа».
О целительной силе театрального искусства также говорили на онлайн-платформе BDT Digital в рамках специального организованного «Социального дня». Проект так и назывался — «Театр спасает: как театр помогает людям»: участники рассказывали о том, как театр круто изменил их жизнь, скажем, режиссер Евгения Беркович усыновила двоих детей, занимаясь благотворительными проектами в детских домах.
В тот же день БДТ имени Г. А. Товстоногова совместно с журналом «Театр» и фондом «Не напрасно» запустили марафон в поддержку врачей: актеры читали документальные тексты, написанные врачами, которые сейчас работают на передовой коронавируса и ежедневно спасают тысячи жизней. В результате этой благотворительной инициативы #помогиврачам было собрано 3 802 000 рублей для питерского НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе. БДТ передает эстафетную палочку марафона #помогиврачам московскому «Гоголь-центру».