Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Anna Shvets/Pexels

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Anna Shvets/Pexels

Марк Саневич: Что такое телемедицина и как она развивается в России и других странах мира

Редакционный материал
Пандемия 2020 года изменила жизнь людей по всему миру. Вскрылось множество проблем сферы здравоохранения, а возможность получить консультацию врача дистанционно приобрела первостепенную важность. О состоянии, назначении и перспективах телемедицины рассказывает Марк Саневич, сооснователь и генеральный директор медицинской компании BestDoctor
13 октября 2020 9:47

Телемедицина сегодня — это востребованный сегмент здравоохранения с годовым приростом до 20%. В России это направление только начинает развиваться, в то время как рынок в США в период с 2014 по 2020 год вырос в шесть раз и достиг $3 миллиардов. Для сравнения: в российские телемедицинские компании в 2019 году было инвестировано 1,5 миллиарда рублей. Импульсом для развития и внедрения телемедицины стала эпидемия коронавируса COVID-19. Так, в России спрос на дистанционные консультации врачей в первом полугодии 2020 года вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По прогнозам инвестиционной компании Zamwell, российская телемедицина будет шагать в ногу с общемировой, периодически обгоняя ее. Некоторые исследования обещают, что к 2022 году до 25% населения страны будет пользоваться услугами дистанционной медицинской помощи.

Телемедицина как экосистема 

Телемедицина — это оказание услуг в сфере здравоохранения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Услуги предоставляются в условиях, когда врач и пациент находятся на расстоянии друг от друга. Также сюда относится ситуация, когда один врач обращается за консультацией к другому специалисту или созывает консилиум врачей. По прогнозам экспертов, из точечного решения по обслуживанию простых случаев телемедицина станет частью процесса лечения, предоставляемого клиническими центрами для ускорения обслуживания и оптимизации пользовательского пути пациента. При использовании сервиса BestDoctor, к примеру, качественная маршрутизация сокращает время лечения на десять часов и позволяет пациентам получать нужные услуги в комфортном формате и удобном им темпе.

Телемедицина — не отдельная отрасль, а часть всей медицинской системы и продукт ее цифровизации. Это направление активно развивается, его часто рассматривают как отдельный рынок оказания онлайн-консультаций, но без офлайна оно существовать не сможет.

Удачным примером телемедицинского стартапа можно назвать американскую компанию Amwell, которая в сентябре 2020 года вышла на IPO в Нью-Йорке с оценкой $4 миллиарда, а через неделю уже стоила $6,4 миллиарда. Amwell всегда фокусировалась не на конечных потребителях, а на клиниках. Сделав правильную ставку, сейчас она является лидером в США по количеству подключенных больниц. В условиях пандемии телемедицина стала частью жизни американцев. Если до нее удаленным медицинским обслуживанием пользовались 10% населения, то во время эпидемии коронавируса этот показатель достиг 50%.

Главным конкурентом компании Amwell является Teladoc. В 2020 году акции этой компании выросли на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Еще один пример перспективности этой отрасли — стартап Grail, занимающийся разработкой технологии ранней диагностики рака по анализу ДНК. В сентябре 2020 года компания Illumina (монополист на рынке секвенаторов) купила Grail за $8 миллиардов.

Типы телемедицины

Решения типа «врач — пациент». Пациенту предоставляются консультации семейного врача и узкопрофильных специалистов. Доступны такие форматы проведения онлайн-консультаций: текстовый чат, аудио- или видеосвязь. По статистике 85% пациентов выбирают чат-консультации. 

Решения типа «врач — врач». Этот вариант используется, если семейному врачу нужно получить экстренную консультацию узкого специалиста или созвать консилиум врачей, но физически добраться до них он не имеет возможности. Сюда также относится трансляция операций в реальном времени и повышение квалификации.

Телемедицинские консультации предоставляются в режиме реального времени и в режиме отложенной консультации, при котором врач-консультант дистанционно изучает медицинские документы пациента и готовит заключение без использования непосредственного общения с пациентом, его законным представителем или лечащим врачом. 

Форматы онлайн-консультаций:

1. Медицинский консьерж — популярная услуга, которая предоставляется по модели колл-центра. Задача консьержа заключается в том, чтобы пациент в нужное время попал к правильному врачу.
2. Разовые онлайн-консультации узких специалистов. Востребованы у жителей населенных пунктов, расположенных вдали от столицы и крупных городов.
3. Консультации с целью получения второго мнения и оценки рекомендаций врача, в том числе и зарубежных экспертов.
4. Постоянный мониторинг хронических больных.

Все это подпадает под определение «телемедицина», хотя и относится к разным точкам в пути сопровождения пациента. Отрасль состоит из компаний, каждая из которых закрывает более узкую потребность.

Фото: Bongkarn Thanyakij/Pexels

Как телемедицина развивается на рынке

Лидерами рынка телемедицинских услуг остаются США ($38,3 миллиарда). Потенциал российского рынка составляет 18 миллиардов рублей в год. Объем мирового рынка в 2019 году составил $45 миллиардов. Аналитики прогнозируют, что он будет расти в среднем на 19,3% в год и к 2026 году превысит $175 миллиардов. На примере Великобритании можно оценить пользу от внедрения телемедицинских технологий: тарифные издержки системы здравоохранения снизились на 8%, уровень плановых госпитализаций — на 14%, а количество обращений в связи с несчастными случаями и необходимостью оказания экстренной помощи — на 15%.

Сегодня в мире функционируют 250 телемедицинских проектов. В 23% случаев телемедицина используется для обслуживания жителей удаленных районов. В 2019 году $13 миллиардов пришлось на сегмент телемониторинга — удаленного наблюдения за состоянием пациента. Спрос на эту услугу вызван ростом продолжительности жизни и числа пожилых пациентов, а также с увеличением числа людей, страдающих сердечно-сосудистыми болезнями. Рынок телемедицины будет стремительно расти в кардиологическом сегменте — на 22% в год.

В американском сегменте рынка успешно работает платформа Doctor on Demand, используя которую врачи круглосуточно ведут прием пациентов. Ожидать отклика врача приходится в среднем 4 минуты, а стоимость услуг в четыре-пять раз ниже, чем при личном посещеним клиники. 97% пациентов довольны предоставленными услугами.

В США телемедицина выстрелила, так как там рецепты на некоторые группы лекарств выписывают с помощью онлайн-консультации, что сильно сокращает пользовательский путь.

С какими трудностями сталкивается телемедицина при внедрении на российском рынке

Основная проблема развития телемедицины в России заключается в том, что на рынке работают отдельные компании, которые плохо встраиваются в систему. При этом в США она это сделала уже давно и встроилась плотно. Опыт коллег из США говорит о том, что для массового внедрения телемедицины потребуется семь-десять лет, быстрее консервативная медицинская отрасль не изменится.

С 1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине №242-ФЗ от 29.07.2017. Трудности связаны с тем, что врачи не могут поставить диагноз и назначить лечение дистанционно, если до этого пациенты не были у них на очном приеме. Для того чтобы воспользоваться услугой онлайн-консультации с врачом, пациент должен быть авторизован через сайт «Госуслуги».

Еще одна сложность — обеспечение безопасности персональных данных пользователей в соответствии с нормами закона №152-ФЗ от 27.07.2006. Недопустимо, чтобы эти сведения попали в руки третьих лиц и были использованы неправомерно. По этой причине следует использовать только надежно защищенные каналы передачи информации или запросить у пациента расписку о допустимости передачи данных о нем по открытой сети.

К факторам, тормозящим развитие телемедицины в России, также относится недоступность населению современных технологий. Не все пациенты имеют оборудование для связи с врачом. Еще одна проблема — отсутствие у граждан доверия к новому виду обслуживания и неосведомленность о новом виде услуг. По результатам опроса ВЦИОМ, о возможности получить консультацию врача онлайн знают лишь 60% россиян, причем большинство приходится на Москву и Санкт-Петербург.

В России телемедицина находится только на первой стадии развития и уже столкнулась с рядом вызовов. С 1 октября 2020 года начался эксперимент, в соответствии с которым пациентам будет предоставляться медицинская помощь с применением телемедицинских технологий. Это поможет проанализировать барьеры, которые ограничивают развитие данного направления в России, и внести коррективы в законодательство. Еще одним важным шагом стала установка терминалов для удаленных консультаций врачей в отделениях «Почты России». Об этом Министерство здравоохранения РФ сообщило 16 сентября 2020 года.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Главные факторы трансформации рынка товаров и услуг — диджитализация и развитие искусственного интеллекта. Появились магазины без продавцов, кассы самообслуживания и заказ продуктов через приложения с доставкой еды за 15 минут. COVID-19 в этом году оказал существенное влияние на многие тренды, ускорив их развитие. Как эти тренды влияют на поведение покупателя, каким будет шопинг в ближайшем будущем, какие сервисы плотно войдут в нашу жизнь и как меняется отношение россиян к потреблению в целом, рассказывает Анна Миронова, директор по продажам AB InBev Efes
Оксана Погодаева, управляющий партнер в инвестиционном акселераторе HR&ED-tech, рассказывает, как действовать стартапу на разных этапах и как привлекать инвестиции
2020-й кардинально трансформировал привычную реальность. Изменения коснулись не только социальных аспектов жизни, но и бизнеса. Очевидно, что маркетинг не стал исключением. О том, почему он никогда не будет прежним, какие маркетинговые инструменты останутся с нами надолго и почему брендам стоит взять их на вооружение, рассказывает Евгения Глобаж — маркетинговый эксперт с 12-летним опытом в индустрии и соосновательница агентства стратегического маркетинга Shiba500 в Нью-Йорке

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.