Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Не к селу, но к городу. Как использовать современную урбанистику на благо ребенка

Мегаполисы предоставляют массу возможностей для развития детей. Главная задача здесь — не прогадать и правильно ими воспользоваться. Психолог Екатерина Мурашова рассказывает, как организовать физическое пространство для ребенка, чтобы сделать его развитие более гармоничным
19 октября 2020 10:53
Иллюстрация: Veronchikchik

Я живу и работаю на окраине Петербурга, в районе, который и сейчас иногда называют Средней Рогаткой. Средняя Рогатка — это бывшая немецкая колония, основанная в 1765 году выходцами из Бранденбурга и Вюртемберга. Название происходит от шлагбаума и будки с караульным, которые когда-то находились на месте нынешней площади Победы. Всего таких «рогаток» было три, наша — как раз средняя. В петровское время эти шлагбаумы служили для «препятствия проходу злонамеренных людей». Сейчас архитектура Средней Рогатки — это хрущевские жилые кварталы, кирпичные безликие дома поздних советских серий, немного помпезных «сталинок» и стеклянно-бетонные офисные центры. Семьи из первых двух категорий домов приходят ко мне на прием, так как они приписаны к нашей поликлинике — чаще всего они обращаются с проблемами «он меня не слушается» и «он не хочет учиться».

Обычно приходится давать им банальную рекомендацию психолога «а отдайте вы его в какой-нибудь кружок». Любое внешкольное занятие дает ребенку дополнительные возможности для развития его личности: познавательная активность, коммуникативные навыки, новый опыт, новые впечатления, дополнительные штрихи для построения его собственного психологического портрета. В школе, в семье и в кружке один и тот же ребенок может проявлять себя по-разному и задействовать разные ресурсы. Есть к этой рекомендации у меня еще одно дополнение:

— И постарайтесь чтобы этот авиамодельный, вышивательный или программистский (что мы там конкретно выбрали, советуясь с ребенком и родителями) кружок был в Аничковом дворце. До него от нас удобно ехать — прямая линия метро без пересадок и там проход по Невскому без перехода улиц, всего 20–25 минут.

— А это зачем? — спрашивают удивленные родители. — Вот же в нашем районном клубе есть авиамодельный кружок. Вы думаете, там преподаватель лучше? Или там престижнее?

— Нет, вовсе не поэтому, — отвечаю я. — Смотрите. Два раза в неделю ваш ребенок из всего этого, ему хорошо знакомого, — тут я показываю за окно, где зеленеет, желтеет или чернеет, в зависимости от времени года, хрущевский квартал с приземистым кирпичным детским садиком, — приезжает на метро в центр. Идет мимо Гостиного двора, потом мимо Публичной библиотеки, потом мимо «Катькиного садика» с памятником Екатерине, а потом приходит во дворец, в котором, заметьте, сохранились многие интерьеры. И именно там, где проходили императорские балы, он занимается своим авиамоделированием. Потом с друзьями из кружка он идет обратно к метро (в центре ведь почти никто не живет), и довольно быстро они понимают, что можно пойти и в другую сторону — покрутить каменный шар в фонтане на Малой Садовой, перейти по мосту с видом на Стрелку и Петропавловку к станции «Горьковская» и так далее. По пути они все это обсуждают, фотографируют, выкладывают в инстаграм, TikTok и так далее. Это нужно как-то подписать, а значит — узнать, что это такое. И все это время архитектурная среда, окружающая ребенка, бонусом к кружку формирует его душу. Понимаете?

— Понимаем, теперь понимаем, — кивают родители, захваченные видением того, как блистательный парадный Санкт-Петербург сам собой, без их дополнительных усилий, развивает и воспитывает ребенка при каждом посещении авиамодельного кружка.

Разговаривая с этими родителями, я не лукавлю. Характеристики среды, биотопа, архитектуры безусловно влияют на подрастающего ребенка, формируют его. Люди, выросшие в степи или пустыне, существенно отличаются от людей, выросших в густом лесу или в закрытой горной долине, и это издавна замечали и описывали многие путешественники, исследователи, ученые, об этом много писал, например, Карл Густав Юнг. Но наши дети растут не в лесу и не в степи. Что важно для ребенка, растущего сегодня в городе или в мегаполисе?

Любому взрослеющему ребенку хотя бы иногда нужна приватность. Место, которое только его или его и тех, кого он сам туда пригласил. Если возможно — собственная комната. Или просто визуально отделенное пространство, в которое он может пускать или не пускать других: младшего брата, старшую сестру и родителей тоже. «Иногда я хочу побыть один» — это базовое, и не надо, пожалуйста, кивать на наших предков, которые жили по десять человек в одной избе. К их услугам было все окружающее пространство большого двора, поля и леса (вспомните картину «Аленушка» Виктора Васнецова). В условиях квартиры это разделение может быть постоянным (шкаф, стеллаж, отгораживающий часть комнаты) или временным (раздвижные двери, ширмы, которые можно ставить или убирать), но оно должно быть. Если его нет совсем, то современный ребенок рано или поздно убежит. И вовсе не на пруд, как васнецовская Аленушка. Догадались, куда? Правильно — в виртуальный мир.

Для детей важны удобные лавочки, интересные лазалки на детской площадке, уточки в пруду, красивая клумба, выросший у забора огромный подсолнух или рассыпанные по газону желуди. Подростки, у которых формируются понятия и обобщения, очень чувствительны к гармонии архитектурного ансамбля в целом, у них уже обязательно есть любимые дома и иногда даже любимый архитектурный стиль, и на них все это оказывает терапевтическое воздействие: «Я прихожу туда и успокаиваюсь». Подросток может легко согласиться на «архитектурные прогулки», на обсуждение какой-то информации о городе, районе, архитектурных стилях, ландшафтных исканиях специалистов и человечества в целом. Подростки, отчасти от собственного душевного и физического неустройства, тянутся ко всему масштабному, красивому и гармоничному. Если не отпугнуть сразу дидактикой и объемом информации, то созерцанием и обсуждением ландшафтной архитектуры можно даже слегка отвлечь их от непрерывного погружения в виртуальную жизнь.

Мы живые существа и подчиняемся всем законам живого, буквально все в нас тяготеет к природе. Зеленые насаждения, цветы и травы, кусты и клумбы на придомовой территории, парк, примыкающий к кварталу, пруд, озеро, канал или речка в доступности — это необходимое и почти достаточное условие для гармоничного развития личности ребенка. Примириться с некрасивостью строения среди зелени и прудов возможно. Сплошные каменные джунгли, без единого дерева и газона — не место для полноценного взросления. Очень хорошо, если в пруду живут утки, на дереве висят сделанные жильцами скворечники и кормушки, в квартире есть комнатные цветы и домашний любимец.

У взрослеющего ребенка есть две противоположно направленные потребности — свободное исследование и ощущение безопасности. Хорошо, если среда предоставляет возможность для удовлетворения обеих. Во дворе моего советского детства было в общем-то совершенно безопасно — мы играли в классики и прятки, лазили по заборам и деревьям. И регулярно отправлялись в «опасную» экспедицию в темный подвал.

Как это продумать и осуществить в условиях современной урбанистики, я, честно говоря, не очень хорошо понимаю, но обе потребности у современных детей, поверьте, остаются. Моя двухлетняя внучка, когда мы отправляемся с ней гулять в благоустроенный парк, первым делом заявляет: «Идем к волку!» И мы с ней идем к дальней границе парка, где за забором остались еще деревья и кусты, переплетенные малиной и ежевикой, и она там этого волка высматривает и как-то с ним «взаимодействует», и уже потом мы спокойно, с чувством выполненного долга идем на современную пластиково-резиновую детскую площадку или к пруду, кормить уток.

Наши дети рождаются с готовностью приспосабливаться к очень широкому спектру обстоятельств. Поэтому все жесткие рекомендации вроде «вот это надо начинать с пяти с половиной лет, к восьми заканчивать, а вот это не показано до десяти» следует оставить на совести высказывающих их специалистов. Решите, что вам самим удобно и кажется здравым: кому-то удобно, чтобы ребенок сам ходил в школу во дворе со второй половины первого класса, кому-то удобно возить его на машине в школу на другой конец города до конца девятого класса. Ознакомьте заранее детей с вашими намерениями. И сделайте так, как вы решили. Дети приспособятся, поверьте.

Поддержать лого сноб
28 комментариев
Катерина Мурашова
Татьяна из СПб
 

Интересное получается противоречие. Природа человеческая требует хотя бы «умеренно дикой» природы, хоть с какими-то элементами случайности и непредсказуемости.  Вектор же официальный направлен в сторону максимальной благоустроенности, прилизанности, проектности, регламентированности и т.д.  В парке не должно быть сорной растительности, в которой мерещатся волки. Подвалы заперты.  Маршрут ребенка в школу и обратно задокументирован и вклеен в дневник. Ребенку на руку умные часы, показывающие его перемещения контролирующему лицу.  Вся среда максимально пластмассово-резиновая (с возможностью регулярной дезинфекции и графиком проверок чистоты).  Снежки лепим пластиковыми щипцами, кидаем в специальном тире :)

Венцом такой логики должен стать пластмассовый программируемый житель.

В «Науке и жизни» печатался цикл статей о том, что надо бы вернуть в города... неблагоустроенные дворы с лопухами и нестриженные газоны с сорняками. (https://www.nkj.ru/archive/articles/32064/ , https://www.nkj.ru/archive/articles/22738/ ). Звучат эти заявления на общем фоне более чем странно.  Именно потому, что город вроде как по определению не место для свободных форм жизни.
.
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваДети все еще хотят играть. Но кажется их можно приучить играть с гаджетами или на резиново-пластиковых площадках. Они привыкнут.
Катерина Мурашова

Мария, г. Санкт-Петербург

Большое спасибо вам за этот материал. 
Сыну 1 год и 10 месяцев, и я последнее время задумывалась - а все ли с ним нормально? Он не любитель детских площадок, в основном гуляет там, если есть сверстники (плюс-минус по возрасту), но мы часто гуляем самые первые - Миша рано встает. Обычно он делает круг по площадке, может для галочки скатиться с горки, проинспектировать песочницу - а дальше у нас путешествие по району. Он собирает камешки, веточки, кидает их на разные поверхности, в лужи. Очень любит залезть в лужу и исследовать как в нее падают грязь и песок, если их вычерпать со дна, сейчас вот осенью смотрит как по разному падают листья с деревьев. Обожает все строительные работы - ремонт труб, дорог, мы в этом случае можем там по полчаса стоять. Спасибо рабочим которые не ругаются, а некоторые даже пускали его в трактор, посидеть и все потрогать.
Кароче все это прекрасно, малыш познает мир, но только почему-то мы обычно одни так шарахаемся по кустам и стройкам, и меня это порой беспокоило.
Летом мы уезжаем в деревню к свекрам, вот там ему раздолье, он там именно "к селу".
Мне очень сложно было в этом году, когда в город вернулись - в деревне сразу за задним двором поле, потом крутой спуск, ручей с мостком, с которого интересно кидать и камни, и веточки и травинки - смотреть, как что тонет и уплывает.
А в городе все это осложняется, как вы правильно написали "ощущением безопасности", слишком много "нельзя" именно из соображений безопасности.
Так что буду надеяться, что все-таки с Мишей все в порядке...и кстати задумалась, а как вот совмещать, если есть допустим старший ребенок постарше, тем то как раз уже и площадка интересна - и полазать, и повыделываться, и тусовка. Может поэтому мы практически в одиночестве кусты осваиваем, все-таки сейчас достаточно много наших ровесников, у кого старшие сестры и братья.
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваС Мишей все в порядке!:)))
Катерина Мурашова
Татьяна из СПб - Марии

Мария, вы жалуетесь или хвастаете? :)

Это не Миша отличается от ровесников, а Вы – от других мам. Вы позволяете ему залезать в лужи (промокнет! Простудится! Испачкается!), прикасаться «к разной грязи», стоять около ям и канав (упадет!), залезать в кусты (оцарапается!). О ужас! Позволяете брать малыша каким-то подозрительным трактористам! А они руки мыли? Дезинфицировали? А вы знаете, какими микробами они на него надышали? А что там покажут смывы с рычагов в кабине? Ну просто вопиющая безответственность!

Дело было много-много лет назад. Моя дочка лет 3-4-х примерно в парке прутиком выуживала из лужи утонувшие листья. Вскоре к ней присоединились еще несколько малышей. Одна бабушка попыталась увести своего – он взвыл. Бабушка была очень умная. Она поняла, что надо убрать зачинщицу – и неприятная игра сразу прекратится. Бабушка была очень-очень умная, она не стала оттаскивать от лужи чужого ребенка. Она подошла ко мне и стала убеждать, что игра очень вредна для МОЕГО ребенка. Те самые аргументы: промокнет, простудится, испачкается, глистами заразится.  На что я отвечала: уже промокла, дома согреем, куртку  (белую!) постираем, от глистов периодически профилактику делаем… В общем, напугать меня ничем не удалось. Пришлось ей своего внука уводить с ревом.

 

Вячеслав Потапов

У меня обе дочери перестали ходить в лес. Наотрез. Старшая сказала: "папа, я лесофоб". Зато ездит на английский далеко от дома (ну, по меркам нашего города), и говорит: "папа, вот там район - это да, архитектура, улицы - я хотела бы  в таком жить, а у нас тут деревня (и правда деревня - по документам) и не на что посмотреть. А район этот, который ей понравился, это новострой (приличный относительно, не "корообки"), но в городе-то есть старая застройка XIX века, а церкви с XI века и до XX, я ее водил, показывал. А вот понравилось ей другое. Иногда даже пешком ходит домой, чтобы прогуляться, а вот дома прогуляться не вытолкаешь.

Катерина Мурашова
По теме «не к селу, но к городу» вот какие мысли. Вообще - то , в каком виде сейчас происходит вокруг урбанизация —  утопично на мой взгляд и по моим  ощущениям. Мы живём недалеко от Москвы , в 60 км, иногда выезжаем в столицу, но что можно увидеть? Хаотичную застройку, жилые комплексы высоток, серость- асфальт, асфальт - серость .. где архитектурная красота обычных жилых домов, гармоничность? Возведённые гигантские  башни клетушек-квартир вызывают уныние.. если округлить немного цифры- одна десятая (!) часть населения бескрайней России живёт в Москве... мне от этого становится страшно)) понятно, что многим нужны столичные возможности и нужно где-то жить…. но почему нет какого-то единого архитектурного понимания, целостности, направления....  Я не знаю, как в других  крупных городах. Возможно, более гармонично. Я бы запретила строить дома (именно жилые) выше 15 этажей... Будучи студенткой снимала комнату на окраине столицы , жила кажется на 17 этаже, путь от квартиры по дому до выхода из подъезда занимал порой 10 минут (пока закроешь все двери, дождешься лифт и спустишься).. Сколько времени в день тратилось на передвижение по подъезду -жутко представить. Москва нмв хороша для холостяков и студентов. Студенчество так вообще -золотые возможности увидеть и проникнуться красотой исторических и некоторых современных достопримечательностей столицы)) Не понимаю, как живут там семьи с детьми- именно из-за дефицита вот этого живого, о котором Вы пишите... В нашем городе конечно природа ближе. Но микрорайоны с высотками без школ, садов, парков и даже придомовой территории растут.. Мне хочется быть оптимисткой и находить прекрасное в современных городах и показывать ее детям, но как-то не очень получается. Хорошо, что есть возможность вывозить на дачу детей и слушать журчание ручьев, созерцать красивые ландшафты,  исследовать муравейники, собирать полевые цветы, иногда наблюдать коз и прочее...  Такие, немного сумбурные  мысли по теме. Возможно, у моих подрастающих детей будет другое восприятие. Пока они с большим интересом ко всему живому вкруг, но, если есть возможность побывать на 20 этаже современного здания, чтоб захватило дух — для них это тоже маленькое интересное приключение.
 
С уважением,

Марина, 38 лет.
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваУ нас - пытаются :)
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповВячеслав, я знаю много молодых людей которым прямо очень нравятся современные архитектурные формы. Моя собственная дочь например очень любит наш газпромовский Лахтацентр и постоянно его фотографирует - мне кажется они уже могли бы ее рекламщиком нанять ;))
их душам созвучно другое, они уже живут и будут жить в другом по устройству мире, нежели тот в котором взрослели мы,  и это наверное совершенно нормально.
 
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашоваа вот где живем мы:
григорово
Елена Лейв
Вячеслав ПотаповВячеслав, а что именно дочкам не нравится? Жизнь за городом из-за удаления от центра? Отсутствие удобств и ремонта? Вид домов? Два последних аспекта вполне исправимы.
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашовавот что нравится моей дочери:
улица
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповМне, пожалуй, тоже второе больше первого нравится :)))
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашовая, когда еще жил в 9-этажке (там на фото их видно на дальнем плане), гулял по этой деревенской улице с коляской и думал: "вот бы здесь жить - какое счастье". Как ни удивительно, но эту идею удалось воплотить. И сейчас по нашей улице многие гуляют с колясками - а больше, по большому счету, и негде.
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповТатьяна из СПб - Вячеславу Потапову
 
Вячеслав, такая городская среда даже мне, лесофилу, нравится. Просторно, небо видно, землю видно, глазу просторно.  А когда вокруг 30-этажки, то у меня реальная клаустрофобия начинается даже на улице, а уж внутрь вообще с дрожью захожу.  Мерзость. Хотела картинку прицепить, а зачем? Погуглите "Шушары" или "Парнас"...
Вячеслав Потапов
Татьяне из СПб:
проезжал я не так давно Шушары, видел своими глазами.
Малоэтажная застройка и широкие улицы, конечно, лучше каменных джунглей.
Катерина Мурашова
Вячеслав Потаповнедавно приходила на прием женщина говорит что не может на Парнасе жить - купили там квартиру, а там эти каменные джунгли в полный рост - и ей просто дурно, хоть продавай и уезжай - очень расстраивалась.
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашовая недавно прочитал вот это
и сильно удивился - "как так можно жить?". Оказывается, можно.
Оттуда:
/Ньюйоркцы всегда куда-то бегут и пьют кофе на ходу. Не все, конечно, но, если с утра оказаться в центре Манхэттена, можно увидеть толпы бегущих людей со стаканчиками кофе в руках. /
 
 
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповУ людей очень разные запросы к жизни - это позволяет занять практически все доступные экологические ниши. Кому-то (мне, например) даром и с приплатой не нужна мечта этой девушки, а кому-то страшно даже подумать о том времяпрепровождении которое всю жизнь нравится мне. :))
Елена Лейв

Я растила своих детей как раз в сочетании прекрасной архитектуры и природы совсем близко к ней. Мы жили в спальном панельно-кирпичном районе Ленинграда, где можно было найти все - траву, лужи, деревья и кустарники. С майских праздников до октября дача с огородными работами, курами и кроликами (зимой они жили у нас на балконе), для которых нужно собирать траву и улиток. Лес с поисками норы многокогтия - дети как-то заметили у меня на ноге параллельные царапины, тут же пришлось придумать многокогтия и даже стихи про него. Вне дачного времени постоянные выезды в центр города гулять в Петропавловской крепости (один в коляске, второй за руку, третий рядом), позже в Летний Сад или просто смотреть на красивое. При этом форма одежды "непачкальная" и полное понимание у детей, где можно душу отвести попрыгать-полазить, а где нужно смотреть, подмечать, любоваться, но не мешать другим. С этим аспектом, по моим наблюдениям, у современных родителей плохо. Наблюдала ситуацию, когда на улице мальчик с восторгом зацеплял сапогом воду так, что она веером летела на прохожих. Причем именно это ему и нравилось. Мой муж обратился к его маме, она подняла крик на всю улицу. К счастью, другой прохожий тоже был не обрадован и дал маме словесный отпор в берлинском духе, то есть грубо.

Так они и выросли в любви к одному и к другому. Младший с невесткой живут в шестиквартирном доме на первом этаже и к квартире относится еще и участок земли. К моему удивлению развели огород, сын смотрит видео по огородным премудростям и делится со мной информацией.

Интересно, если дети ходят в авиамодельный кружок в центре и все равно на хотят учиться и не слушаются, что тогда?

Вячеслав Потапов
Елена Лейв"Интересно, если дети ходят в авиамодельный кружок в центре и все равно на хотят учиться и не слушаются, что тогда?"
я полагаю, авиамодельный кружок бросать все равно не надо :)
У меня старшая дочь после начальной школы (это сейчас до 4 класса включительно) в пятом классе стала получать сплошные двойки - не было самодисциплины, да и ходила она в художественную школу и на английский, с непривычки уставала (особенно если прибавить неизбежное сидение в компе в свободное время). Ну что, нервничал я, проводил беседы - толку было мало. И вот внезапно на самоизоляции и удаленной учебе она стала учиться лучше. В этом учебном году я вижу, что она к учебе стала относиться более ответственно, хотя в дневник с 1 сентября так и не заглядывал.
Вячеслав Потапов
Елена Лейвне нравится старшей дочери, ей 14 лет, причем это появилось не так давно, раньше она говорила "как  тут хорошо, речка, деревья, птички поют" (у нас каждой весной соловьи поют рядом с домом, но в речке купаться нельзя).
Ей не то что "не нравится здесь жить", ей "здесь неинтересно гулять, а там - интересно и хорошо". Короче, наша " уже не сельская, но еще не городская" среда ей не нравится.
PS На фото нет нашего дома, он не деревянный и он с городскими удобствами. До центра 20 минут на автобусе (если без пробок), час пешком. Кстати, от того района, что на втором фото, до центра примерно столько же. Это бывшая частная застройка.
Катерина Мурашова
Здравствуйте, Катерина Вадимовна!
В Вашем последнем посте про урбанистику Вы затронули тему потребности в одиночестве и назвали ее базовой. Не то чтобы я была с Вами не согласна по этому поводу, скорее я просто не знаю, базовая ли это вещь с точки зрения гомо сапиенс как вида и буду очень благодарна, если Вы поможете мне разобраться. 
  1. Одиночество, пусть даже и временное — вещь крайне невыгодная с точки зрения выживания. Почему наших далеких доисторических предков, любивших удалиться от соплеменников побродить по саванне, не скушали хищники, иначе говоря, почему они не отсеялись естественным отбором?
  2. Потребность современного человека в одиночестве и потребность в одиночестве, например, человека средневекового или крестьянина XIX века — это не одно и то же. В Средневековье на одной кровати спали по несколько человек, и часто даже для справления нужды отдельного уединенного помещения не предусматривалось. В деревнях были леса и поля, а вот в средневековых городах жили почти так же скученно, как и сейчас — где и как их жители могли регулярно оставаться в одни? Или возьмем бедную крестьянскую семью, где на десять человек была не только одна изба, но и одна пара валенок. Соответственно, с наступлением холодов на улицу мог выходить только кто-то один, и то очень ненадолго. Как же эти люди умудрялись не сходить с ума?
Мне кажется, потребность в одиночестве не дана нам от рождения, а появилась и начала постепенно развиваться на определенном витке человеческой истории, правда, на каком именно, я не очень понимаю. 
Буду очень ждать Вашего мнения по этому поводу!
Мария из Москвы
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваМария, нашим мозгам нужно 1) получать информацию и 2) ее перерабатывать и укладывать. Мне кажется про одиночество - это про вторую часть. Количество информации которое сваливается на современного человека (даже ребенка допустим десяти лет) в сравнении со средневековым городским допустим держателем лавки - это боюсь даже не разы, а порядки. Где то и когда то нужно эту информацию уложить и переработать. На это нужно время и место.  Кстати, звери, даже стайные, тоже устают от общения с сородичами и временами по собственному выбору пребывают в одиночестве. Я когда работала в зоопарке это отчетливо видела. Да и сейчас мой сурикат который очень любит общаться (мы - его стая) в конце концов уходит посидеть на окне и посмотреть на улицу ;)) 
Катерина Мурашова
Катерина Мурашова Катерина Вадимовна,
Спасибо! Я правильно поняла Вашу мысль, что чем больше информации человеку надо перерабатывать, тем больше его потребность в одиночестве? Тогда у меня такой вопрос: представляете, сколько информации, причем жизненно необходимой для выживания, нужно было переработать первобытному человеку? Как лучше сделать копье, следы какого животного он видит, можно ли сегодня идти на мамонта или надо отправляться за ягодами, когда помрет вождь племени и кто будет его преемником и пр. Мне кажется, по объему это вполне сопоставимо с тем, что получаем мы из своих гаджетов, а уж по сложности и важности это вообще несопоставимо. Тем не менее нам побыть одним нужно намного чаще, чем нашим предкам. И еще такой момент. Ни зверям, ни, видимо, первобытному человеку не требовалось отдельного отгороженного пространства: поправьте меня, если я ошибаюсь, но не бывает же такого, что даже главная самка в стае сурикатов уходит в специально вырытую «комнатку» в земле и прогоняет остальных, потому что «хочет побыть одна». А у людей — бывает. 
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваМария, боюсь мы мало знаем о том, как было организовано одиночество первобытного охотника на мамонтов.;)) Самые архаические - это наверное австралийские аборигены. У них потребность в периодическом уединении колоссальная часто вступающая в противоречие с современными цивилизационными уложениями.
Касательно зверей - да, зверь из группы может просто уйти в сторону и "побыть один". Учитывая справедливость Вашего высказывания про то, что это несомненно повышает риск быть съеденным и тд, можем предположить что есть какая то эволюционная важность процесса перевешивающая этот риск.
Светлана  Горченко
В идеале хорошо бы

создать для детей такие условия, чтобы они погружались и в село, и в город, и в дикую природу.

У Евгении Соколовой педагогическая фишка такая - теория и практика образовательных путешествий. Детские, подростковые, семейные группы.

Как выбрать точку на карте:)), как готовиться, как съездить с максимальной пользой и минимальными издержками, как впоследствии поработать над полученными результатами (впечатления, открытия, новые навыки, уроки из ошибок и тп)

Много полезного. Покруче авиамодельного или макраме:))

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Порой трудным детям так не хватает поддержки старших. Нет, не родителей или учителей, а тех, кто старше их всего на несколько лет. И учится с ними в одной школе
Вот кто-то прочтет и наверняка скажет: делать вам, Катерина, нечего! Во дни, когда ковид и всякие идеологические битвы, и…
Совместное обсуждение одного из вечных вопросов российской жизни «Кто виноват?» может и должно стать краеугольным камнем формирования мировоззрения как детей, так и зачастую их родителей