Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
Локус контроля. 

Как формируется детское мировоззрение

Совместное обсуждение одного из вечных вопросов российской жизни «Кто виноват?» может и должно стать краеугольным камнем формирования мировоззрения как детей, так и зачастую их родителей
21 сентября 2020 9:23
Иллюстрация: Veronchikchik

Поводом для написания этого материала стали пост Анжелики Азадянц о людях с лишним весом и развернувшаяся под ним дискуссия о чувстве вины.

Начну издалека.

Однажды, когда я сама была подростком, стечением обстоятельств я оказалась в больнице. Это была клиника Педиатрического института, там лежали дети и подростки с серьезными заболеваниями. Меня положили в двухместную палату к девочке Насте 15 лет с серьезными травмами обеих ног. Она лежала в клинике давно, не могла ходить, и персонал явно надеялся, что нам, близким по возрасту, будет друг с другом повеселее и я смогу помогать Насте в повседневных делах. В двух соседних палатах лежали по шесть детей разного возраста — от 6 до 12 лет. В больничном заточении было довольно скучно, поэтому все они довольно быстро со мной, новенькой, перезнакомились и научились использовать меня для собственной пользы и развлечения.

Спустя некоторое время я в коридоре подошла к лечащему врачу и мрачно сказала, глядя в выщербленный кафельный пол:

— Переведите меня в одну из тех палат, а кого-то из них — на мое место. Они почти все готовы, им кажется, что двухместная палата — это круто, а шестиместная — отстой. Насте я и оттуда буду ходить помогать, если надо.

Врач, мужчина-хирург, долго молчал, соображая, что сказать и что сделать. Было очевидно, что выверты подростковой психологии не являются его специализацией и даже зоной обычного внимания. В конце концов он решил собрать больше информации.

— Вы что, поссорились?

Я отрицательно помотала головой.

— Настя тебя чем-то обидела?

Я повторила свой жест. 

— Что же тогда? — хирург явно терял терпение, и я решила, что должна объясниться максимально исчерпывающим образом.

— С Настей мне поговорить не о чем. Она даже не знает, как устроен фотонный двигатель. И главное — не хочет знать. А те меня слушают, им хоть интересно.

— Фотонный двигатель?!

Врач несколько секунд смотрел на меня, вытаращив глаза, потом запрокинул голову и захохотал, широко раскрыв рот. 

Я молчала, глядя, как интересно устроено у него небо, и вспоминая утверждение Конрада Лоренца, что улыбка и хохот у человека и высших приматов — это не градации одного и того же чувства, а две совершенно разных реакции с разными эмоциями. Хохот — это ближе к агрессии.

Отсмеявшись, хирург вдруг разом стал серьезным.

— Я тебя никуда переводить не стану, — сказал он, и я сразу развернулась, чтобы уйти. В общем-то я не очень и надеялась, но считала нужным попытаться.

Однако он остановил меня, удержав за плечо и почему-то сразу отдернув руку.

— И знаешь что еще, девочка? Учти, что большинство людей на этой планете не знают, как устроен фотонный двигатель, и вовсе не обязаны хотеть это знать. Подумай об этом хорошенько, я полагаю, это поможет тебе в будущем.

 Взрослые люди той поры так редко вступали с детьми в не бытовую коммуникацию, что каждая случайно полученная от них, тем более лично ориентированная информация подвергалась тщательной переработке. Поэтому я кивнула врачу, вернулась к себе в палату, села на кровать и стала думать.

***

Есть некоторое количество вещей, которым мы, уже взрослые, вроде бы должны научить наших взрослеющих детей. Сейчас процесс этого научения интенсифицировался до такой степени, что четверо из пяти (если не девять из десяти) детей чувствуют себя категорически перегруженными валящейся на них со всех сторон информацией и сдачей того или иного вида зачетов по ее усвоению.

И мне кажется, что этот поток сейчас несколько перекошен. Только вот в какую в сторону? Самая прямая ассоциация — из «Денискиных рассказов». Там сначала мальчик Дениска рассказывает про то, что он любит — это много всего разного из разных сторон жизни, а потом рассказывает другой мальчик — Мишка. И вот у этого Мишки всего тоже много, но оно все — только то, что он любит есть и пить. И в конце слушающий мальчиков учитель говорит: здорово, Миша, ты очень много всего любишь, но какое-то оно все немного одинаковое и съедобное.

В своей практике я уже некоторое количество лет наблюдаю, что сейчас у детей, подростков и молодых людей избыток «одинакового и съедобного», и в дефиците знание, «как оно в общем устроено» и «какое оно все имеет лично ко мне отношение».

И дискуссия к посту Анжелики напомнила мне об одном важном аспекте этой общего, как мне кажется, дефицита — аспекте локуса контроля. Их два вида: внешний и внутренний.

В самом примитивном виде это один из «вечных вопросов русской интеллигенции»: кто виноват — я сам или внешний мир? Если чуть посложнее, то: кто контролирует, кто властен над тем, что со мной происходит в этом мире? Еще сложнее — и мы выходим прямо на мировоззренческие горизонты.

Что тут важно для подростков и предподростков и что, как мне кажется, обязательно должны прояснить для них родители или иные заинтересованные в них взрослые?

  1. Разумеется, знакомство с самим понятием локуса контроля (некоторым родителям предварительно придется самим с ним познакомиться — обещаю, будет интересно).
  2. Объяснение на примерах прямо из окружающей жизни, как это вообще выглядит и работает.
  3. Попытка анализа сначала на примере родителя (не ребенка!) — когда я, родитель, составляю мнение (говорю, действую) с позиций внешнего, а когда с позиций внутреннего локуса контроля. Очень полезное упражнение для самого родителя.
  4. Поощрение любых попыток анализа «по теме» со стороны ребенка, подростка. Для многих современных детей и подростков даже попытка пересмотра уже устоявшихся матриц «Это потому, что они все придурки», «А чего она ко мне придирается!» — будет огромным мировоззренческим инсайтом. Альтернатива — честное признание: «Мам, ты знаешь, а у меня, оказывается, категорически внешний локус контроля. Они, правда, придурки, и училка правда придирается. Но ведь и у вас с папой тоже. У него во всем дурак-начальник виноват, у тебя — воры-чиновники и лично президент. Значит, мы целиком такая семья?» И вот здесь уже всем рядком сесть на кровать и думать.
  5. Прямо вытекающая из темы локуса контроля другая тема: «А должны ли они?» Даже если могут. Должна ли была 15-летняя неходячая Настя хотеть узнать устройство фотонного двигателя? Должны ли люди хотеть нас понять? Услышать? Хотеть доставить нам удовольствие? Хотеть делать то, что кажется нам правильным, здоровым, интересным? Или они могут вовсе этого не только не делать, но и не хотеть? И от этого «нехотения» и «неделания» они вовсе не становятся плохими, отсталыми, глупыми или безвольными. Кто отвечает за то, чтобы я был понят и услышан? Я сам или они? Кто виноват, если этого не произошло (меня не поняли, не услышали, не захотели со мной играть, взять в компанию)? Они плохие или я сам недостаточно старался, неверно оценил ситуацию или свои ресурсы?

Все вышеперечисленное — важные темы не только для современных детей и подростков, которых все детство развлекают и развивают, прививая им чувство собственной важности и нужности кому-то, но и в целом для современного мира, который, с одной стороны, провозглашает примат разнообразия, а с другой — то и дело пытается силой заставить всех даже не делать по большому счету одно и то же (прямое насилие вечная и в общем-то понятная вещь, и методы сопротивления ему наработаны веками), а — полное иезуитство — стремиться к одному и тому же.

Мне кажется, если родители возьмут на себя труд прояснить все это для своих взрослеющих детей и будут честны в процессе этого прояснения, то дети потом скажут им большое спасибо.

Я со своей стороны еще раз говорю спасибо Анжелике и тому хирургу, имя которого, к сожалению, не сохранилось в моей памяти.

Поддержать лого сноб
17 комментариев
Вячеслав Потапов

1. Должны ли. "Никто никому ничего не должен" (с). У этого высказывания, несмотря на его кажущуюся категоричность, не единственная интерпретация.

2. Кто виноват. Есть т.н. авторская позиция в жизни, суть которой "за все, что со мной происходит, отвечаю я и только я". И здесь, как в п. 1, интерпретация не одна. Например, одно из возражений "пробабилитики" Стругацких, но есть и другая сторона этого дела.

Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповВячеслав, мне кажется детей очень полезно учить именно самой процедуре  анализа по затронутому вопросу.
Предположим, вы оказались в зоне извержения вулкана и тем или иным образом пострадали и выжили. Кто в ответе? Три разных ситуации.
1) вы и ваши пращуры родились у его подножия, там ваш отчий дом и виноградник и вот однажды, неожиданно...
2) вы родились у его подножия, сейсмологи за последнее десятилетие неоднократно предупреждали что поселок надо переносить, многие соседи уехали, но вам было жалко виноградника пращуров...
3) вы альпинист экстремал и несмотря на все запреты всех возможных инстанций решили своими глазами увидеть извержение вулкана - это была ваша мечта...
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашова"детей очень полезно учить именно самой процедуре  анализа по затронутому вопросу" - у меня и по этому поводу есть что сказать. Вчера опять же (чуть ранее описанного эпизода) разговаривали с дочерью на тему "Учительница математики ко мне несправедлива - она нарочно не проверяет мои домашние задания, когда я их сделаю, и проверяет, когда я их не сделаю".
Мои тезисы о том, что она в школе получает не оценки, а знания, понимания не нашли. "Везде смотрят на оценки"
Катерина Мурашова
Везде смотрят на оценки
Вячеслав ПотаповНо это же в какой то степени правда? Не везде но много где?
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашоваэто отдельный вопрос.
Анекдот в тему.
"Какое красивое у Вас резюме! Что оканчивали?"
"Рязанский резюмийный!"
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашоватеперь обещанный пример.
Моей старшей 14 лет, весной она получила паспорт. Я ей объяснил, что она становится самостоятельным человеком и начинает отвечать за свои дела в том смысле, что я не делаю за нее тех вещей, которые она может делать сама, как самостоятельный человек.
В июле мне позвонили с курсов английского и сказали, чтобы я оплатил и забрал учебники для дочери на следующиий учебный год. Я оплатил и сказал дочери, чтобы она забрала учебники. Она поехала и забрала, все ОК. Я не помню, видел ли я учебники, но точно убедился, что учебники оттуда забраны.
Начался учебный год - первое занятие мы пропустили из-за меня - я прохлопал, ну извинился, дочь пошла ко второму. И тут выяснилось, что она не помнит,  куда дела учебники. Вроде отдавала мне (зачем? я бы не взял - твои учебники, твоя ответственность, у тебя своя комната). Короче, не помнит. Я сказал, чтобы навела порядок в своей комнате. Неделя с гаком ушла на собирание с духом, чтобы навести порядок. Вчера, наконец, навела, я пришел, относительный порядок есть. Стал спрашиваать: а вот в этом шкафу, а вон там? - получил ответ: это мои личные дела. Ну ладно. Говорю: я не буду платить за учебники еще раз, ищи где хочешь (это была ошибка моя). Истерика.
Всю ночь (!) ну, в 3, 4, 5 часов утра точно я слышал в ее комнате звуки передвигаемой мебели. Как и когда она спала - фиг знает. Утром проснулась, к моему удивлению, относительно спокойная, говорит - не нашла.
Придется платить, что делать.
И авторская позиция заключается именно в том, что я себе должен задать вопрос - что делать, и как поступать в аналогичных случаях далее.
Вполне возомжно, что два раза заплатить за учебники - вполне нормальная цена за то, чтобы дочь поняла, что такое самостоятельность.
... А правильно, наверно, было договориться: это была твоя ответственность, но своих денег у тебя нет, чтобы заплатить за свою ошибку, давай думать, как найти выход. Может, поможешь маме-папе в чем?
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашоваестественно, я понимаю, о чем Вы.
Но авторская позиция вообще не предполагает самой постановки вопроса "кто за это отвечает?" (естественно, если дело касается производственной инструкции, там написано, кто и за что. Но это не про то. В следующем сообщееии поясню примером).
Авторская позиция предполагает в первую очередь вопрос: "Это случилось - что надо сделать?", и во вторую - "Это случилось, что  надо сделать в следующий раз, чтобы было лучше". И все.
 
Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповТо есть вопрос: почему это случилось? И более общий: следствием какой закономерности это случившееся является? - вообще не рассматриваются?
Светлана  Горченко
«Одинаковое и съедобное» vs “как оно устроено»

"сейчас у детей, подростков и молодых людей избыток «одинакового и съедобного», и в дефиците знание, «как оно в общем устроено» и «какое оно все имеет лично ко мне отношение».

1. "Сейчас"? Почему?
2. Что это значит? Чем грозит?
3. Что с этим делать?

Меня всегда интересовало «как оно в общем устроено» и «какое оно все имеет лично ко мне отношение". Похожее воспоминание: оказавшись в больнице в девятилетнем возрасте и найдя там случайно завалявшийся учебник астрономии, тут же... выучила наизусть греческий алфавит из приложения: альфа, бета, гамма:)) Потом разбиралась с остальным.

И при этом имею диагностированное расстройство пищевого поведения. С детства:((

 

Катерина Мурашова
Светлана ГорченкоСветлана, попробую ответить по пунктам:
1. Потому что мир цивилизованного или входящего в в этот мир человека стал беспрецендентно многообразен информационно избыточен и все условные "мировоззрения" вроде бы равноположены, даже естественно научное уже не обязательно.
2. Это грозит размыванием всех границ и фактическим массовым отсутствием мировоззрения, я с этим постоянно сталкиваюсь - у молодых людей вместо привычной мне картины мира (хоть какой-то) что то вроде набора лоскутков, которые они в некоторой растерянности тасуют пытаясь сложить если не слово вечность то хоть что нибудь боль мень целостное и осмысленное.
3. Что с этим делать. Тут увы я ничего нового не могу придумать кроме старого доброго просвещения причем именно в ключе "как оно устроено". Если человек видит мир как систему физических эволюционных общественных законов - он устойчивей стоит на ногах и увереннее сопротивляется манипуляции - так мне кажется.
 
Катерина Мурашова
По вопросу «кто виноват» позиция у меня последние лет шесть - «виноватых нет, есть только пострадавшие». Есть чувства вины и долга, которые возникают внутри тебя самого в определенных обстоятельствах. И есть поиск виноватых и назначение ответственных — это обезьянья стадная фигня. Которая так или иначе играет важную роль в социальной жизни и с которой приходится считаться. А объективно — вероятно, все мы жертвы обстоятельств, а свобода воли — лишь ощущение, сопровождающее определенные внутренние процессы. От которого, впрочем, никуда не деться, будучи в сознании.
Проблема с локусами контроля мне нравится в формулировке, приведенной в «молитве Рейнгольда Нибура». «Господи, дай нам спокойствие, чтобы принять то, что мы не можем изменить, мужество — чтобы изменить то, что можем, и мудрость — чтобы отличить одно от другого». В конце концов, непосредственно мы можем повлиять только на свое поведение и поступки. Действие, бездействие, слова, сказанные другим или не сказанные, способы, которыми мы действуем и говорим — мы можем выбирать из этого, руководствуясь своими ощущениями и знаниями о себе и мире. Хотим заставить других чувствовать, что они что-то должны — не орем «вы/они должны быть другими», а либо пытаемся убедить их в этом, манипулируя (орать «ты должен», тоже вариант этого, но крайне малоэффективный и с неприятными побочными эффектами), либо пытаемся честно и искренне заразить своим ощущением должного. А если понимаем, что не можем изменить — ну не можем. И так бывает.
--
Алексей из Санкт-Петербурга
Катерина Мурашова
непосредственно мы можем повлиять только на свое поведение и поступки
Катерина Мурашована самом деле это очень много в большинстве случаев. Потому что если я изменяю себя поведение людей вокруг меня тоже неизбежно меняется. Многие дети этого не понимают и не чувствуют.
Вячеслав Потапов
Катерина МурашоваПочему же, рассматриваются ПОСЛЕ вопроса "что надо сделать в следующий раз", т.е. вопрос "что надо сделать в следующий раз" логически приводит к "почему" и "есть ли закономерность?"

По последнему - есть ли закономерность" хорошо выразился Лев Гумилев: "не надо рассматривать камешек, который попал в сандалию, его надо просто выбросить". А думать надо о том, стОит ли носить сандалии в таком месте.

PS Ну да, "и всё" в предыдущем комменте я написал зря

Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповВячеслав, я согласна, что все Вами упомянутое важно и практично. Просто мне самой на данном этапе онтогенеза (были и другие) последнее ("следствием какой закономерности...") интереснее всего ;)) ну и дальше отчасти банальный перенос, а отчасти реально существующий в информационно избыточном мире расклад.
Анжелика Азадянц

Катерина Вадимовна, еще раз благодарю вас, уважаемую Анна Квиринг и всех остальных участников за интереснейшую дискуссию и массу информации для размышления. 

Я рада, что моя публикация подтолкнула вас к написанию этого полезного материала (как в качестве родителей, так и применительно к себе).

Катерина Мурашова
Анжелика АзадянцАнжелика, Вам спасибо :)) - я и сама о многом задумалась ;))
Елена Лейв


 

Благодаря Вашему посту я прочитала пост Анжелики со всеми комментариями, которые мне были интересны - спасибо.
Вопрос локуса контроля, как мне кажется, нужно поднимать с детства без перегибов. Важно взвешенное понимание.
Меня растили в абсолютной ответственности за все, что со мной происходит. До последнего дня, когда мы с папой говорили, ежедневно мантрой звучало - ты сама во всем виновата. Такое воспитание дало несомненное чувство долга, ответственность, умение рассматривать последствия действий и варианты развития событий, причинно-следственные связи. Минус в том, что не было права на ошибку вообще. Безусловно, должна быть  корректировка на стечение обстоятельств, повлиять на которые человек не в силе.

Знаю достаточно взрослых умных людей, которые сознательно лукавят, уводят все даже в формулировках в "оно само" и в "так получилось". В быту это не я положил куда-то очки, мобильник итд, а очки спрятались, куда-то задевались. Так проще жить, считая себя всегда жертвой обстоятельств. Идет перекладывание ответственности на что-то, кого-то, но не конкретного, а размыто. Здесь суть не обвинить кого-то или что-то, а снять с себя - такой человек подобен листочку в реке - его несет по воле ветра и течения.

Вы в комментариях к посту Анжелики пишете о порванных штанах, в чем никто не виноват. Не вполне согласна с этим. Если не обращать внимание на окружающий мир, не отслеживать связи, то дырки появляются сами собой. Не всегда, конечно, можно избежать падения в игре, заметить все дыркопроизводящие гвозди и пр., но надо стремиться к тому, чтобы контролировать ситуацию.

Кстати, бытовой пример по теме. Пекла кекс, выставила температуру и время и пошла ужинать. Кекс сгорел.
1) Внешний локус - виновата духовка.

2) Внутренний локус - виновата я, должна была поглядывать.
3) Никто не виноват - кекс сгорел сам:)))
Я считаю, что виновата сама, но найдется немало считающих варианты 1 и 3 правильными.

Относительно вашего пункта 5. Никто не должен интересоваться условным фотонным двигателем. Мы за жизнь выбираем себе подобных. Тех, с кем нам интересно и кому мы интересны. Это вопрос вероятностный во всех отношениях. Тут я не вижу темы - кто виноват. Я абсолютно скучна для футбольных фанатов, геймеров и многих других. Им со мной не о чем поговорить - у нас разные интересы и все. Это данность. Более того, даже интерес к одному и тому же не гарантирует возможность коммуникации на эту тему, т.к. есть еще и уровень знаний/умений/таланта и интеллекта.
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Когда твой ребенок не такой, как все, и ты этого стесняешься, выход из ситуации зачастую видится в том, чтобы придумать сюжет его и своей жизни, не имеющий ничего общего с реальностью. Но надо помнить, что такие воплощенные в жизнь фантазии могут выйти боком, причем самым неожиданным образом
Когда ситуация в стране и обществе более или менее стабильна, приходит время спокойного ее анализа и последующего эволюционного выбора. В данном случае речь пойдет о выборе системы образования: какой она должна стать в эпоху интернета
Что делать, если вы простой малообразованный рабочий, у вас жена с ментальными проблемами и одаренный сын, которого хотят забрать к себе родители жены — представители интеллектуальной элиты? И которого вы искренне любите и ни в какую не желаете отдавать никому? Оказывается, выход есть даже из такой, казалось бы, патовой ситуации