Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Держим дистанцию. Родители школьников — об онлайн-образовании в Москве и других странах

19 октября московские школьники с 6-го по 11-й класс снова начали дистанционное обучение по указу мэра Москвы Сергея Собянина. Первый день учебы начался с технического сбоя «Московской электронной школы» (МЭШ), но ко второму уроку работу системы успели восстановить. Пока ученики в Москве снова привыкают к онлайн-урокам, «Сноб» поговорил с родителями школьников из России, Греции, Великобритании, Италии и Франции, чтобы узнать, как они оценивают дистанционное образование
28 октября 2020 17:32
Фото: Thomas Park/Unsplash

Даниил Розенталь, частный инвестор, акционер французского банка So-Shop Club, Франция

Во Франции у меня учатся три дочери: старшая заканчивает школу в этом году, средняя пошла в шестой класс, а младшая — в первый. На мой взгляд, французская система образования достаточно консервативна. Как раз сейчас ее пытаются реформировать, чтобы дать ученикам старших классов больше свободы в выборе интересующих их предметов. Реформы буксуют, учителя и ученики до эпидемии ходили на демонстрации, идут дискуссии за реформы и против. В общем, обычные для Франции хаос и неразбериха, в результате которых рождается консенсус.

К моему удивлению, школа старшей дочери довольно оперативно наладила zoom-сессии. Но многие пожилые учителя, привыкшие работать живьем, чувствовали себя некомфортно, ведя уроки через интернет. Например, дочь рассказывала, что на первых порах ее любимая учительница философии никак не могла начать урок, а затем постоянно забывала включить звук. Она могла несколько минут оживленно говорить в пустоту и очень расстраивалась, когда материал приходилось пересказывать заново. Дочери нравилась большая самостоятельность во время дистанционного обучения. У нее появилось дополнительное время для занятий, которые она считала интересными и полезными.

Средняя и младшая школы фактически самоустранились от обучения во время карантина. Нам с женой пришлось переквалифицироваться в учителей, так как у средней дочери zoom-уроки проходили всего пару раз в неделю. В остальное время она, с нашей помощью, пыталась делать домашние задания и готовиться к контрольным. У младшей дочери было только два зума за все время карантина, но ежедневно она получала массу домашних заданий и нового материала, которые нам приходилось объяснять. 

Должен признаться, что, несмотря на сложности, обучение детей доставляло мне удовольствие. Во-первых, дети не боялись спорить и задавать вопросы. Во-вторых, мне пришлось многое вспомнить, а кое-что выучить заново. В-третьих, у обеих дочерей улучшились оценки. И наконец, благодаря карантину я наконец-то смог по-настоящему принять участие в образовании своих детей.

Софья Березовская, автор детских книг, Италия

Правительство Италии было крайне нерешительно в «школьном» вопросе: все лето они думали, открывать или не открывать, а если открывать, то на каких условиях? В сентябре правительство все же открыло школы, которые были закрыты с начала пандемии. Честно говоря, я еще никогда так не радовалась началу учебного года. Мои дети пошли в школу, хоть и с рядом ограничений.

Только к концу августа обнародовали декрет, по которому ношение масок в течение школьного дня для детей старше шести лет и запрет на посещение школы родителями стали обязательными для всех школ Италии. Остальные же меры каждая школа вводила на свое усмотрение. И тут кому как повезло: в одних администрация запретила выходить детям на переменах в коридоры и школьный двор, в других запретили брать у соседа взаймы ручку. А в некоторых учебных заведениях пошли еще дальше — попросили детей забирать домой недоеденное за обедом. В нашей частной IB-школе для детей, которые не смогли вернуться в страну на обучение, учитель включает прямой эфир урока. Таким же образом учатся дети, находящиеся на карантине. К середине октября в нашей школе на карантин закрыли три класса (в целом школа пока держится). Процесс онлайн-обучения учителями отшлифован уже настолько, что позволяет проводить онлайн даже экзамены.

Преподаватели IB-школы относительно быстро перестроились на компьютерное обучение. Чего не скажешь об учителях итальянских школ. Многие из них так его и не освоили. Знаю семьи, в которых дети не учились с самого начала пандемии. Италия — это не страна высоких компьютерных технологий и качественного онлайн-сервиса. И, думаю, вряд ли нынешняя эпидемия станет толчком к их развитию. Все итальянское новаторство в образовании остановилось на Монтессори.

Анна Шумская, специалист в области иммиграции, Греция

В Греции школы были закрыты недолго — с середины марта по середину мая. С мая они работали офлайн примерно месяц, и занятия проходили день через день: классы были разделены на две группы, и когда одна группа приходила на дневные занятия, вторая училась дистанционно, потом они менялись. На время закрытия была задействована специальная онлайн-платформа (как для частных, так и для государственных школ), где ученикам выдавали задания, а лекции записывали на видео. Конечно, это было непросто для родителей, ведь детям требовались дополнительные объяснения и участие в выполнении заданий. Те родители, которые работают в государственных организациях, имели возможность взять отпуск, чтобы оставаться дома со своими детьми. Те, кто работает в частных компаниях, такой возможности чаще всего не имели. Конечно, когда школьнику уже 14–15 лет, он более самостоятельный, но у него уже и более сложный учебный материал, поэтому родителям было тяжело и с младшими школьниками, и со старшими.

С сентября школы возобновили свою работу в обычном режиме с соблюдением мер безопасности: маски, антисептики, дистанция, но учеба началась с задержкой — с 14 сентября. Сейчас, если у школьника диагностируют COVID-19, то закрывают не всю школу, а только класс. В Греции есть регионы, где обязательно ношение масок даже на улице, но и там школы работают в штатном режиме. Это связано с тем, что в школе детей проще контролировать: во время дистанционного обучения они все равно бы гуляли на улице группами.

Катерина Кузьмина, специалист по цифровизации налоговых и финансовых функций в бизнесе, Великобритания

Пандемия в Британии регулируется по-разному в разных частях Соединенного Королевства. Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия подчиняются решениям местных парламентов и распоряжениям локальных правительств. Мои дети учатся в школе на юге Лондона. Дистанционное обучение в этом году продолжалось с марта до конца июля. Фактически дело обстояло так. Каждый день в 9 утра ученики входили в онлайн-класс. Ученикам, не имеющим личного персонального компьютера дома, были выданы ноутбуки от школы. Каждое утро завуч проверял регистрацию и объяснял структуру дня и последовательность занятий. После этого ученики виртуально подключались к соответствующему уроку. Урок состоял из набора задач, которые нужно было выполнить за 45 минут. Объяснения к заданиям были записаны на видео учителем. Задать вопросы можно было в чате. Живого общения учеников между собой и с учителем не было. Дети занимались онлайн, выполняя задания на экране. Если задание было выполнено досрочно, можно было заниматься чем хочешь, все равно дети и учителя не видели друг друга. По отзывам детей, такое обучение было неинтересным. Положительный момент был в том, что детям не надо было никуда ходить. 

Сейчас школы открыты и правительство заявляет, что один из главных приоритетов — избежать закрытия школ даже в случае ухудшения ситуации с пандемией. Это решение они объясняют тем, что родителям нужно иметь возможность вернуться к работе и скандалом с автоматическими оценками, выставленными выпускникам школ в этом году в связи с отменой экзаменов. Выпускные оценки выставляли учителя на основании их прогнозов по успеваемости ученика в течение года, эти оценки передавались в центральную комиссию, где подвергались обработке по специальному алгоритму, который принимал во внимание средние результаты по конкретной школе и конкретному району, полученные в прошлые годы. В результате алгоритм занизил оценки примерно 30% выпускников, что вызвало бурное обсуждение в прессе и возмущение общественности. В результате буквально за день до оглашения окончательных результатов правительство отменило оценки, рассчитанные алгоритмом, и оставило в силе оценки учителей.

Тимур Хамитов, директор проектов в международном банке, Россия 

Моему старшему сыну 13 лет. Дистанционное обучение весной длилось примерно полтора месяца. Так как это был конец года, тогда все прошло в достаточно свободном режиме: дети спокойно доучились в режиме адаптации к онлайн-урокам и ушли на каникулы. После окончания учебного года мы решили сменить школу, и теперь он учится в московском образовательном комплексе, который входит в десятку лучших школ в Москве. Артур поступил туда тоже дистанционно — через онлайн-олимпиаду. В целом нам нравится концепция дистанционного обучения — все достаточно хорошо организовано.

Ему сейчас непросто: в новой школе его прилично нагружают, например, в минувшую субботу было 8 уроков — он учился до пяти вечера. Но так было бы в любом случае, даже если бы он продолжал ходить в школу. Для проверки домашней работы Артуру нужно пройти короткий тест или прислать фото выполненных заданий. Это и мне, и ему кажется удобным вариантом отчетности.

Занятия проходят на платформе МЭШ, но в нашей школе для дополнительной коммуникации с учениками используют Discord. Это круто, потому что ученики используют этот мессенджер для общения в онлайн-играх, это «их» пространство и им там все понятно и удобно.

У Артура много дополнительных занятий помимо школы. Благодаря дистанционному обучению он экономит примерно полтора часа в день, которые тратит не на дорогу до школы, а на отдых и игры.

Конечно, когда дети учатся онлайн, легко скатиться в безделье. Например, ребенок может завтракать во время первого урока, выключать камеру и заниматься своими делами. Но хороший учитель, который может увлечь детей, а еще дисциплина и режим дня, которые должны выстроить родители, должны помочь ребенку учиться эффективно.

В Москве дистанционное обучение организовано с помощью платформы МЭШ — «Московской электронной школы», подробнее о системе мы рассказывали в этом материале. «Московская электронная школа» работает в полном объеме уже четыре года, но первые сервисы появились почти 10 лет назад. Платформа изначально создавалась как средство поддержки традиционного процесса образования цифровыми методами. С самого начала МЭШ использовал в своей работе те же инструменты, что и обычные офлайн-школы: дневник, классный журнал, формы отчетности. Поэтому, когда Москве понадобилось срочно перейти на онлайн-обучение, переход состоялся менее болезненно, чем, например, во многих регионах России.

Технический сбой 19 октября эксперты онлайн-обучения объясняют серьезной пиковой нагрузкой.

Нурлан Киясов, директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС»

В период пандемии практически все информационные системы столкнулись с нагрузкой. Для образовательных систем, как МЭШ, где нагрузка не распределена в течение дня, а достигает пика в момент старта первого урока, это вызов вдвойне. Представьте, если в лифт или самолет грузоподъемностью 5 тонн поместят груз на 10 порядков больше? Сбои и нагрузку испытали многие: самая массовая образовательная платформа Khan Academy, когда количество активных пользователей в день в период пандемии выросло с 10 млн до 30 млн, сервис Zoom мгновенно вырос с 10 миллионов до 300 миллионов пользователей, Microsoft Teams — с 13 миллионов до 90 миллионов в день. Если бы они не смогли увеличить команды технической поддержки, вряд ли бы они справились с такой перегрузкой. Команда МЭШ отреагировала на все вызовы адекватно, и сбои на несколько часов в пиковое время я не считаю катастрофой.

Подготовили Александра Казачкова, Татьяна Санькова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Максим Натапов
О своем опыте устройства начальной школы рассказывает Максим Натапов, соучредитель проекта One! International School
Татьяна Краснова
Преподаватель журфака МГУ задает самый важный вопрос для современной системы образования и начинает дискуссию с Димой Зицером и Людмилой Петрановской
Российские работодатели жалуются, что к ним приходят устраиваться студенты-недоучки. Бизнес уверен, что в низкой подготовке потенциальных сотрудников виновата несовершенная система отечественного школьного и вузовского образования. Так ли это и должны ли корпорации самостоятельно решать проблему кадрового голода, «Снобу» рассказала президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко