Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
Бизнес-консультант Алексей Моров:

Личная эффективность по-настоящему

. Как делать меньше, а жить лучше
В последние годы все больше людей стремятся к повышению личной эффективности. На эту тему написаны десятки книг, проводятся сотни тренингов, в организациях внедряются системы обучения и развития. Но стресс только растет. Как победить его и начать жить с удовольствием, рассказывает психолог и бизнес-консультант Алексей Моров
12 ноября 2020 13:10
Фото: Tony Liao/Unsplash

Однажды крупный корпоративный клиент пригласил меня провести для сотрудников тренинг личной эффективности. В процессе переговоров и подготовки я всегда спрашиваю, для чего заказчику тренинг, чего он рассчитывает добиться с его помощью. Ответ был таким: «Хотим, чтобы сотрудники стали лучше работать, показывать более высокие результаты и стабильно выполнять KPI». Я тогда внутренне улыбнулся и похвалил себя за своевременный вопрос заказчику. А то сделал бы, как изначально озвучивалось, тренинг личной эффективности — и можно было бы потерять хорошего клиента. Ведь никакая личная эффективность сотрудников ему не нужна.

Личная эффективность vs рабочая производительность

Многие компании попадают в ловушку англоязычной терминологии и смешивают личную эффективность и производительность сотрудников. Производительность или продуктивность — это как раз показатель успешности работника с точки зрения работодателя: количество и качество выполненных задач, сумма заработанных денег, выполненные KPI. Эффективность, тем более личная — это совсем другое: это оптимальное соотношение результата и затраченных усилий. 

Личная эффективность сотрудников совершенно не интересует большинство работодателей. Директорам и даже мидл-менеджерам важно видеть именно продуктивность, и неважно, какой личной ценой сотрудник оплатил выполнение KPI: временем, эмоциями, энергией, взаимоотношениями, балансом работы и личной жизни. Логика компаний проста и понятна: сотрудник получает деньги за выполнение поставленных задач, и все параметры обмена «деньги — продукт» зафиксированы в его контракте. О чем тут еще говорить и спорить? Неудивительно, что мой клиент заказывал тренинг личной эффективности, ведь «эффективность» с его точки зрения — это возможность компании получить от сотрудника максимальный результат за сумму его заработной платы. Слова «личная эффективность» красиво и современно звучат и прекрасно помогают маскировать правду: стремление работодателя выжать из работников максимум производительности, часто не считаясь с дополнительными эмоциональными и социальными затратами.

Именно поэтому многие из моих клиентов на психологическом консультировании — внешне успешные люди с отличными должностями и зарплатами. Они сделали блистательные карьеры, добившись выдающейся производительности, но заплатили за это здоровьем, энергией, настроением, возможностью принадлежать себе и делать то, что нравится. Обращаясь ко мне, они рассчитывают восстановить баланс в жизни и найти подлинную личную эффективность, ту, что в книгах западных коучей называется Peak Performance (англ. «пиковое состояние»). Именно от неоднозначности этого термина и множества вариантов перевода и пошла русская терминологическая путаница — и сейчас мы разберемся, что к чему и как найти это «пиковое состояние».

Peak Performance — это психологическое состояние устойчивой высокой внутренней мотивации, субъективное ощущение уверенности и удовлетворенности, которое позволяет человеку работать на пике возможностей и добиваться выдающихся результатов. Ключевые слова здесь «субъективное ощущение» и «внутренняя мотивация». «Пикового состояния» невозможно достичь за счет только внешнего стимулирования: приказов, угроз, оплаты труда, премий и благодарностей. Еще меньшее влияние имеют тренинги, развивающие прикладные рабочие навыки. Потому что пиковое состояние — это индивидуальное настроение и вектор мышления человека, который может совпадать, а может и радикально расходиться с потребностями и интересами компании. И если работодатель хочет выводить своих сотрудников на пик, ему приходится учиться пользоваться психологическими инструментами: видением и миссией, корпоративной культурой, качественными коммуникациями, элементами коучинга в практике управления.  

Все это непривычно и для многих управленцев довольно сложно, прежде всего потому, что не имеет очевидных алгоритмов, гарантированных результатов и количественных метрик. В России все еще популярно мнение, что все подобные «психологические игры» являются выдумками эйчаров и бизнес-коучей, инфоцыганщиной и, в лучшем случае, необязательными занятиями для мегакорпораций, которым уже некуда девать деньги. 

Удивительно, но от внимания этих «прагматичных руководителей» ускользает тот факт, что развитая внутренняя мотивация явно коррелирует с производительностью труда. Более того, современные исследования отмечают, что необходимым элементом, позволяющим совместить внутреннюю мотивацию сотрудника и его рабочую продуктивность, является именно корпоративная культура, ориентированная на творчество и инновации.  

Если такой культуры на предприятии нет, достижение «пикового состояния» сотрудниками по-прежнему возможно, но вот их максимальная производительность будет не связана с работой. Чаще всего такие максимально мотивированные люди, не находя на работе благоприятной психологической среды, уходят и реализуются в другом месте: или в более развитой компании, или в собственном проекте. Поэтому индустрия стартапов и малых бизнесов столь привлекательна для многих творческих людей: они часто согласны на меньшую стабильность и более низкий гарантированный доход (а иногда и вовсе его отсутствие), если деятельность согласуется с их ценностями и позволяет максимально самореализоваться. В конце концов, люди, находящиеся в «пиковом состоянии», отличаются не только повышенной творческой производительностью, но и субъективным ощущением счастья, полноты жизни, постоянного потока положительной энергии. То есть эмоциональные награды, ради которых другим приходится проходить долгий путь «работа — деньги — траты — радость», доступны им немедленно, бесплатно и прямо в процессе деятельности. 

Фото: Visuals/Unsplash

Как там оказаться

Чтобы достичь собственного «пикового состояния», максимальной личной эффективности, прежде всего нужно понять, чего не делать или делать по минимуму. Эффективность — это соотношение результата к затратам, а личная эффективность — соотношение личного результата к затратам. Вся деятельность, в рамках которой вы создаете результат, не осознаваемый как личный, неизбежно ведет к нулевой личной эффективности. Сколько бы вы ни закрыли рабочих задач, сколько бы ни заработали денег своей компании — это  ничего не прибавит к субъективному ощущению счастья, удовлетворения и самореализации, если в рабочих задачах нет того, что важно лично для вас, что создает личный результат.

Проблема в том, что затрачиваемые нами ресурсы всегда личные: время, силы, эмоции, энергия, здоровье. Более того, эти ресурсы еще и ограниченные: потраченное время не вернуть никогда, все остальное возвращается долго и часто не полностью. Трата ресурсов без всякого результата — прямой путь к неврозам и тоске. Поэтому первое правило для тех, кто стремится к максимальной личной эффективности: перестать тратить ресурсы на решение заведомо чужих задач. Бросайте нелюбимую работу, не пытайтесь понравиться посторонним людям, перестаньте измерять свою жизнь чужой меркой: должностью, зарплатой, квартирой, машиной, семьей.

И когда почувствуете, что у вас накопился внутренний ресурс, следуйте трем простым правилам:

1. Живите так, словно денег не существует

Деньги — неизбежное социальное зло, часто затуманивающее нашу картину мира и заставляющее принимать плохие решения. Навязываемые нам извне представления об успехе чаще всего связаны с количеством зарабатываемых денег. Эта многовековая манипуляция «Счастлив и успешен только тот, у кого много денег» заставляет нас соглашаться с сумасбродными заказчиками, терпеть токсичных боссов, жертвовать хобби и семьей ради сверхурочных. Но время, потраченное на то, чтобы терпеть и жертвовать, не способно принести удовлетворение и счастье. Да, определенный уровень материального комфорта необходим, но гонка за постоянно увеличивающимся финансовым результатом ведет в никуда. Выбирая между высокой зарплатой и интересной работой, выбирайте второе. Иначе деньги все равно уйдут на психотерапевтов.  

2. Стройте свои сообщества

Лучший источник энергии и эмоций — люди. В одиночку сложно оставаться в «пиковом состоянии» долго. Нужна поддержка от людей, которые разделяют ваши ценности, страсти и интересы. Как хорошо, что сейчас есть масса возможностей для того, чтобы транслировать свои смыслы в интернете и привлекать к себе близких по духу людей. Создавайте группы единомышленников и наполняйтесь их энергией. Иногда такие группы возникают на работе, а их интересы близки к интересам компании — тогда и появляются легендарные «команды», достигающие невероятных результатов. Научитесь говорить о своих ценностях и предлагать пути — у вас будет собственная команда.

Если хотите реализовать одновременно и первый, и второй советы — задумайтесь над участием в волонтерских инициативах. В России, увы, часто присутствует мнение, что добровольческие общественные организации — приют студентов и бездельников, а серьезным взрослым господам там делать нечего. К счастью, Запад предлагает нам множество обратных примеров: известные миллиардеры почти поголовно активно жертвуют на благотворительность и создают огромные фонды и экосистемы для некоммерческой деятельности (Цукерберг, Гейтс, Хилтон и др.), а опытные профессионалы объединяются в сообщества, чтобы безвозмездно делиться своими знаниями и связями с теми, кто в них нуждается.  

Мне тоже повезло оказаться в такой тусовке, где калифорнийские инвесторы российского происхождения объединились, чтобы помогать российским стартапам, делиться с ними секретами венчурной индустрии. Группа называет себя Startup Kotiki, создает десятки обучающих видео и статей и планирует строить платформу, где стартапы будут развиваться и находить подходящих инвесторов. Что важно — участие для стартапов полностью бесплатно, а сами организаторы не получают за свою деятельность никаких денег. Почему же работают? По их собственным словам, «ради кайфа от большого дела и общения с замечательными людьми». Это похоже на рецепт «пикового состояния».

3. Разрешите своей жизни меняться чаще

Ничто не длится вечно, даже ваш интерес к делу, которое вы по-настоящему любите. «Пиковое состояние» — это не о том, как всю жизнь заниматься чем-то одним, оттачивая мастерство, а о том, как быть внимательным к себе, уметь прислушиваться к своим интересам и понимать, что для вас в настоящий момент времени наиболее важно, а что утратило значимость. Для «пикового состояния» нужна постоянная эмоциональная энергия, а рутина и скука — ее главные враги. При их наступлении нужно обращаться к новым источникам интереса и вдохновения: новым проектам, новым людям, новым местам. Если принять этот факт и связанную с ним готовность к неопределенности, вы сможете не только выйти на «пиковое состояние», но и удерживаться в нем очень долго.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Многие бизнесмены тратят все силы и время на работу, забывая о семье и отдыхе. Чем грозит подобный подход и можно ли добиваться своих целей без выгорания, разбирается клинический психолог, специалист по финансовому мышлению Полина Большакова
Тема карьерного становления является приоритетной для молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. При этом многие полагают, что наличие диплома признанного международного университета является залогом высокооплачиваемой работы и успеха в будущем. Так ли это на самом деле, рассуждает психолог и гештальт-терапевт Елена Друма
Маркетинг давно отошел от сугубо традиционных взаимодействий с потребителем через журналы, радио и билборды и, как и окружающий мир, частично перешел в цифровую реальность. Как компании грамотно использовать инструменты цифрового маркетинга, как оценивать их эффективность и какую роль в этом процессе играет руководитель, рассказывает Александр Поломодов, преподаватель программы Digital MBA в «Нетологии» и руководитель управления разработки цифровых экосистем в «Тинькофф»