Паблик-арт на колесах, или Музей вместо «маршрута Т»
Пока выставочные залы закрыты до лучших времен, единственная возможность потрогать арт здесь и сейчас — выйти на улицу. Причем как для зрителей, так и для художников. Как итог, искусство у нас на глазах переносится прямиком в повседневность.
Сколько в среднем человек проводит в общественном транспорте? Где-то час обычный москвич тратит на то, чтобы добраться до работы. Еще столько же, чтобы вернуться обратно. Чаще всего это время проходит в бессознательном состоянии, на быстрой перемотке. Но если задуматься, поездка в транспорте — лучшая аналогия жизни, движение с переменным успехом и периодическими пробками из точки А в точку Б. Вот и проект Биеннале молодого искусства — своего рода переосмысление места транспорта в нашей реальности, который является одновременно и важной, и «невидимой» ее частью.
Любой объект транспортной инфраструктуры, как некий фрагмент повседневности, может стать и источником вдохновения для художника, и самим объектом искусства. «Маршрут Т» — не только «музейная стена» для самовыражения художников. Это отчасти вполне обычный линейный маршрут: на троллейбусе можно доехать от Елоховского собора до Комсомольской площади. Но внутрь маршрута интегрированы арт-объекты. Они расположены на трех остановках — «Метро Комсомольская», «Метро Красносельская» и «Ольховская улица», а также внутри одного из троллейбусов, следующих по маршруту.
Художница Алиса Омельянцева превратила троллейбус в пространство, напоминающее купол Гезелла. Инсталляция основана на принципе одностороннего зеркала — того самого зеркала-шпиона, которое мы часто видим в сценах допроса в детективных сериалах. Гезелл придумал такой купол для того, чтобы незаметно подглядывать за своими подопечными во время психологических исследований. Художница предлагает нам стать частью так называемого эксперимента «наблюдения», но в городской среде. Что этот «купол» собой представляет? Треть всех окон троллейбуса изнутри заслонены своего рода «зеркалом», в котором сидящий видит свое отражение. Так что в зависимости от места, можно смотреть или на свое отражение или в обычное окно, и пассажирам просто нужно выбрать: стать частью инсталляции или быть наблюдателем. Работа называется «Контакты» — сама художница рассказывает, что это или про зрительные контакты случайных прохожих, или про прямой контакт с искусством.
Первая арт-остановка троллейбуса — «Метро Комсомольская», там разместился арт-объект «Ближе» художника Игоря Самолета. Это неоновый текст, повторяющий запись из личного дневника Игоря, которая появилась, по его словам, где-то на третий месяц бесконечного самоизоляционного заточения: «Выхожу в стрим чаще, чем из дома». Когда все, что в принципе существовало в мире, происходило онлайн и выйти из комнаты и совершить ошибку не представлялось возможным. Даже поход за продуктами осуществлялся через экран телефона. Постепенно наши ощущения стали полностью «цифровыми». Испечь пирог с бабушкой по скайпу, сходить в театр онлайн, отметить день рождения или послушать пару по зуму — художник очень тонко «снял» это настроение. «А потом наступил второй процесс некоего выгорания. Я помню, когда я делал перформансы в онлайне, я заметил, что общение, которого до этого не было в таком количестве, начинает тебя “вымораживать”. Казалось бы, все тут понятно, ты нажимаешь кнопку, запускаешь, и человек перед тобой, но в какой-то момент это начинает напрягать. Поэтому когда говорят об этой утопии, иллюзии того, что мы туда нырнем и останемся, то я думаю, что мы точно не останемся», — говорит Игорь. Для художника проект Биеннале еще и некое дежавю: именно эта остановка была первой, на которую он попал, когда восемь или девять лет назад приехал в Москву.