Уроки пандемии: как помочь детям-сиротам найти себя в новом мире
Последствия пандемии
В конце прошлого года председатель Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что количество совершеннолетних сирот в России, имеющих право на собственное жилье, но не обладающих возможностью его получить, превышает 193 тысячи человек. «В год предоставляется от 25 до 28 тысяч квартир. Но очередь прирастает быстрее. В год тратится на эти цели 39 миллиардов рублей. Чтобы очередь хотя бы не росла, нужно примерно в два раза больше», — отметил Кудрин. Несмотря на то что Минпросвещения РФ разрешает воспитанникам от 18 до 23 лет бесплатно проживать и питаться в учреждении вплоть до трудоустройства, поступления в колледж или вуз, не каждое учреждение может эти условия предоставить. По достижении совершеннолетия большинству ребят предстоит найти работу и арендовать квартиру для самостоятельного проживания, при этом многие начинают искать свою первую работу уже в 16 лет.
Однако текущая ситуация на рынке труда выглядит неоднозначной. Согласно исследованию Международной организации труда (МОТ), пандемия коронавируса привела к потерям рабочего времени мира, эквивалентным 255 млн рабочих мест на условиях полной занятости. Отмечается, что этот показатель в четыре раза выше того, который был зафиксирован во время мирового финансового кризиса 2009 года. В России только в Московской области процент трудоустройства во время пандемии упал с 67% до 19,5%, а в других регионах ситуация может быть еще серьезнее. Статистику неприятным образом дополняют результаты исследований ВШЭ, которые показали, что из-за коронавируса больше всего пострадала молодежь и выпускники 2019–2020 годов. Если проблемы с трудоустройством испытывают уже состоявшиеся профессионалы и выпускники университетов, то дети из социально незащищенных групп находятся в еще более невыгодном положении.
Государственная поддержка — не панацея
Комментируя вопрос по обеспечению жильем социально незащищенных молодых людей, Алексей Кудрин отметил: «Это один из самых больших нефинансируемых мандатов. И видимо, нужно и деньги добавлять, и четче определять правила, по которым дети-сироты могут получать жилье, поскольку действительно 75% всех стоящих на очереди — это так называемое социальное сиротство». По планам правительства, модель подчиненности организаций для детей-сирот единому органу опеки исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющему полномочия в сфере опеки и попечительства в регионах, будет создана до 2024 года. Но проблема существует сейчас, и ее необходимо решать. В целях социальной адаптации молодых людей и детей-сирот президентская платформа АНО «Россия — страна возможностей» запустила проект «Взлетная полоса». Он как раз ориентирован на подростков в возрасте 17–18 лет, которые планируют поступать в университет. В рамках «Взлетной полосы» дети пройдут профориентационные тестирования, и те, кто покажет наилучшие результаты, получат активную поддержку педагогов из числа победителей и финалистов конкурса «Лидеры России», которые будут наставлять подопечных, давать свои рекомендации по выстраиванию карьеры и при необходимости обучать их, готовя к сдаче ЕГЭ, поступлению в вузы и первым годам обучения в университете. К сожалению, проект не охватывает всех социально незащищенных детей и дифференцирует их по успеваемости, таким образом, немногие смогут получить поддержку. Особенно это актуально для тех детей, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения или пользоваться услугами репетиторов.
Ответственность потенциальных работодателей
Учитывая, что государственные проекты пока не могут предоставить равные возможности по профориентации для воспитанников детских домов, решение предлагают международные благотворительные организации и бизнес. Одной из таких инициатив является программа YouthCan!, реализуемая в России крупнейшей в мире международной организацией по поддержке детей-сирот и детей из неблагополучных семей «Детские деревни —SOS». Она была запущена еще до пандемии. Программа призвана помочь молодым людям в самоопределении, трудоустройстве и адаптации в коллективе. Причиной запуска программы является нехватка знаний и навыков в области трудоустройства у молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь за пределами организации.
Многие компании — лидеры рынка в своем сегменте поддерживают деятельность «Детских деревень — SOS», включая IKEA, Сбербанк, Procter & Gamble и Газпромбанк. Партнеры проекта YouthCan!, компании AkzoNobel и Janssen, организовывают мастер-классы и стажировки, чтобы помочь детям определиться с выбором профессии.
Компании также предлагают курсы, направленные на развитие soft skills. Например, по данным компании AkzoNobel, крупного производителя лакокрасочных материалов и партнера «Детских деревень —SOS», от воспитанников поступают запросы по реализации собственного бизнеса, в том числе это связано с тем, что найти работу по найму сложно. В условиях повышенной конкуренции у молодых людей также появился запрос на тренинги по самопрезентации. По итогам 2020 года компания провела тренировочные собеседования и 21 онлайн-встречу с детьми-сиротами по вопросам «мягких навыков».
«Я начал участвовать в проекте в июне 2019 года. Причиной стало то, что я не мог определиться с профессией, не мог выбрать одну», — отмечает Кирилл, 16-летний воспитанник одного из домов «Детской деревни —SOS». «Мы с волонтером в первый раз созвонились и познакомились в скайпе. Мы оба нервничали, было очень страшно. Но потом как-то все пошло на лад, мы подружились. Ближе к зиме мы как-то разговорились, обсуждать начали не только профессии, но и другие темы. Оказалось, у нас дни рождения в один день! Сейчас мы продолжаем общение, созваниваемся, пишем друг другу сообщения, отправляем фотографии. Можно сказать, что теперь мы друзья. Волонтер хотела приехать в гости в “Детскую деревню” в этом году, но начались ограничения, пандемия, и у нее не получилось. Когда я только начал общаться с волонтером, я думал, что эти встречи мне не помогут, что это бесполезно. Я считал, что у меня все равно ничего не получится. А потом с каждым разом приходила такая уверенность, что, может, вдруг что-то получится, что все будет нормально. Волонтер мне очень помогла не только определиться с выбором профессии, но и справиться со своими страхами. Благодаря нашему общению я начал смотреть на некоторые вещи по-другому, не как год назад. Я стал более уверенным в себе, стал больше ответственности брать на себя. В группе, если попросят нарисовать плакат, я поднимаю руку, а раньше не поднял бы. И это желание появилось у меня после участия в проекте». В итоге Кирилл определился с будущей профессией и теперь учится на программиста. По сей день они продолжают поддерживать общение с волонтером компании.
Последствия пандемии будут ощутимы в течение нескольких ближайших лет. В связи с этим проблема трудоустройства молодых людей из социально незащищенных групп остается насущной. Но сегодня не только государственные аппараты берут на себя нагрузку по решению проблемы социализации детей. Многие компании все чаще обращают внимание на развитие таких базовых принципов, как корпоративная социальная ответственность: ведущие игроки рынка привлекают своих сотрудников к участию в благотворительных проектах, открывают стажировки или нанимают молодых людей в штат компании. Тесное взаимодействие как государственных акторов, так и бизнесов с благотворительными организациями может улучшить положение дел и дать воспитанникам детских домов больше возможностей уверенно начать самостоятельную жизнь и стать успешными в своем деле.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Виктор Ерофеев. Крымское яблоко мирового раздора
- Константин Эггерт. Дочь народа. Что история Луизы Розовой говорит о российском обществе
- Перспективы колонизации мира иного, или Для кого на Марсе будет что-нибудь цвести