Вечная память дресс-коду. Что такое «деловой гардероб» в 2021 году
Как появился современный деловой дресс-код
1970-е в США запомнились не только движением хиппи, протестами против войны во Вьетнаме и второй волной феминизма, но еще и судебными процессами, где можно было услышать дикие по сегодняшним меркам утверждения. Женщин увольняли из-за того, что они выглядели недостаточно молодо, женственно и привлекательно. Причем страдали от этого не только телеведущие или стюардессы.
В 1972 году в США был принят закон о равных возможностях при трудоустройстве. Американки пошли работать в офис, а общество задумалось о том, как женщина должна там выглядеть. Для мужчин вопрос одежды был решен давным-давно и довольно однозначно: брюки, рубашка, пиджак, галстук (с заметными только профессионалам вариациями) на протяжении десятилетий. Но женщинам была предложена вызывающая много вопросов формула: одежда «деловая и в то же время женственная».
Разобраться в том, что эта формула означает, было непросто. В бестселлере «Миф о красоте» Наоми Вольф приводит случаи из судебной практики тех лет. Телекомментатор Кристин Крафт в 36 лет была уволена с формулировкой «стала слишком старой и непривлекательной». Она подала в суд на работодателя и проиграла его. Мишель Винсон судилась со своим начальником, который домогался и насиловал ее на рабочем месте. Она тоже проиграла суд: судья счел, что ее наряды были слишком женственными, провокационными и поощряли насильника. Женщине-адвокату отказали в партнерстве, так как ей «следовало научиться выглядеть более женственно». Женщину-полицейского уволили за то, что она «выглядела как леди».
В такой ситуации формальный и досконально прописанный дресс-код для женщин выглядел спасением. Его и предложил в своей книге Dress for Success Джон Моллой в 1977 году. Он предлагал отказаться от рюшей, глубокого декольте, а заодно слишком длинных волос и красного нижнего белья. Предпочтение следовало отдавать брючным или юбочным костюмам и полуприлегающим приталенным платьям.
Дресс-код в России
В современную Россию дресс-код попал вместе с филиалами первых западных, в том числе и американских, компаний. Чуть позже подтянулся и отечественный бизнес, который старался соответствовать лучшим зарубежным практикам. В компаниях, где действительно существовал регламент внешнего вида и где однозначно требовали его соблюдения, у работников возникало меньше всего проблем. Юбка длиной по колено, все тот же брючный костюм, запрет на глубокие декольте, мини и открытые подмышки, требование носить колготки.
Но уже к 2000-м годам правила стали размываться. Подробные мануалы по дресс-коду или не прописывались, или пылились в архивах. Платья-футляры все туже обтягивали фигуры, становились все короче, декольте все откровеннее. Блузки, если не прозрачные, то с ярусами рюшей. Брюки с почти что экстремальным облеганием или джинсы-скинни. Туфли — на скрытой платформе, с открытыми пальцами. И в противоположность стилю «офисной кошечки» — «офисная мышка», у которой формальный пиджак заменялся на бесформенный трикотажный кардиган, а туфли — на стоптанные балетки. Ни тот, ни другой образ уже никак не соответствовали прежним деловым стандартам. Но в 2010-х годах, когда многие уже достаточно распробовали модный масс-маркет и услуги персональных стилистов стали популярны, у офисных сотрудниц появился общий враг — современная мода.
Около 10 лет не стихали баталии в комментариях к статьям с модными советами. «В кроссовках в офис — нельзя!» «В пиджаке с расширенной линией плеч — нельзя!» «В плиссированной юбке — нельзя!» «В широких брюках — нельзя!» Капроновые колготки были едва ли не самым большим камнем преткновения. Хотя очевидно: если черным по белому написано, что они нужны, придется носить. А если правил нет, то можно попробовать и без.
На самом деле то, что во многих российских компаниях понимали под словом «дресс-код», было просто интерпретацией отдельно взятых руководителей, иными словами — вкусовщиной. Кто-то считает, что колени должны быть закрыты. Кого-то мини-юбки не смущают, зато смущают укороченные брюки. Обтягивающее платье считается соответствующим дресс-коду, а платье-оверсайз — нет.
Я провела опрос среди читателей моего блога. Приведу несколько интересных историй.
«Мне начальница периодически напоминала, что шелк — летний материал, а зимой следует носить только шерстяные юбки. Очевидным образом, эти правила родились не из документа о дресс-коде».
«Я долго работала в судебной системе. У нас не было писаных правил, дресс-код зависел от представлений о нем руководителя, его отношения к вам лично и к вашей должности: работаете вы с гражданами или больше с бумагами в кабинете. К тем, кто на передовой, требования чуть строже. Например, юбка не выше 10 сантиметров от колена. Но в основном одевались на свой страх и риск и надеялись, что вкусы с начальником не разойдутся».
Дресс-код в государственных структурах — отдельная песня, довольно печальная. Стоит только посмотреть на фотографии высокопоставленных чиновниц в массивных зимних сапогах во время официальных церемоний и панельных дискуссий. Напоминает времена, когда в помещениях не снимали норковые шапки, считая их признаком достатка.
Как дресс-код трансформировался за последние 10 лет
Глобальные сдвиги, касающиеся вопросов поиска, найма и мотивации сотрудников, уже с 2010-х диктовали компаниям все более свободное отношение к дресс-коду. В компании Samsung, например, разрешили сотрудникам летом надевать в офис шорты, летние брюки и футболки, ходить в открытой обуви. В то же время в 2016-м сотрудницу PWC Николу Торп уволили из офиса за отказ носить каблуки. Девушка собрала больше 150 тысяч подписей в свою поддержку под петицией об изменении британского закона о дресс-коде, что тоже повлияло на общемировую практику и заставило компании задуматься о послаблениях.
В большинстве российских компаний новые веяния выразились в том, что политика дресс-кода перестала жестко регламентироваться сверху, и сотрудники остались наедине со своими представлениями о том, что можно, а что нельзя.
В рамках опроса еще одна подписчица поделилась историей о том, как проходила собеседование в крупный государственный банк на руководящую должность. Подумала, что нужно надеть что-то «общепринятое». «Общепринятым» оказался костюм с узкими брюками и коротким узким пиджаком. А собеседовать ее пришли два парня в футболках и модных парках. «Как же мне хотелось им сказать, что я тоже умею! У меня куча классной одежды, я вообще-то не такая, а костюм этот один, специально оставила после всех чисток гардероба — ходить в самые консервативные места. Но все, что я могла, — это лихо стащить с себя пиджак и завернуть рукава рубашки, пока они шли от двери переговорки к столу», — вспоминала она.
Еще один пример: в компании документ о внешнем виде был составлен в 2010-х, соответственно, включил туда все «тренды» того времени: обтягивающие блузки, туфли на высоком каблуке, брюки с низкой посадкой. «В теории все довольно строго и консервативно, по факту же рядовые сотрудники интерпретируют правила вольно: тут тебе и декольте, и джинсы с толстовками (особенно в IT-отделе) и “удобненький” трикотаж в бухгалтерии. В то же время весь топ-менеджмент, вне зависимости от дня недели, упакован в костюмы и галстуки. Были попытки привести весь дресс-код к единому знаменателю: сделать политику более либеральной и приближенной к жизни, но при этом строго следить за ее исполнением. Но, так как это задача не первой необходимости, проект свернули. А затем грянул коронакризис и внес еще большую неразбериху в вопрос делового гардероба».
Спустя год после начала пандемии понятно, что офисная работа не вернется в полном объеме. А с ней вместе — и без того изживший себя дресс-код. Однако, согласно исследованиям SuperJob, около 10% российских компаний вводят дресс-код для удаленных сотрудников. В основном это банковская сфера и специалисты, которые общаются непосредственно с клиентами. Но полноценным дресс-кодом это назвать сложно: компании требуют от сотрудников «выходить на связь в деловой одежде и с опрятной прической — как в офисе, также допустим стиль casual».
3 тренда, которые пришли на смену дресс-коду
Простота. Тренд задают IT-компании, в которых никогда не было строгих правил по поводу внешнего вида сотрудников. Ну разве что одно: «Важно приходить на работу одетым» (выдержка из корпоративной политики «Яндекса»). IT-гиганты создают непринужденную рабочую среду, в которой сотрудники полностью погружены в свое дело: могут и остаться ночевать в офисе, если это нужно. А строгий дресс-код отвлекает от творчества.
Самовыражение и креативность. В 2021 году одежда становится важным атрибутом личного бренда. Новый паттерн работы в самом общем виде звучит так: человек создан для креатива, а машина — для рутины. Креативный специалист не может и не должен быть закован в форму.
Удобство. Мы работаем дома, за столиком в кафе, коворкинге, в машине, в раздевалке фитнес-клуба или когда ждем ребенка из детского сада. Если раньше приходилось успевать жить в промежутках между рабочими часами, то сейчас как раз наоборот: мы встраиваем работу в свой ритм жизни. И конечно, в расслабленных и комфортных образах это делать проще. А на удаленных совещаниях в Zoom видно только лицо. Поэтому популярны сережки, рубашки и пиджаки, то есть все, что видно в окне камеры.
В конце марта в Mail.ru заявили о переходе на новый, гибридный режим работы, заявив, что пятидневный формат рабочей недели уже неактуален. Даже упомянутые выше PWC официально разрешили сотрудникам начинать и заканчивать рабочий день, когда они захотят. Нет никаких сомнений, что вскоре этот тренд подхватят и другие компании, тем самым окончательно отправят понятие «дресс-код» на антресоли, к норковым шапкам.
Алена Гейдт, HR-директор АНО «Платформа НТИ» и АНО «Университет 20.35», выпускница программы «Женщина-лидер»:
Дресс-код — это то, что отделяет рабочее от личного. В эпоху почти гиганомики, когда у большинства, помимо основной работы, есть какое-то количество проектов и время распределяется между ними, понятие дресс-кода размывается и приходит к тем самым обозначенным в статье трем трендам: простота, удобство, самовыражение. В таком случае капсульный гардероб и отсутствие дресс-кода вроде бы напрашиваются сами собой. И все же дресс-код необходим в тех проектах, где важен внешний контекст: не место, куда мы приходим, а то, чего ожидают важные для нас люди. И наоборот: чем больше мы важны людям, чем сильнее мы хотим их эпатировать и тем больше можем себе позволить. Но следует помнить, что дресс-код, как и грамотная речь — это демонстрация уважения к собеседникам и партнерам. И в госсекторе, и в крупных корпорациях деловой дресс-код руководителей вряд ли в ближайшее время будет заменен на толстовки с кедами.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- «Всем привет, я куколд!» Почему российских мужчин все чаще возбуждают измены жен
- Гельмут, где ты был? История эсэсовца, которого до сих пор преследуют в Канаде и России
- Россия для грустных. Почему из российских аптек исчез популярный антидепрессант «Золофт»