Как изменились коронавирусные ограничения в ваших странах? Отвечают члены клуба «Сноб»
Сергей Цехмистренко, заместитель главного редактора проекта «Сноб». Греция
В Греции с понедельника отменили запрет на музыку в барах, ресторанах и кафе. Его введение сопровождалось скандалом, поскольку это случилось аккурат в канун Нового года. В результате сотни ресторанов по всей стране вынуждены были отменить новогодний ужин — ну кто в Греции ходит в такие заведения только ради еды? Нынешние послабления не сняли запрет на танцы: посетителям заведений все так же предписано сидеть, не вставая с мест. И даже велено «не раскачиваться в такт музыке сидя».
Тогда же, 30 декабря, было принято решение о 10% заполняемости футбольных стадионов. Против него выступили как болельщики, так и клубы: ведь «за бортом» оказывались большинство владельцев годовых абонементов. Пока все остается по-прежнему, но правительство пообещало рассмотреть этот вопрос уже в ближайшие дни.
Остальные ограничения остаются в силе: в магазины можно ходить либо в респираторе типа KN95, либо надев две одноразовые маски, а входить во все заведения (рестораны, концертные и спортивные залы, госучреждения, магазины, за исключением супермаркетов) можно только по сертификату о вакцинации. Он, кстати, действует только 7 месяцев после прививки от коронавируса (обычной или бустерной). Для справки: на момент введения новогодних запретов в стране ежедневно заболевали 10–20 тыс. человек. Число заболевших в последнюю неделю января составляло 10–15 тыс. человек.
Светлана Сачкова, писательница, автор романа «Люди и птицы». США
Я живу в Нью-Йорке и пока не вижу признаков того, что ограничения в ближайшее время у нас начнут ослаблять. В помещениях и в метро по-прежнему приходится надевать маску, а в театры и рестораны вход только при наличии документов, подтверждающих вакцинацию. Прилететь в страну можно только со свежим ковид-тестом, взятым в течение дня перед вылетом, и, если вы не гражданин США, только с условием, что вы привиты вакциной, одобренной CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний США). Я против этих мер, так как пришла к тому же выводу, к которому, кажется, пришло правительство Великобритании. Я больше не вижу смысла во всех этих ограничениях и считаю, что соблюдать их теперь должны только люди, которые относятся к группе риска, причем добровольно. Новые штаммы коронавируса явно будут появляться и дальше, и сидеть годами в локдауне просто глупо. Я привита и успела месяц назад переболеть «омикроном» и по этой причине уже не стала бы делать бустер, но сделаю, так как этого требует магистратура, в которой я учусь. Ну а что еще остается? Бюрократическая машина двигается медленно и со скрипом.
Елена Шмидт, журналист-фрилансер, графический дизайнер. Германия
Законопослушные немцы оказались очень терпеливы. Моя русскоязычная компания уже давно устала возмущаться из-за принятых мер и анализировать очередные ограничения с точки зрения логики и здравого смысла. Например, почему запретили фейерверки на улице? Почему в театр и кино можно привитым или переболевшим, а в ресторан только с ревакцинацией или тестом. И сколько еще это продлится? А вот немцы до Рождества лишь выражали опасение, что в праздники все перезаражаются, и в январе опять закроют. Но при этом были вполне лояльны и боялись!
Все изменил «омикрон». После новогодних каникул школьников стали массово снимать с уроков с положительными тестами, родители тоже тестировались, а дальше как повезет. Кто болел, кто просто дома сидел, но страх потеряли даже в провинциальном Бонне. Теперь в обществе медленно формируется революционная ситуация. То бишь «верхи» не могут, а «низы» не хотят, и активность повышается: на прошлой неделе проходили демонстрации против ограничений и обязательной вакцинации. По данным полиции, в столице федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия Дюссельдорфе в акции протеста приняли участие более 7500 человек. Бюргеры, которые раньше ходили в двух масках и готовы были на лбу у себя вытатуировать QR, расслабились и не устраивают истерики в супермаркетах.
Действуют правила «2G», «2G плюс» и «3G»: первый вариант подходит для супермаркета, второй — для ресторана, третий — на танцы и в бордель. Открытых бунтов пока нет, но народ ропщет.
Лаутербах, министр здравоохранения, сказал, что надо подождать, когда еще 20% из группы риска привьются, а соседка Гертруд говорит, достаточно ждали, не привились — их проблемы! В новостях вещают, что не ясны пока последствия последней мутации, а у Гертруд сын-школьник с положительным тестом неделю дома просидел без единого симптома и недомогания. Еще в ее магазинчике милых мелочей выручки никакой, а власти обязывают проверять у всех покупателей QR и аусвайс (документ, удостоверяющий личность. — Прим. ред.). Гертруд 48 лет, развивается дальнозоркость, а очки носить она не хочет, поэтому читать чужие фамилии ей вообще неинтересно. В общем, в ближайший уик-энд она тоже пойдет с подружками на демонстрацию. Может, и я прогуляюсь!
Анжелика Азадянц, журналист, писательница. Кипр
В марте 2020 года, когда все только начиналось и на Кипре было выявлено два десятка зараженных, власти острова взялись за дело весело и с огоньком. Они ввели строжайший локдаун с выходом из дома по смс раз в сутки, комендантским часом с девяти вечера и полным закрытием авиасообщения на полтора месяца. Дальше тоже было весело и азартно: обязательное ношение масок, тестирование, абсурдные запреты и ограничения, похоронившие около 30% кафе, ресторанов, отелей и магазинов. Власти Кипра, как рудименты оруэлловского Большого Брата, радостно принялись исполнять все предписания и директивы ВОЗ и ЕС, чтобы не потерять доступ к кормушке: Фонду восстановления и стабильности.
Сейчас на Кипре отвакцинировано обеими дозами более 85% взрослого населения. Многие уже получили третью дозу (бустер). Невакцинированным людям вход в кафе, рестораны, кинотеатры, спортклубы и т. п. закрыт. Они имеют право покупать продукты и обращаться в медучреждения в экстренных случаях при наличии отрицательного экспресс-теста, сделанного не позднее чем за 48 часов до визита (в некоторых клиниках до 24 часов).
Невакцинированные школьники также должны иметь при себе 48-часовые тесты, их проверяют каждое утро, без теста в школу не пустят.
Для того чтобы зайти в супермаркет на Кипре, нужно предъявить QR-код одного из нижеуказанных «аусвайсов» на экране своего смартфона. Аусвайсом может быть:
- тест, сданный не позднее 48 часов;
- сертификат о вакцинации;
- сертификат о выздоровлении.
Кроме того, необходим документ, удостоверяющий личность, потому что многие люди поначалу пользовались QR-кодами своих друзей и родственников. Но власти просекли, и больше «но пасаран». Надо ли говорить, что проверка на входе в булочную и пристальное изучение наших документов охранниками страшно бесят?
Насчет въездных правил для приезжающих на остров не скажу, они меняются так часто, что мелькают в глазах, как верстовые столбы. Знаю лишь, что с 1 марта Кипр отменяет обязательный ПЦР для туристов.
Сертификат о выздоровлении, который в Европе действует от 6 до 9 месяцев, а в России — год, с 31 января на Кипре сократили вдвое, и теперь он вместо 6 месяцев действителен только 3. А по окончании его действия начнется (точнее, возобновится) террор с вакцинацией для непривитых или бустеризацией для тех, кто привился двумя дозами. Да, рудименты Большого Брата умеют сделать больно.
Население с радостью и энтузиазмом воспринимает садистские нововведения шалунишек из правительства. К президентскому дворцу периодически выходят люди на мирные демонстрации протеста. Полицейские ласково разгоняют их водометами — так, что у людей от падения случаются сотрясения, черепно-мозговые травмы и отслоение сетчатки.
В декабре я заболела коронавирусом. Это произошло, несмотря на две дозы «Пфайзера» (после второй дозы прошло 4,5 месяца). Я заразилась от своей невакцинированной дочки. Вторая невакцинированная дочка, которая все это время была в тесном контакте с нами обеими, не заразилась. Почему заразилась вакцинированная я, не заразилась вторая невакцинированная дочка — тайна сия великая есть.
Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний. США
В штате Нью-Йорк, где я живу, пик заболеваемости штаммом «омикрон» был пройден в середине января, и сейчас заболеваемость находится несколько выше уровня зимы 2021 года (по заражениям и госпитализации выше на 20%, по летальным случаям на том же уровне). Средний уровень вакцинации в штате — 70%, а среди лиц 65 лет и старше — 95%. Никаких особых ограничений (сравнимых с QR-кодами и «зелеными паспортами» во многих странах Европы, без которых невозможно посещение большинства общественных мест) в США нет. Имеется лишь требования (а в ряде мест только рекомендации) по ношению масок и соблюдению максимального уровня заполняемости магазинов и ресторанов. Как я и писал ранее, отвечая на один из предыдущих вопросов «Сноба», самым действенным способом создания коллективного иммунитета и постепенного перехода коронавирусной инфекции от уровня пандемии к уровню сезонной инфекции является, на мой взгляд, иммунизация. В США существенный сдвиг общественного мнения в сторону иммунизации наметился в середине прошлого года, и сейчас ее необходимость не вызывает сомнения у большинства самых разных возрастных и этнических групп населения. На мой взгляд, пережив очень тяжело первые три волны коронавируса, Америка технологически, финансово, а главное, психологически отлично проходит четвертую волну.
Елена Лейв, преподаватель, консультант. Германия
В то время как некоторые страны объявляют о снятии ограничений в связи с ковидом, Германия считает, что действующие ограничения должны соблюдаться и дальше. По крайней мере это объявлено 24.01.2022 на официальной странице правительства. Есть общегерманские правила, есть земельные и действующие в административных округах и муниципалитетах. Например, с 27.01.2022 во всей земле Бранденбург для непривитых действует комендантский час с 22 до 6 утра. Всю палитру запретов я даже не берусь описывать (желающие могут прочитать их на сайте правительства, интернет-переводчик с этим вполне справится) — для Германии запреты очень типичны, и это не связано с пандемией. Недаром некоторые немцы говорят о своей стране — страна запретов, Verbotenland. Но министр внутренних дел Бранденбурга Михаэль Штюбген требует смягчить правила, несмотря на высокие показатели заражаемости. Он считает, что можно отменить комендантский час и не требовать при посещении общепита дополнительно к подтверждению прививки или справки о выздоровлении еще и актуальный тест. Кроме того, он предлагает не требовать у покупателей непродовольственных магазинов справок, а пускать всех просто в масках.
Каждое заведение может придумывать свои правила, например, мой сын не попал в музей, так как у него был документ о прививке, но в виде книжечки о прививках, а музей принимал только цифровое удостоверение. В прошлый четверг его же не пустили на долгожданный концерт, так как стражница дверей не разбиралась в юридических тонкостях и правилах. В правилах посещения концертов было написано об удостоверяющем документе с фото, а к ним у нас относят довольно многие документы, в том числе пластиковые карточки с фотографией и данными владельца, которые у нас широко распространены. Но билетер решила, что ее устроит только паспорт или права. Сыну пришлось ехать обратно домой, билеты я заказывала еще в декабре.
Есть и курьезы — в правила Берлина внесли послабление бомжам. Все граждане на платформах и вокзалах должны быть протестированы/привиты/выздоровевшие, а на бездомных эти правила не распространяются теперь официально.
Если требовать соблюдения правил для входа в рестораны, музеи, театры относительно легко — люди довольно спокойно их соблюдают, достаточно контроля на входе, то правила проезда в транспорте и нахождения на платформах, остановках и вокзалах контролировать очень трудно. Я наблюдала, на открытых платформах теперь и многие немцы перестали надевать маски. Контроль прививочных документов и тестов я видела только один раз. Это было на очень оживленном пересадочном узле Александерплатц. Контролеры просто не успевали обращаться к буквально вылетающим из вагонов людям, спешащим на пересадку. Пассажиры массово бежали дальше, а довольно большая группа контролеров сама понимала, что их действия обречены на провал.
Я считаю многие правила совершенно нелогичными, непродуманными и сильно осложняющими жизнь. Если бы все силы и средства вкладывали в изменение медицинской системы в стране, то пользы явно было бы больше. Остается только надеяться, что Германия посмотрит на другие страны и изменит свою политику запретов.
Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Татьяна Санькова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь