Фото: Amin Mohammad Jamali / Getty Images
Фото: Amin Mohammad Jamali / Getty Images

«Ты чиста?»

11 февраля Международное агентство допинг-тестирования (ITA) сообщило, что декабрьская допинг-проба Валиевой оказалась положительной. В этот день, после одной из тренировок, журналист Daily Mail Риат Аль-Самаррай спросил у российской спортсменки: «Ты принимала допинг? Ты чиста?» Микст-зону, в которой фигуристы общаются с прессой, Валиева прошла, закрыв лицо кофтой. В Twitter Аль-Самаррай написал: «Русские журналисты были очень недовольны вопросом и фотографировали мою аккредитацию».

15 февраля он снова задал вопрос о допинге — на этот раз о положительном тесте Валиевой журналист спросил другую российскую фигуристку, Анну Щербакову. Спортсменка сказала, что комментировать ситуацию не будет.

«Что тут непонятного? Она должна уйти»

Своим мнением о происходящем вокруг Валиевой одни журналисты делились накануне выступлений фигуристок в личных соревнования, другие делали это прямо во время прокатов.

Так, перед тем как Валиева выступала в короткой программе, украинский спортивный комментатор Виталий Волоча назвал ее «читеркой на допинге». Журналист написал, что, хотя российская спортсменка и выиграет Олимпийские игры, медаль «заберут и отдадут другой [фигуристке] через полгода».

Бывшие фигуристы Джонни Вейр и Тара Липински, которые комментировали олимпийские соревнования для канала NBC, за весь прокат Камилы Валиевой не произнесли ни слова. Когда она вышла на лед, Вейр отметил: «Я могу сказать лишь одно — выступает фигуристка Камила Валиева. Это все, что я могу сказать». Ранее он говорил, что не может смириться с решением CAS допустить спортсменку до личных соревнований. 

После короткой программы в New York Post вышла статья с заголовком Сheaters can win. Kamila Valieva was emotional and dominant in first Olympic 2022 performance since doping scandal (англ. «Читеры могут победить. Юная фигуристка из России выступает эмоционально и доминирует в первом прокате после допингового скандала»).

Журналисты издания поговорили с отцом Алисы Лью — 16-летней фигуристки, которая представляет США на Олимпийских играх: «У нее [Валиевой] нашли запрещенный препарат. Что тут непонятного? Она должна уйти. Какие мысли сейчас у миллионов спортсменов по всему миру? Что читеры могут принимать участие в Олимпийских играх — самых святых соревнованиях на планете?»

В материале The New York Times, который вышел уже после короткой программы, Валиеву сравнили с балериной. Журналисты отметили «красивые линии» и грацию российской фигуристки, которая быстро собралась после ошибки, допущенной при исполнении тройного акселя. «В своем струящемся фиолетовом платье принцессы она продолжила выполнять сложные прыжки и вращения так, будто хаоса всей прошлой недели никогда и не было».

«Виновата не она, а взрослые»

За дисквалификацию фигуристки выступают спортсмены из разных стран. «Атлеты, которые нарушают антидопинговые правила, не могут соревноваться. Этот принцип должен соблюдаться в отношении всех. Без исключений», — написала олимпийская чемпионка по фигурному катанию кореянка Ким Ю На. 

Призер Игр в Сочи, фигуристка Эшли Вагнер назвала решение CAS «позором»: «На самом деле я не в оцепенении — я шокирована, разочарована, испытываю чувство стыда, я в ярости. <...> Это так несправедливо по отношению к чистым спортсменам на этих соревнованиях и на всей Олимпиаде».

Скандал с допинг-пробой Валиевой комментируют и те фигуристки, с которыми она сейчас соревнуется на Олимпиаде. Их слова приводит The Associated Press:

  • Наташа Маккей (Великобритания): «Очевидно, что мы тут [на Олимпиаде] не в равных условиях. Но решение принято — придерживаемся его. Жаль только тех, кто выиграет медали на этих соревнованиях — они не поднимутся на подиум и не переживут тех эмоций, которые можно пережить только на Олимпиаде».
  • Анастасия Шаботова (Украина): «Я не верю в это [в положительный допинг-тест]. Если бы у девушек не было такого таланта, им бы ничего не помогло. Смешно даже думать о таком — спортсменки просто талантливые и много трудятся. Никаких вопросов по этому поводу быть вообще не должно».
  • Алексия Паганини (Швейцария): «Думаю, что виновата не она [Валиева], а взрослые, которые ее окружают. Жаль ее, но правила есть правила, и их нужно соблюдать».     

Призеры личного турнира в женском одиночном катании определятся 17 февраля, после произвольной программы. По итогам короткой программы Валиева лидирует. Если она выиграет медаль, церемония награждения призеров и победителей не состоится — ее проведут позже, когда по делу спортсменки вынесут итоговое решение.

Подготовила Кристина Боровикова