Британские клиники начнут вычислять дату смерти пациентов с помощью ИИ
Россияне лидируют по расходам в Казахстане в 2024 году
В Нью-Йорке усыпили белку Арахиса, у которой было более 600 тысяч подписчиков в Instagram*
В афганской провинции Хост запретили радиотрансляцию музыки
Как жить

Бытие и Ничто. В чем заключается философия экзистенциализма

15 апреля 1980 года не стало французского писателя и философа Жан-Поля Сартра. Ему было 74 года. Сартра считают одним из главных представителей философии экзистенциализма. О том, что это за направление, — в карточках «Сноба»

Антанас Суткус «Жан-Поль Сартр в Литве», 1965 год
Антанас Суткус «Жан-Поль Сартр в Литве», 1965 год
Фото: Sotheby's
1

Что такое экзистенциализм?

Термин «экзистенциализм» ввел датский теолог и религиозный философ Серен Кьеркегор. Он объяснял его как «отрицание слишком абстрактного или слишком научного подхода». Кьеркегор считал правильным для философии концентрироваться на самой «экзистенции» — человеческом существовании.

Экзистенциализм — это индивидуалистская философия, согласно которой люди обладают свободной волей и сами определяют свою судьбу. Представители течения считают, что человек самостоятельно наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. Никакие моральные и ценностные категории, а также нормы поведения, существующие в обществе, не имеют для экзистенциалистов значения, поскольку все они искусственны. Также, поскольку общество воспринимается ими как конструкт, всякая принадлежность к социальной группе условна. По мнению экзистенциалистов, человек ни на кого не может переложить ответственность за самого себя.

Видеоверсию материала смотрите здесь.

2

Когда и где возник экзистенциализм?

Принято считать, что движение экзистенциалистов оформилось в Европе после Второй мировой войны как ответ на те страшные события, с которыми человечеству пришлось столкнуться в первой половине 1940-х. В мире, где уже случились Холокост и ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, стало невозможно игнорировать присутствие смерти. И это вызывало страх.

Однако предпосылки у течения были еще в XIX веке. Среди родоначальников направления принято выделять, помимо Кьеркегора, Фридриха Ницше и Федора Достоевского.

Ницшеанская концепция смерти Бога — это то, с чего начинается отказ от общепринятых моральных координат. Достоевский, в свою очередь, был, вероятно, первым из мировых писателей, кто глубоко исследовал природу человеческого страдания, конфликт внутреннего содержания человека с окружающим миром, состояние полной безысходности. Опыт столкновения со смертью, абсолютного страха, который писатель пережил в день своей несостоявшейся казни, — это, по мнению исследователей, в чистом виде то, что немецкий философ Мартин Хайдеггер, автор экзистенциального трактата «Бытие и время», впоследствии назовет «Ужасом, приоткрывающим Ничто».

С опытом ужаса и конкретно потрясений времен Второй мировой войны последний был знаком близко: с 1933 по 1944 год Хайдеггер состоял в НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии) и не отказывался от симпатий к Гитлеру вплоть до самой смерти в 1976 году. Это резко противоречит радикально левым настроениям младшего, французского, поколения экзистенциалистов, большинство из которых тяготели к коммунистическим взглядам, что, впрочем, не мешало им во всех своих работах прямо или косвенно опираться на тексты Хайдеггера.

3

Главные экзистенциалисты XX века

Экзистенциализм — это течение континентальной (то есть европейской) философии. Основные его представители в Германии — Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969). Во Франции — Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960), Габриэль Марсель (1889–1973) и Симона де Бовуар (1908–1986).

4

Принципы экзистенциализма

Свобода. Человек обречен на свободу. Быть свободным значит нести ответственность за последствия своего выбора, самостоятельно руководить своей жизнью.

Подлинность. Настоящая жизнь следует не из представлений о том, как надо себя вести, а из человеческой воли вести себя как следует в каждый конкретный момент. Общество подавляет всякую спонтанность, загоняет в рамки определенных поведенческих моделей, которые после смерти Бога не актуальны.

Вовлеченность. Человек должен на личном примере пытаться обрести смысл, активно анализировать повседневность исходя из своего собственного опыта, не отстраняться.

Существование предшествует сущности. У людей после смерти Бога нет запредельной для понимания (трансцендентальной) моральной основы, предписанной судьбы. Отныне все решения человек принимает спонтанно, и в соответствии с последствиями такого выбора постоянно меняется ход его жизни.

5

Экзистенциализм — это нигилизм?

Нет. Экзистенциалисты, в отличие от нигилистов, не отрицают мораль как таковую, они лишь выступают против устаревшей системы морального поощрения, где человека побуждает к действию представление о божественном гневе. Вести себя достойно — необходимо, но это возможно, только если человек сознательно совершает моральные поступки, объясняет себе их, а не слепо полагается на догмы.

Рассуждению на эту тему посвящен философский трактат Жан-Поля Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946).

6

Экзистенциализм бывает религиозным?

Да. Экзистенциализм разделяют на атеистический и христианский. В первом случае человек не может рассчитывать ни на какое божественное вмешательство. После смерти его ожидает Ничто, а с переживанием экзистенциального трепета перед этим Ничем он должен справляться сам. Если Бога нет, то, по крайней мере, есть человек, чье бытие оказывается в мире без высших сил самым важным, центральным.

В случае христианского экзистенциализма, автором которого является Серен Кьеркегор, Бог существует. Личный опыт взаимодействия с ним, который человек неизбежно испытывает, ставится выше всех моральных предписаний. При этом свою судьбу человек все равно решает сам.

7

Параллельные течения

Как одно из следствий экзистенциализма существует абсурдизм Альбера Камю, наиболее полно сформулированный в его труде «Миф о Сизифе» (1942). Центральный вопрос этого текста: стоит ли жизнь того, чтобы ее жить? Автор считает, что никаких внешних причин для существования у человека нет. Соответственно, есть два выхода: прекратить жить (совершить самоубийство) или посвятить жизнь борьбе с «абсурдом» окружающего мира, совершать одни и те же действия вопреки тому, что все они на самом деле не имеют смысла.

Иллюстрирует идею Камю древнегреческий миф о Сизифе. Про́клятый титан обречен катить большой камень в гору, пока тот не упадет с самой ее вершины, чтобы раз за разом спускаться с горы и снова поднимать его. Такой труд не имеет смысла сам по себе, но наделяет существование целью, которую нельзя исчерпать. Иначе говоря, Сизифу всегда есть зачем жить, и поэтому его «следует воспринимать счастливым».

8

Экзистенциализм в культуре

Почти все из основных для этой философии явлений исследуются в литературных произведениях самих французских экзистенциалистов. Безразличию к общественной морали посвящен роман Альбера Камю «Посторонний» (1942), а экзистенциальной тревоге — «Тошнота» Жан-Поля Сартра (1938). Состояние столкновения с «Ужасом, приоткрывающим Ничто», последний ярко характеризует в рассказе «Стена» (1939). Человеческое одиночество Сартр исследует в «Комнате» (1939), а психологию девиации, в том числе сексуальной, в «Герострате» (1939). Идея противления абсурду находит свое отражение в романе Альбера Камю «Чума» (1947).

Многие ключевые мотивы экзистенциализма воплощены в фильмах Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара и Ингмара Бергмана. Определенное влияние философия оказала и на музыку. Например, песня Killing an Arab (1980) с одного из первых альбомов британской группы The Cure явно вдохновлена романом Альбера Камю «Посторонний», по сюжету которого главный герой убивает на пляже араба просто потому, что это пришло ему в голову. А ощущение одиночества перед лицом абсолютного ужаса — один из центральных мотивов всего творчества другого английского коллектива, Joy Division.

9

Влияние экзистенциализма на политику

Активное противление абсурду окружающего мира — это то, из чего напрямую исходит западная политическая культура второй половины XX века. Ключевые для экзистенциализма понятия свободы как ответственности и личного выбора как двигателя всех происходящих событий легли в основу студенческих протестов в Париже 1968 года и освободительного движения Мартина Лютера Кинга.

Подготовил Егор Спесивцев

0
0

Подписывайтесь на наши
каналы в соцсетях:

Телеграм ВК Youtube Дзен Rutube

Читайте также

Кофе и сигареты. Кого и что любил Иосиф Бродский

6 книг о том, что происходит с экологией и климатом

Егор Спесивцев

Альтернатива доллару и евро. Стоит ли покупать юань

Человек-труба. Как Юрий Левитан стал главным «голосом» Советского Союза

Умер кинокритик Юрий Богомолов