Сохраняя культурное наследие. Как искусство становится цифровым активом, а искусственный интеллект восстанавливает шедевры
С 26 сентября по 1 октября во Владивостоке проходили VIII Дни Эрмитажа. Мероприятие в Приморской государственной картинной галерее было организовано по инициативе директора музея «Государственный Эрмитаж» Михаила Пиотровского и правительства Приморского края. Для участия в конференциях во Владивосток приехали профессионалы музейного дела. «Сноб» узнал, что обсуждали на встрече и как совместный проект музея, компании «Интеррос» и российской платформы «Атомайз» «Цифровое искусство» помогает реставраторам сохранять и восстанавливать шедевры живописи
VIII Дни Эрмитажа проводят во Владивостоке не первый год. На этот раз мероприятие стартовало с большого открытия — IХ Всероссийской научно-практической конференции, на которой собрались главные профессионалы музейной отрасли. Представители РГХПУ им. Строганова, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, Научно-реставрационного центра им. Грабаря, Союза художников России, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Республики Саха, Национального музея Республики Бурятия и многие другие обсуждали задачи сохранения культурного наследия в рамках общей темы «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
Среди участников конференции было немало практикующих реставраторов, для которых охрана и восстановление предметов искусства — первоочередная цель. Главные представители индустрии делились наработанным опытом и рассуждали о новых технологических решениях в этой сфере.
Холст, ИИ и роботы
Реставрационные работы — это всегда кропотливый труд и предельная осторожность в обращении с предметом искусства. Полотна могут годами лежать на реставрации, пока мастера шаг за шагов будут снимать огрубевшие слои масла, корректировать трещины на краске, пытаться установить утерянные фрагменты. Рано или поздно прогресс должен был затронуть эту отрасль. Постепенно технологии стали верными помощниками реставраторов. Например, рентген был важным открытием не только для медицины: аппарат сканировал разные слои живописных полотен, и историкам искусства стала доступна подлинная история произведения, ранее скрытая под краской.
Представитель реставрационной отрасли Кирилл Гаврилин отметил на встрече во Владивостоке, что порой «даже попытка реставрации может нанести непоправимый ущерб произведению». Поэтому сохранение, реставрация, приумножение культурного наследия стали междисциплинарными сферами, которые объединили исследователей из различных областей. Ученые, работающие с данными, и специалисты по информационным технологиям играют ключевую роль в этих процессах и разрабатывают новые способы сохранения ценных памятников архитектуры, искусства и археологии.
Сегодня существует множество важных прецедентов, когда искусственный интеллект действительно помог восстановить произведения искусства. Так, в 2019 году исследователи из Университетского колледжа Лондона использовали ИИ для анализа Гентского алтаря братьев Ван Эйк (1432). Нейросеть обучили анализу двусторонних панелей композиции, предоставив цветные фотографии передней и задней сторон картины и рентгеновские снимки всей панели. В результате искусственный интеллект разделил смешанное изображение на два отдельных и упростил обнаружение более ранних изменений, внесенных художниками в процессе создания росписи.
В 2021 году с помощью искусственного интеллекта была восстановлена и показана в полном размере картина Рембрандта «Ночной дозор» (1642). В 1715 году полотно обрезали со всех сторон, и, к сожалению, утраченные части не сохранились. Для точного воссоздания этих частей картины специалисты использовали нейросети, обученные на объемном наборе данных, включающем результаты рентгеновского сканирования, архивные фотографии, текстовые описания и уменьшенную копию оригинала, созданную Герритом Люнденсом XVII веке. Благодаря комплексному подходу реставраторы достоверно восстановили недостающие элементы произведения.
В контексте реставрации утраченных произведений искусства невозможно не вспомнить интерактивную виртуальную выставку «Климт против Климта: человек противоречий», созданную в 2021 году Google совместно с венским музеем для платформы Google Arts & Culture. В рамках этого проекта с помощью искусственного интеллекта были воссозданы «Факультетские картины» Густава Климта (1900–1907). До нашего времени сохранилась только цветная репродукция картины «Медицина», некоторые черно-белые фотографии, некоторые эскизы и текстовые описания. Благодаря технологии машинного обучения исследователи смогли восстановить исторические изображения в цветах, приближенных к первоначальным.
Блокчейн и искусство как цифровой актив
На конференции отдельное внимание уделили изучению потенциала цифровых технологий для защиты и сохранения культурного наследия, а также обсуждению новых возможностей привлечения финансирования реставрационных работ и реставрационных центров.
Эксперты отметили свой интерес к представленному на VIII Восточном экономическом форуме проекту «Цифровое искусство», Его реализовали группа «Интеррос», российская платформа «Атомайз» и Эрмитаж. Совместно они создали NFT-токены фресок мастерской итальянского живописца Рафаэля Санти из коллекции музея. Работы «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» сфотографировали до начала реставрации, наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект. Эта диджитал-инициатива стала первым в стране проектом в области токенизации предметов искусства, который реализуется только на территории России в полном соответствии с современным российским законодательством о цифровых финансовых активах. Благодаря юридической прозрачности, защита прав всех приобретателей токенов гарантирована.
Живопись по сути стала цифровым финансовым активом, претендующим на статус универсального в деле менеджмента культурного наследия и привлечения капиталов. ЦФА позволяет привлекать средства для реставрационных работ, ремонта и развития музеев в целом, а также реинвестировать привлеченный капитал. Токены становятся новым и эффективным инструментом решения проблем финансирования процессов сохранения культурного наследия.
Владельцы NFT-объектов, как обладатели защищенного российским законодательством цифрового права, могут даже экспонировать свою коллекцию и представлять высокое искусство в самых отдаленных уголках страны, небольших музеях и галереях малых городов России.
Для группы «Интеррос» этот проект стал логическим продолжением многолетнего сотрудничества с Государственным Эрмитажем и десятком благотворительных проектов. Платформа «Атомайз» получила статус российского первопроходца в токенизации предметов искусства и презентовала совершенно новую бизнес-модель на основе блокчейн-технологий. Государственный Эрмитаж продолжает развивать свой филиал во Владивостоке и передает в пользование оригинальные проекты из своих фондов, чтобы люди во всех уголках страны могли прикоснуться к миру искусства.
Автор: Элла Райх