В посольстве России в Аргентине нашли 12 чемоданов с наркотиками. Что известно о «кокаиновом деле»
Наркотики нашли в школе при посольстве, где учатся дети российских дипломатов, в конце 2016 года. Следственный департамент МВД России возбудил дело только в ноябре 2017-го, а известно о нем стало только в феврале этого года.
В декабре прошлого года в Москве задержали обвиняемых по делу — экс-сотрудника посольства Али Абянова, а также его сообщников Владимира Калмыкова и Иштимира Худжамова, которые должны были принять груз в Москве. Все трое отрицают свою вину. Сейчас они находятся под арестом.
26 февраля Тверской суд Москвы заочно арестовал четвертого фигуранта «кокаинового дела» — предполагаемого организатора поставки Андрея Ковальчука. По информации ФСБ, Ковальчук скрывается в Германии. Его объявили в международный розыск.
Всем обвиняемым предъявили обвинение в покушении на контрабанду наркотиков и попытке незаконного производства, сбыта или пересылки наркотиков в особо крупном размере. В МВД анонсировали новые аресты.
Официальная версия
Официальный представитель Министерства иностранных дел (МИД) России Мария Захарова заявила, что кокаин принадлежал одному из сотрудников технического состава школы, который работал по срочному договору и на момент обнаружения груза уже уволился. По ее словам, правоохранительные органы России и Аргентины провели совместную операцию. Подозреваемых, среди которых и россияне, и аргентинцы, арестовали.
Позднее посол России в Аргентине Виктор Коронелли в интервью «Коммерсанту» рассказал, что чемоданы с кокаином нашел завхоз посольства. Он сообщил об этом послу, который, проконсультировавшись с Москвой, «вышел на контакт» с аргентинской полицией.
По словам Коронелли, один из подозреваемых по «кокаиновому делу», Али Абянов, и был тем «сотрудником технического состава», о котором говорили в МИДе — он работал в дипмиссии завхозом и, «как выяснилось», был членом преступной группировки. В ожидании возможности отправить наркотики в Россию Абянов спрятал чемоданы с кокаином, принадлежавшим Андрею Ковальчуку, в школе.
«Там есть гараж в этом (школьно-жилом) комплексе, где Абянов имел возможность ставить служебную машину, которой он пользовался для исполнения своих обязанностей. Судя по всему, на этом автомобиле и был завезен груз внутрь — в гараж этого здания. А потом уже по служебным переходам он был спрятан в одном из складских помещений», — объяснил посол.
Он также рассказал о других людях, связанных с «кокаиновым делом»: гражданине Аргентины российского происхождения Иване Близнюке, который работал в полиции Буэнос-Айреса, и об Александре Чикало, гражданине и России, и Аргентины. В обязанности Близнюка входило контактировать с посольствами других государств, поэтому он был знаком и с послом России, а вот Чикало никакого отношения к российскому посольству не имел, утверждает Коронелли.
Посол подчеркнул, что не знаком с Чикало и хозяином груза Ковальчуком. Он утверждает, что узнал о их существовании уже после возбуждения дела.
Кто такой Андрей Ковальчук
По информации аргентинских СМИ, Андрей Ковальчук — 50-летний бизнесмен российского происхождения, живущий в Германии.
За последние пять лет он прилетал в Аргентину 11 раз и всегда на частном самолете, следует из перехваченных переговоров фигурантов дела. Всякий раз Ковальчук вывозил некие чемоданы, которые доставляли в аэропорт на машинах посольства.
Но потом Ковальчук поссорился с российским послом и ему стало сложнее вывозить наркотики. Он надеялся на смену посла и даже пытался пролоббировать ее.
Кто такие Иван Близнюк и Александр Чикало
Пятого фигуранта «кокаинового дела», 36-летнего гражданина Аргентины Ивана Близнюка, арестовали в Аргентине вместе с его предполагаемым сообщником Александром Чикало, гражданином обеих стран.
Близнюк и Чикало руководили фондом православных меценатов в Латинской Америке.
Близнюк переехал из России в Аргентину, когда ему было 18, и много лет работал в местной полиции, в частности, предоставлял услуги охраны российскому посольству. В 2016 году он проходил обучение на курсах Московского университета МВД, а в июне 2017-го, когда уже шло расследование «кокаинового дела», приезжал в Москву с визитом в составе группы аргентинских полицейских.
Как проходила спецоперация
В ФСБ сообщили, что во время спецоперации кокаин заменили мукой, а в чемоданы установили GPS-маячки. В декабре прошлого года груз отправили как дипломатический багаж на российском правительственном самолете, рассказала министр национальной безопасности Аргентины Патриция Буллрич.
По словам Буллрич, стоимость партии оценили в 50 миллионов евро. Наркотики предназначались для клиентов в России и европейских странах. В Аргентине груз курировали Близнюк и Чикало.
РБК, ссылаясь на фотографии и видеозаписи погрузки некого багажа в Ил-96, опубликованные аргентинской жандармерией, сообщил, что кокаин могли перевозить на самолете специального летного отряда «Россия», который обслуживает первые лица государства.
27 февраля в Управлении делами президента России отвергли сообщения о причастности самолета спецотряда к «кокаиновому делу». «Журналисты сделали выводы на основании недостоверной информации — в данном случае фотографии, которую благодаря современным технологиям можно легко фальсифицировать», — заявила официальный представитель Управделами Елена Крылова.
По прилете груза в Россию принимавших наркотики Владимира Калмыкова и Иштимира Худжамова, а также отправителя Абянова, задержали. По данным неназванного источника «Интерфакса», Калмыков — экс-гендиректор ООО «Центр правовых услуг», Худжамов — бывший менеджер по продажам одной из московских компаний, а Абянов — безработный.
Сотрудников российского посольства обвинили в причастности к наркотрафику
Аргентинские СМИ опубликовали несколько прослушанных телефонных разговоров фигурантов «кокаинового дела». Из них следует, что сотрудники российского посольства знали о наркотиках и участвовали в их транспортировке.
Вероятно, в схеме был замешан заместитель российского пола по безопасности Олег Воробьев. Согласно фотографиям, которые есть в распоряжении аргентинских СМИ, он встречался с предполагаемым организатором поставок Ковальчуком.
Ковальчук просил Воробьева выделить ему посольский «пикап или микроавтобус» для перевозки наркотиков в аэропорт. Однако Воробьев отказался предоставить транспорт. «Извини, у меня могут быть проблемы», — сказал он.
Судя по прослушанным разговорам, Ковальчук называл чемоданы с кокаином коробками с коньяком. Кроме того, он говорил о «двух больших коробках сигар» — по всей видимости, еще каких-то наркотиках, которые, однако, не упоминаются в официальных сообщениях о спецоперации.
Предположительно, наркотики транспортируют и через другие посольства России
Секретарь совета безопасности Аргентины Евгенио Бурзако заявил, что наркомафия действовала через российские посольства и в соседних с Аргентиной странах. В перехваченных переговорах Близнюк в частности восклицает: «Зачем вообще этот мусор привезли в Аргентину?! Надо было отправить через Уругвай и все».
В разгар операции по подмене наркотиков в Аргентине, в Москве убили главного советника Латиноамериканского департамента МИД Петра Польшикова. Его нашли дома с простреленным виском, но пистолета рядом с ним не было. Пока не известно, знал ли Польшиков о наркотрафике и способствовал ли он его перехвату.