«Коммерсантъ»: причиной пожара на глубоководном аппарате могло стать короткое замыкание
Замыкание могло вызвать возгорание оплетки кабелей или трансформаторного масла, а вентиляция — разнести дым по отсекам, пишет издание. Его собеседники рассказали, что большинство моряков в это время отдыхали и не успели воспользоваться средствами защиты. Поэтому выжила только заступившая на последнее в сутках дежурство вахта из пяти человек. Они смогли локализовать распространение огня и поднять станцию.
Хронология событий по версии источников «Коммерсанта»:
Глубоководный аппарат выполнял боевые задачи в полигоне Северного флота, расположенном в районе выхода из Кольского залива в Баренцево море. Авария на АС-31 произошла в девять вечера.
В этот момент, предположительно, произошло короткое замыкание в одном из электрораспределительных щитов, расположенных в отсеках. При большой силе тока короткое замыкание в щитках вызывает не просто хлопок со вспышкой, а напоминает скорее небольшой взрыв, способный разрушить сам щиток и даже контузить находящихся рядом специалистов.
Из-за замыкания, по мнению экспертов, могли воспламениться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а дым попал в другие отсеки по системе вентиляции. Моряки могли среагировать на опасность слишком поздно, считают их коллеги. Дежурная вахта, возможно, немного запоздала с герметизацией отсека, а отдыхавшие смены — с включением в портативные дыхательные аппараты, пишет газета.
Через несколько минут после начала задымления за живучесть лодки продолжала бороться только дежурная смена на центральном посту. Четверо офицеров и один гражданский специалист организовали подъем АС-31. Процедура всплытия со всеми операциями занимает около десяти минут. Эти минуты «оказались роковыми для 14 получивших тяжелые отравления продуктами горения гидронавтов», пишет «Коммерсантъ».
Что еще известно:
Версия о коротком замыкании предварительная, подчеркивает газета. Точные причины пожара установит следствие.
Следственные действия и экспертизы еще не проводили из-за секретности глубоководного аппарата АС-31. По этой же причине тела погибших не опознали и не выдали родным. Представители департамента военной контрразведки ФСБ и Главного военного следственного управления СКР, имеющие допуски, прибыли в Североморск из Москвы только 3 июля.
Вечером 3 июля Минобороны опубликовало список погибших при пожаре подводников. Семеро из погибших имели звания капитанов первого ранга, трое — капитанов второго ранга. Еще двое были Героями России.