«Эногастрономия»

Борис Зарьков
Российский рекорд в гиде Michelin.

Кухню в ресторанах Бориса Зарькова московская публика поначалу не понимала, а потом оценила так высоко, что теперь в некоторые из них стоят очереди. Осенью 2021-го проекты Зарькова наконец завоевали международное признание. Сразу три заведения бизнесмена — White Rabbit, Selfie и «Сахалин» — получили по одной звезде Красного гида Michelin. Сам бизнесмен полагает, что это не его заслуга, а признание таланта шеф-поваров, которые составляют меню в его ресторанах. Несмотря на скромность бизнесмена, каждое открытие общепита под его руководством, даже фастфуда — городское событие.
Интервью с Борисом Зарьковым читайте здесь.

«Путешествия»

«Русь Новгородская»
Российский рекорд в гиде Michelin.

Несмотря на обилие исторических памятников, в Великом Новгороде долгое время не было понятной навигации для туристов, а многие его достопримечательности, связанные с началом российской истории, были менее известны путешественникам, чем промышленные объекты Сибири или появившееся в прошлом веке курорты. Повысить узнаваемость достопримечательностей одной из первых столиц России решили в Институте развития туризма «Русь Новгородская». С октября прошлого года институт создал серию видеороликов о Великом Новгороде, которые транслировались в поездах «Сапсан», разместил рекламу города в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, создал VR-экскурсию по Новгородскому Кремлю и разработал мобильное приложение для туристов, которое помогает сориентироваться в древней столице. По итогам первого полугодия 2022 года туристический поток в Великий Новгород вернулся на допандемийный уровень.

Flora Boutique-Hotel&SPA
Отель с шоколадом на ужин и шампанским на завтрак.

Архыз в Карачаево-Черкессии — один из самых молодых курортов России. В 2021 году, на пике популярности курорта, там завершилось строительство бутик-отеля Flora. В отеле всего 30 апартаментов, при этом интерьер каждого номера уникален. Из бассейна и спален открывается вид на горы. Каждый вечер сотрудники отеля оставляют гостям в спальне плитку бельгийского шоколада, а на завтрак подают бокал шампанского. Несмотря на небольшой номерной фонд, со дня открытия отель Flora посетили более 15 тысяч туристов.

«Городская среда»

«Поле»
Русский Бергхайн в Москве.

Новый клуб расположился на пересечении улиц первой и третьей Ямского Поля и Бумажного проезда — в районе, где каких только андеграундных заведений не было. Запускала место Stereotactic, и это не первая их такая площадка — уже были, как минимум, «Эма» и «Кругозор», то есть формат для команды хорошо отработан. Тематика мероприятий тут сильно разнится — рейвы от ведущих промокоманд страны, просмотр финала Лиги чемпионов, турниры по настольному теннису от столичных модников Ping Pong Club Moscow. Интерьер в помещениях в бывшем здании НПО «Наука» нарочито обшарпанный: древние деревянные рамы в окнах, листы гипсокартона без отделки, скейтерские рампы, артефакты советского наследия на стенах. В СМИ о «Поле» пишут в формулировках вроде «русский Бергхайн», то есть, вероятно, это главная тусовочная площадка этого сезона.
Подробнее о проекте «Поле» читайте здесь.

«Большой бизнес»

МТС
Благотворительный проект «Поколение М».

В 2014 году МТС запустила благотворительный проект «Поколение М» для развития детского творчества по 15 направлениям, среди которых актерское мастерство, изобразительное искусство, дизайн одежды и журналистика.Летом этого года в рамках проекта впервые прошел всероссийский творческий онлайн-лагерь для детей и подростков. Он состоял из трех творческих смен: «музыка, вокал и танец», «фотография» и «рисунок». Все работы воспитанников лагеря попали на портал «Поколение М» и принимают участие в основных творческих конкурсах проекта. Их победители могут пройти стажировку у наставников, поучастовать в мастер-классах от звезд, поступить в ведущие творческие вузы страны и выступить на одной сцене со своими кумирами. За каждый лайк работе, опубликованной на сайте «Поколение М», МТС направляет 1 рубль на операции тяжелобольным детям. За все время работы проекта удалось собрать больше 22 миллионов рублей, они пошли на оплату лечения 69 детей.

ГК «Протек»
Программа лечения бесплодия «Новая жизнь».

Фармацевтическая компания «Протек» внедрила программу лечения бесплодия для своих сотрудников — она вошла в пакет социальной помощи наряду с ДМС и корпоративным спортом. С 2015 года на борьбу с репродуктивными патологиями «Протек» потратила больше 80 миллионов рублей. В 2020 году обследование и лечение прошли 80 сотрудников компании, родилось 4 ребенка. В 2021 году программа расширилась: курс диагностики и терапии прошли более 115 сотрудников компании — у девяти пар родились дети, еще несколько готовятся к родам. Программа реализуется совместно с Национальным медицинским исследовательским центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова.

X5 Group и фонд «Русь»
Программа продуктовой помощи.

В 2015 году X5 Group вместе с банком еды «Русь» запустила программу «Корзина доброты». Ее участники могут собрать в магазинах «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» или на сайте программы корзину продуктов, которая будет передана людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За семь лет работы проекта было собрано и передано порядка 1200 тонн продуктов, помощь получили более 210 тысяч семей. В прошлом году компания запустила новый формат помощи — продовольственные благотворительные карты, которые пополняет X5. Теперь подопечные «Корзины доброты» могут самостоятельно выбирать те продукты, которые им необходимы, оплачивая их с баланса карты. Карты получили около 3000 тысяч семей.

Росбанк
Конкурс «Начни иначе».

Росбанк запустил конкурс «Начни иначе» еще в 2018 году. В его рамках жюри отбирает лучшие проекты НКО и малого бизнеса, направленные на помощь людям с ограниченными возможностями (ОВЗ). С победителями конкурса сотрудничают специалисты, которые помогают НКО и предпринимателям создать финансово-устойчивые модели развития и найти источники финансирования своей работы. В 2021 году, в разгар пандемии, организаторы на треть увеличили число проектов, которые получили поддержку. В число победителей, среди прочих, вошли: проект помощи глухим людям в Тульской области, керамические мастерские в Нижнем Новгороде и конструктор по созданию сайтов для людей с ОВЗ.

АФК «Система»
Платформа профориентации и дополнительного образования для школьников, студентов и специалистов.

Большинство российских проектов по профориентации ищут талантливых школьников в сферах IT и инженерии. АФК «Система» решила расширить этот список, открыв цифровую платформу «Лифт в будущее», оператором которой выступает благотворительный фонд корпорации. В этом году на ней появилось три раздела — для школьников, студентов и специалистов, которые хотят повысить свою квалификацию. Старшеклассники получают на платформе бесплатное профобразование в IT, гостиничном бизнесе, лесной промышленности, фармацевтике, сельском хозяйстве, инвестициях, банкинге и создании микрочипов; для студентов открыты направления по повышению soft skills, навыков работы с офисными программами, управлению и финансовой грамотности; специалисты могут расширить навыки в создании презентаций, стресс-менеджменте и других сферах. В прошлом году платформа была признана ООН «лучшей образовательной практикой». Успешные участники платформы получают работу в АФК «Система».

«Сибантрацит»
Поддержка исчезающего языка.

На шорском языке, одном из древнейших в тюркской ветви, на Кузбассе говорят не больше 3 тысяч человек, и число его носителей каждый год сокращается. В последние годы преподавать шорский в школах было невозможно, потому что не хватало учебников — последний шорский букварь вышел в конце 1980-х. В 2019 году в школах Кузбасса впервые за долгое появились учебники шорского для первых классов — они были изданы на средства компании «Сибантрацит». В 2021 и 2022 годах в школах Кузбасса появились учебники для вторых классов. Сейчас на деньги компании готовятся к выпуску учебники для третьего класса.

«Катрен»
Образовательный проект для детей из приемных семей.

Около 5 тысяч приемных семей каждый год возвращают детей в интернаты. Одна из причин — конфликты в семье из-за низкой успеваемости детей в школе. Чтобы снизить число таких отказов, фармкомания «Катрен» в апреле 2021 года запустила «Школу перемен». Этот проект помогает детям из приемных семей подтянуть знания по английскому языку и математике. На протяжении всего курса обучения пару преподаватель-ученик сопровождают психологи. Они дают консультации о том, как правильно взаимодействовать с ребенком, и помогают разрешить конфликты в семье. За время работы «Школы» у 70% ее учеников повысилась успеваемость, а 94% стали регулярно выполнять домашние задания. Пилотным регионом, в котором начала работать «Школа перемен», был Новосибирск. Сейчас образовательный проект масштабирован на 19 регионов, в том числе на Москву и Санкт-Петербург.

«Фосагро»
Проекты по повышению цифровой грамотности и безопасности для жителей Череповца.

Несколько лет назад компания «Фосагро» провела в Череповце опрос сотрудников своей «дочки» АО «Апатит» и жителей города. По его итогам выяснилось, что две трети опрошенных сталкивались с мошенниками в интернете, но не знают, куда обращаться, если их обманут. Чтобы повысить знания горожан в области безопасности, в прошлом году «Фосагро» запустил в регионе сразу два проекта. Одним из них стала «Лаборатория безопасности». Ее экспозиция включает интерактивные экспонаты для школьников, которые обучают действиям в случае заражения гаджета вирусом, кибербуллинга или контакта с интернет-мошенниками. Другой проект «Фосагро» — интерактивный музей «Зеленая планета». Он рассказывает детям, как бережно относится к природе в Череповце, который входит в список самых грязных городов России. В этом году с образовательными проектами «Фосагро» ознакомились больше 3 тысяч детей.

Все номинации премии здесь.