Гоголь без центра. Как Кирилл Серебренников уходил из основанного им театра и чем запомнится режиссер
Режиссер Кирилл Серебренников покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра» — его контракт истекает 25 февраля и не будет продлен. «Сноб» рассказывает, чем запомнится Серебренников на посту худрука московского театра
О том, что режиссер уйдет из «Гоголь-центра», стало известно в начале февраля. Тогда ТАСС со ссылкой на источник сообщил, что департамент культуры Москвы решил не продлевать контракт с Серебренниковым. 2 февраля худрук «Гоголь-центра» на праздновании восьми с половиной лет с момента основания театра произнес речь. В последствии оказалось, что она была прощальной.
На концерте Серебренников поблагодарил труппу «Гоголь-центра» и зрителей и подвел итоги своего руководства театром:
«Все восемь с половиной лет в "Гоголь-центре" я обладал привилегией ежедневно встречаться только с красивыми и талантливыми людьми. Эти восемь с половиной лет оказались нужны, чтобы точно понять, что мерзавцев меньше, чем добрых и порядочных людей. (...) Оказалось, что за восемь с половиной лет можно создать то, что можешь называть потом смыслом жизни и чем будешь всегда гордиться. За эти восемь с половиной лет стало понятно, что театр сделать сложнее, чем поставить спектакль, снять фильм, и даже в чем-то сложнее, чем построить дом. Эти восемь с половиной лет подтвердили, что несправедливость отвратительна, как руки омоновца с электрошокером, но театр позволяет даже об этом думать с улыбкой. Да, за восемь с половиной лет можно попасть в историю, историю своей страны и в историю театра» (цитата по «Медузе»).
7 февраля Ассоциация театральных критиков опубликовала открытое письмо в поддержку «Гоголь-центра» и его художественного руководителя. Критики попросили власти Москвы снова назначить Серебренникова худроком театра после истечения срока контракта. По мнению авторов обращения, за восемь лет работы режиссеру удалось сделать «Гоголь-центр» «выдающимся явлением в истории российского театра», где сложился «исключительный коллектив артистов и художников». В письме отмечается, что «Гоголь-центр» Серебренникова — это прежде всего авторский театр и Москва 2020-х невозможна без «Гоголь-центра», а «Гоголь-центр» — без Серебренникова.
9 февраля Серебренников выложил в своем инстаграме документ из департамента культуры Москвы, в котором режиссера уведомляют об истечении контракта. Худрук «Гоголь-центра» обратился к своим подписчикам:
«Все в этом мире, начавшись, заканчивается. Но начинается что-то новое. Я благодарю друзей, учеников и врагов за уникальный опыт, который помог мне разобраться во многих важных вещах. "Гоголь-центр" как театр и как идея продолжит жить. Потому что театр и свобода важнее и шире, а, значит, и живучее, всевозможных чиновников, обстоятельств и даже важнее и шире их создателей. Постарайтесь сделать так, чтоб театр оставался живым, а свобода была необходимой для вас. И не надо унывать. В унынии нет ни жизни, ни свободы. Вы знаете, что надо делать. Всем — мир и любовь».
Реакция на уход Серебренникова:
Театральное сообщество раскритиковало решение московских властей не продлевать контракт с Серебренниковым. Так, актер Вениамин Смехов решил, что чиновники «встали в очередь на проклятие в истории губителей отечественной культуры». «Это не громкие слова, это строгий список мучителей и врагов: Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, Ахметели, Леся Курбаса... а в новое время: Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Анатолия Васильева… Партийные бюрократы нарывались на протесты авторитетных писателей и поэтов, академиков-ядерщиков, героев войны — и отступали "при Брежневе"... А где сегодня достать сил для того, чтобы "запретить запрещать" и "не трогать музыку руками" нечистоплотному населению департаментов культуры?!» — написал Смехов в своем фейсбуке.
Кинорежиссер Роман Супер в ответ на новости об уходе Серебренникова рассказал, как он познакомился с будущим худруком «Гоголь-центра» около девяти лет назад: «Вот-вот должен был открыться "Гоголь-центр", это сопровождалось скандалами, ведь "разрушался драматический репертуарный театр". Отвечая на вопрос "зачем", Кирилл сказал так: "Ну кто-то же должен взять на себя ответственность за создание в нашей огромной стране самого лучшего театра, современного, смелого и свободного, который разговаривал бы со зрителем на языке нового века". Я не знаю, как ему удалось это сделать. Но он сделал. Еще я не знаю более талантливого, мужественного и честного художника на русском языке, чем Кирилл. Уверен, что в скором времени будет netflix, hbo, Голливуд... и далее везде. В добрый путь, дорогой и нужный человек».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 9 февраля заявил, что «давать оценку талантливости того или иного режиссера» — не функция Кремля. «Если работа режиссера устраивает работодателя, он продолжает работать. Если нет, то работодатель не продлевает контракт. Талантливый режиссер всегда найдет себе новые контракты», — сказал чиновник.
Значение Серебренникова для «Гоголь-центра»:
Театральный центр появился на базе расформированного Московского драматического театра имени Гоголя в 2012 году. Серебренников основал «Гоголь-центр» и возглавлял его с момента появления. За это время, по словам самого режиссера, театр поставил 60 спектаклей, побывал в 35 гастрольных турах.
«За восемь с половиной лет нас посетил миллион зрителей и мы заработали почти миллиард на продаже билетов. За восемь с половиной лет я научился не бояться своих премьер и бояться чужих. Все восемь с половиной лет мы были счастливы с нашими прекрасными, умными, верными зрителями. А они, надеюсь, были счастливы с нами», — говорил Серебренников на праздновании дня рождения «Гоголь-центра».
Уголовное дело против Серебренникова:
В мае 2017 года с обысков и задержаний началось дело «Седьмой студии», которое стало резонансным. Сначала фигурантов — включая Серебренникова — обвинили в хищении 133 миллионов рублей из бюджета, но затем сторона обвинения уменьшила сумму ущерба до почти 129 миллионов рублей. Потерпевшим в деле стало российское Министерство культуры: фигуранты якобы похитили деньги, выделенные ведомством на театральный проект «Платформа».
Защита фигурантов дела «Седьмой студии» настаивала на том, что деньги не могли быть украдены, поскольку в течение нескольких лет использовались на постановку спектаклей, до сих пор входящих в репертуар «Гоголь-центра». Несмотря на это, суд вынес обвинительный приговор. В июне 2020-го Серебренникова приговорили к трем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 800 тысяч рублей.
За время расследования дела в поддержку Серебренникова выступали тысячи деятелей культуры из России и других стран, а также правозащитники, политики и активисты. Режиссер полтора года провел под домашним арестом и написал в заключении книгу — ее фрагмент можно прочитать на сайте «Сноба».
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь