Коллаж: Мария Аносова
Коллаж: Мария Аносова

Почему TikTok так привлекателен?

Мемы и проблема «белого листа»

У TikTok был предшественник — приложение Vine, тоже про короткие видео. Как теперь стало очевидно, с ним была одна проблема: попробуй сними интересный короткий видос из своей жизни, если ты не серфер с GoPro. В буднях простого человека не так уж много увлекательного, а чувство юмора, которое позволяет выделять смешное из обычного, есть не у всех. Да и короткие видео снимать сложнее. То есть Vine погубила проблема «белого листа» — когда надо что-то придумать, а ты не знаешь что.  

Косвенно, эту проблему решили в приложении Musical.ly — заняли пользователей уже готовыми и продуманными активностями (петь «под минус» вместе с другими). А TikTok, поглотив Musical.ly, снял с людей последнюю ношу — необходимость петь. 

И предложил очень свободное пространство, в которое ты можешь прийти без оригинального контента, без особенного чувства юмора, без голоса и слуха, и тебе все равно будет что показать. Ведь ты можешь присоединиться к челленджу — готовой модели поведения. (И вы еще спрашиваете, почему это популярно у подростков?)

Фонограмма — фрагменты песен или смешные диалоги из фильмов и телепрограмм. Эти короткие кусочки и становятся мемами. И, в отличие от ФБ или ВК, где ты просто шаришь картинку, здесь ты примеряешь мем на себя. TikTok сделал мемы, уж простите, иммерсивными.

Челленджи и экономика участия 

Из TikTok в другие соцсети часто попадают топовые единичные видео: вот танцует поразительно пластичный полный мужчина; вот взрывной эксперимент с зубной пастой, волна которого накрывает дом; вот танец девочки на бешеной скорости. И снаружи кажется, что TikTok — это соцсеть, в которой много видеомемов, а талантливые и креативные подростки все время танцуют. Такие видео там действительно есть, и это часть ленты, но не самая важная. Потому что TikTok не столько про креатив, сколько про участие. 

А сила TikTok — в алгоритмах! Но машинные алгоритмы построения ленты здесь уступают место поведенческим. 

В основе TikTok лежат челленджи, и они программируют поведение пользователей. Чаще всего люди записывают видео в ответ на чужое с такой же звуковой дорожкой и таким же набором действий (например: 1, 2). В этой цепочке версий попадаются разные, удачные и не очень, но в самом повторении для пользователей этой сети нет ничего зазорного. Получается, что в TikTok отменили диктатуру уникальности. Своеобразие важно, ведь оно выводит видео в рекомендации, но там за час вы встретите пять-десять одинаковых роликов с разными людьми. Обычными людьми. 

Может быть, именно поэтому TikTok — самая неагрессивная соцсеть на сегодняшний день. Здесь единица ответа — не оценивающий комментарий, а видео, в котором ты встаешь на место другого человека. Когда вы участвуете в одном челлендже, разве осудишь? Я также увидела там очень высокий уровень поддержки. Люди с особенностями внешности, ЛГБТ-подростки, люди на инвалидных колясках, с протезами, ВИЧ-позитивные — не изгои, их лайкают, поддерживают и «выводят в топ».

Площадная культура

К сожалению, в TikTok не только подростки, «проблема белого листа», как оказалось, была актуальна и для многих взрослых, а потому здесь все чаще появляются «юморные мужички и угарные девицы» с фрагментами из выступлений резидентов Comedy, стендаперов и почему-то диалогов с детьми Урганта и Галкина. Например, довольно популярный мем — перефразированная детская песенка со словами «От чекуши будет всем светлей». Под нее кривляются взрослые с бутылками водки и стопками. Таких пошлых видео там много, и я бы хотела это развидеть. Но, кажется, толерантность здесь не делает исключений, и границ между «Россией айфона» и «Россией шансона» тоже нет. Ты можешь сформировать свою ленту, подписавшись на определенных тиктокеров, но основное место в этой сети — площадь, общий поток рекомендаций. В TikTok нет места снобизму и элитарности, там нет групп и сообществ, а горизонтальные челленджи не позволяют тебе замкнуться в своем мирке

(вот ссылки, только аккуратно: 1, 2, 3).

Естественность против Instagram

Притворство и лощеность Инстаграма у подростков вызывает неприятие. Разрыв между топовыми инстаграмерами и молодыми людьми огромен. Места, которые посещают, вещи, которые покупают, вечеринки, в которых участвуют, дети, которых воспитывают, — все это страшно далеко. Идеальная картинка выглядит «лживой и неискренней» — так об инстаграме отзываются в TikTok. А здесь, напротив, как будто бы нет хвастовства: никаких больше вечеринок — большая часть видео записана на кухнях, в детских комнатах, в коридорах маленьких квартир. И умение посмеяться над собой и насмешить других важнее лейбла и геотега.

И даже бренды, одуревшие от количества просмотров и запредельного уровня лояльности, делают специальный контент для этой сети, который постыдились бы выложить в другие: снято на телефон, с подростками в главных ролях, не шик-блеск ни разу (посмотрите аккаунт Сбербанка, для примера).  

Что важно понимать, если ваш ребенок в TikTok

Ничего страшного. Правда. 

  • Даже если вас, как и меня, мутит от гэгов дальнобойщиков, то я предлагаю здесь довериться ребенку. В конце концов, подросткам интереснее сами подростки. И часто то, что они там делают, очень симпатично. 
  • Примеряя на себя мемы и разные роли, подростки экспериментируют (и эксперименты эти безопасны, что важно), учатся лучше понимать себя.
  • Здесь дети учатся снимать, монтировать, подавать контент — важный навык для их будущего.

Базовые настройки безопасности:

  • В TikTok можно изменить настройки видимости и сделать приватный аккаунт, условно «для одноклассников». В этом нет ничего интересного, такой изощренный способ убить весь смысл TikTok'a. У меня такой.
  • Можно не закрывать совсем, но запретить показывать в рекомендациях. То есть тогда видео не будут попадать в общий поток. Охват снизится до тех же знакомых, но не будет закрытым.
  • Можно отрегулировать, кто имеет право комментировать, реагировать, создавать дуэты, отправлять сообщения.
  • TikTok автоматически фильтрует спам и оскорбления. Можно также дополнительно настроить фильтрацию по ключевым словам. 

Важно: можно запретить или разрешить скачивание видео, не шеринг, а именно скачивание. Это было бы неплохо сделать всем.

Контекст:

  • Федеральная торговая комиссия США наложила на компанию штраф в размере 5,7 млн долларов: агентство обнаружило, что большой процент пользователей Musical.ly, которые теперь стали пользователями TikTok, были младше тринадцати лет, и приложение не запрашивало их возраст и согласия родителей, как того требует американский федеральный закон.
  • TikTok неожиданно превратился в алгоритмического музыкального продюсера. 19-летний рэпер Lil Nas X пытался продвигать свое творчество в сети, но получилось только в TikTok, где люди стали участвовать в cowboy-challenge под его песню. В итоге трек занял первое место в Billboard Hot 100 и оставался там дольше, чем какой-либо другой.
  • Уилл Смит, голливудская муза новых медиа, серьезно вкладывается в TikTok. Его команда тратит уйму сил, и их видео просто wow.

[bigallery list="2183580"]