Андрей Макаревич, музыкант, художник, теле- и радиоведущий

В силу особенности своей профессии я никогда не работал нормированными неделями. О том, что у народа выходной, обычно узнавал по количеству машин на улицах. Тем не менее подозреваю, что при переходе на четырехдневку шанс спиться у народа резко возрастет.

Дмитрий Маларев, кибернетик

Отличный вариант и для настоящего, и для будущего. Один из способов предотвратить эмоциональное выгорание, связанное с загруженностью жизни работой. 

Валерий Печейкин, драматург

На мой взгляд, сокращение рабочего дня — это неизбежность. При том, что производительность труда в России все еще довольно печальна. Но даже четырехдневная рабочая неделя — это только начало движения к безусловному базовому доходу (ББД). Для тех, кто не в курсе, напомню, что ББД — это идея о том, что каждый член общества имеет право просто так получать деньги, которые позволят ему жить. Что-то вроде МРОТа, но только без всякого труда. Это напоминает московскую пенсию — 21 тысячу рублей. Так вот, есть идея, что если у человека есть гарантированный экономический базис, он будет ставить перед собой высокие цели и их добиваться. Важно, чтобы эти цели человек назвал своими. Четырехдневная рабочая неделя создаст новый ритм труда. Исчезнет рабочая неделя, построенная по принципу «пятница — напиваться, суббота — отсыпаться, воскресенье — родственники, шопинг, кино». Рабочие недели будут проходить в разном ритме, поскольку общество очень разное и ритмы тоже: 4/3, 1/2/2/2, а не только 5/2. Так что я за такой эксперимент. Во всяком случае он даст материал для изучения. Почему бы и нет? 

Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства

Для моего рода деятельности четырехдневная рабочая неделя немыслима. Редко когда полноценные два дня свободных выпадают, и не всегда в официальные выходные. Думаю, все работающие в сфере обслуживания и те, кто работает на себя, позволить себе три выходных дня не могут. Знаю многих IT- специалистов и других, кто работает удаленно в частных компаниях — они также едва управляются за пять дней, бывает, работают сверхурочно. Или врачи. Сейчас их особенно не хватает! Разве они могут работать по сокращенному графику? Кому нужен этот лишний выходной? Чиновникам, чья работа бесполезна, а иногда и вредна? Риторический вопрос, понимаю. 

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам

Мне бы хотелось отдыхать семь дней из семи, или, вернее, заниматься тем, чем хочу, тогда, когда хочу — что еще лучше, правда же? Так что я такой переход приветствую: чем больше у человека времени, свободного от того, чем заниматься не хочется, тем лучше. А для того, что интересно, время всегда можно найти, и никакие выходные этому не помеха, как у Стругацких в «Понедельнике». Я бы сказал, что в идеале работать нужно столько, сколько хочется, или вовсе не работать, если к этому не лежит душа. Так что это шаг в правильную сторону.

Дмитрий Синочкин, главный редактор журнала «Пригород» 

За экспериментом Совкомбанка с переводом части сотрудников на четырехдневку я наблюдаю с неослабевающим вниманием — примерно как за раскрытием зеркала телескопа «Уэбб» в полутора миллионах километров от Земли. И примерно с той же дистанции. Жаль, вы не уточнили в вопросе: речь ведь идет об оплаченном Совкомбанком коворкинге в антальской «пятерочке» Nirvana, не так ли? Мне из поселка Колокольцево в 130 километрах от Петербурга в рабочем режиме 24/7 довольно сложно оценить, насколько эффективным будет это нововведение. Но изъятие рабочего времени из графика значительной части политиков, чиновников, депутатов, да и банкиров я бы, конечно, приветствовал. Меньше вреда принесут.

Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний

Вот уже более 20 лет я работаю исключительно на себя, занимаюсь собственными коммерческим и литературными проектами, причем делаю это в разных странах и на разных континентах. Поэтому количество рабочих дней в неделю и количество рабочих часов в день для меня определяется исключительно требованиями моих клиентов (многие из которых, как и я, работают по индивидуальным графикам) и моими предпочтениями. Вообще, на мой взгляд, «фиксированный» рабочий график с определенным количеством рабочих и выходных дней постепенно уходит в прошлое и остается актуальным лишь для некоторых производств — например, производств непрерывного цикла с посменным графиком работ. И владельцам и руководителям компаний, особенно так в называемых «интеллектуальных» сферах, следует задуматься над глобально гибким графиком своих сотрудников, учитывающим не только возможность работать удаленно, но и в условиях, когда сотрудники и руководство разделены пространственно и находятся в различных часовых поясах. 

Светлана Горченко, кандидат социологических наук, доцент

Четырехдневная неделя с тремя выходными или пятидневная с двумя, но рабочий день короче? Я бы предоставила право выбора работнику по согласованию с работодателем. А то получится как в юмореске времен моей юности: в отделе работают мужчина и женщина, в девять утра она наводит марафет, он вынужден отлучаться из кабинета на час. Стал приходить к десяти — дама решила последовать его примеру. И тот же час тратит на мейкап. Мужчина перенес начало рабочего дня на 11… И так далее. То есть сначала два выходных, потом три, четыре, пять удлиняя рабочий день в оставшиеся сутки.

Уверена, что кому-то вообще лучше шестидневка с одним выходным, но при совсем коротком рабочем дне. И для подрабатывающих так удобнее, и для тех, у кого есть дети. А в каких-то случаях лучше три выходных, но не пятница — воскресенье, а как-то иначе.

Мне кажется, надо установить оплату одного часа работы не ниже некоей убедительной суммы   и все. Дать волю руководителям. И мониторить результат по стране, сравнивая сравнимое и разбираясь в худших и лучших объективных показателях. Будущее за гибкими подходами, индивидуализацией и ростом договороспособности акторов.

Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Татьяна Санькова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь