В своей книге «Еврейский век» наш калифорнийский соотечественник Юрий Слезкин приводит такой пример. Китайские лавочники в малайских или тайских деревушках весь год говорят на местном языке и одеваются по местному обычаю. Однако после сбора урожая, когда они приходят требовать выплату долгов, накопившихся у крестьян в течение года, они одеваются «по-китайски» и разговаривают с грубыми китайскими интонациями, подчеркивая тем самым свой статус «чужаков».

Наверное, человеческая натура не очень еще свыклась с идеей бизнеса — с системой отношений, которая измеряется деньгами и нацелена на прибыль. Наше детство нас к этому не очень хорошо готовит: в семье родители нас кормят и одевают безвозмездно и любят нас за просто так. Даже школа, при всей ее конкурентности, — это скорее семья или братство. И вот мы выходим в мир, в котором все определяется совсем не нашими непреходящими душевными качествами, а наличием у нас денег и навыков их делать.

В России, после 80 с лишним лет официальной пропаганды против частной собственности, прибыли, частного предпринимательства и даже денег, а также бытовавших в стране неофеодальных отношений и люмпенизации общества, отношение к бизнесу остается вполне негативным. Более того, как в любой малоразвитой нефтяной державе, большая часть «частного» бизнеса и личного богатства определяется способностью присосаться к нефтяной трубе, что в свою очередь функция тех же неофеодальных отношений — кто с кем состоял в каком дачном кооперативе.

Поэтому, наверное, для людей бизнеса, для настоящих предпринимателей, которые что-то строят, создают и производят, так необходимо заниматься благотворительностью и филантропией, делать добрые дела или, по распространенному американскому выражению, give back to the community — отдать долг своей общине, обществу.

Добрые дела не проходят незамеченными. Вот, например, житель Вологды нашел тут недавно на дороге 3,5 миллиона рублей, которые обронила Почта России. Отнес их в милицию и за это был вознагражден ценным подарком — автомобилем «Лада-Калина».

Но День спонтанного проявления доброты, который отмечается 17 февраля, не про это. Это день СПОНТАННОГО проявления. Без мысли о том, что нам за это будет. Поэтому мы предлагаем бизнесменам — участникам проекта «Сноб» отдать час своего времени кому-то безвозмездно. Или как-то иначе отдать частицу своего долга обществу.

Если вы планируете таким образом отметить День Pro Bono, напишите нам как, а затем расскажите, как это происходило и какие у вас от этого остались ощущения. А также, если вы занимались или уже сейчас занимаетесь благотворительностью, напишите нам сюда, что вы делаете.

Pro Bono Day в проекте «Сноб»,

в темблоге «Здоровье»,

в темблоге «Наука»,

в темблоге «Как жить».