Краткая история «Гоголь-центра»
30 июня в «Гоголь-центре» сыграли последний спектакль под руководством Алексея Аграновича — «Я не участвую в войне» по поэзии Юрия Левитанского. «Сноб» вспоминает все, что происходило в театре и вокруг него последние десять лет
2012
В августе Кирилл Серебренников назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя. К тому моменту у режиссера за плечами опыт создания фестиваля «Территория», проектов «Платформа» и «Седьмая студия».
Спустя месяц после назначения Серебренников заявляет, что концепция театра изменится: после ремонта он станет городским пространством, где помимо спектаклей будут кинопоказы, лекции, дискуссии и выставки. «Это должно быть такое очень обаятельное, приятное место <...> “Гоголь-центр”, как я его себе мыслю, будет открыт для зрителей с трех часов дня и до ночи», — рассказывает режиссер. Директором «Гоголь-центра» стал Алексей Малобродский.
После интервью Серебренникова актеры Театра имени Гоголя выходят на митинги против его «закрытия» — так они называют изменения, предложенные новым руководством театра. Артисты считают, что смена худрука и директора приведет к «потере великих традиций русской театральной школы».
2013
2 февраля «Гоголь-центр» открывается спектаклем «00:00». В финале на сцену выходит старейшая актриса труппы Майя Ивашкевич — она «дает старт» новой жизни театра; часы, которые проецируются на полотно за спинами актеров, начинают идти.
«Пахнущий краской ремонтный кавардак превратился в очень красивую площадку; ничего похожего на советский “театр-театр”. Избавившись от лишних перегородок и стен, фойе стало огромным, живописно-шероховатым, с обнаженной кирпичной кладкой и псевдограффити», — пишет автор «Сноба» Вадим Рутковский.
В 2013-м Серебренников ставит здесь «Отморозков» по роману Захара Прилепина, овидьевские «Метаморфозы» и шекспировский «Сон в летнюю ночь». В репертуаре театра появляются спектакли других молодых режиссеров: Владимира Панкова и Жени Беркович.
2014
Самой громкой премьерой нового сезона становится «(М)ученик» — «русифицированная версия» пьесы немецкого автора Мариуса фон Майенбурга о мальчике, превратившем библейские тексты в смертельное оружие. В спектакле играют ученики Серебренникова, начинающие актеры Александр Горчилин и Никита Кукушкин и уже известные Виктория Исакова и Юлия Ауг.
2015
У «Гоголь-центра» две больших премьеры: гончаровская «Обыкновенная история» и некрасовское «Кому на Руси жить хорошо».
«Существенная для Гончарова тема — противопоставление полуазиатской, но душевной русской провинции холодному Петербургу («отпрыск России, на мать непохожий, бледный, худой, евроглазый прохожий», пел когда-то Юрий Шевчук) — мутирует у Серебренникова в не лишенное морализаторства обличение города. Тут “Обыкновенная история” рифмуется с "Братом" Алексея Балабанова: “Вот ты говорил, город — сила, а здесь слабые все. — Город — это злая сила, сильный приезжает, становится слабым, город забирает силу — вот и ты пропал”», — пишет Вадим Рутковский про «Обыкновенную историю».
«Кому на Руси хорошо» Рутковский называет «самым раскованным и непредсказуемым спектаклем Серебренникова; контрастным по отношению к ритмически однородной поэме».
2016
Четвертый год жизни «Гоголь-центра» открывается провокационной премьерой: «Машина Мюллер» — фантазия Кирилла Серебренникова на темы текстов классика ХХ века Хайнера Мюллера. В спектакле играют Сати Спивакова, Константин Богомолов, Александр Горчилин и два десятка обнаженных артистов.
Еще один спектакль Кирилла Серебренникова в этом сезоне — «Кафка» — рассказывает об абсурдной жизни и абсурдных произведениях знаменитого писателя.
2017
23 мая домой к художественному руководителю «Гоголь-центра» приходят с обыском сотрудники Следственного комитета. Вскоре в ведомстве сообщают, что Серебренников проходит по делу о мошенничестве с бюджетными средствами — речь идет о финансировании проекта «Платформа» в размере около 200 миллионов рублей. По версии следствия, руководство «Седьмой студии» обналичило и украло выделенные на проект деньги.
В июне задерживают бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, который в 2011-2014 годах был генпродюсером «Седьмой студии». В августе — Кирилла Серебренникова. Суд отправляет режиссера под домашний арест.
Первый спектакль, который Серебренников ставит, находясь под домашним арестом, — «Ахматова. Поэма без героя». Вместе с ним над произведением работает Алла Демидова. Спектакль становится одним из самых сильных театральных высказываний последних сезонов, продолжающих цикл «Звезда», начатый спектаклями о Пастернаке и Мандельштаме.
2018
В сентябре расследование дела завершается. 2 октября Генпрокуратура отправляет дело «Седьмой студии» в суд, а 7 ноября прокурор зачитывает обвинительное заключение. Все обвиняемые отказываются признать вину.
В «Гоголь-центре» ставят «Мизантроп» по пьесе Мольера в редакции Дмитрия Быкова. Актеры пытаются ответить на вопрос: «Что будет с человеком, который говорит только правду?»
2019
Актер театра Никита Кукушкин представляет спектакль «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина. «Он [Кукушкин] увидел в нем и сатиру, и лирику, и философический пафос — все сразу. Для меня было очень важно, чтобы у нас получился именно “Боженька”, а не “Бог”. И я не про длину спектакля (он идет почти 2 часа), а про интонацию», — говорит после премьеры драматург.
8 апреля Мосгорсуд освобождает фигурантов уголовного дела, в том числе режиссера Серебренникова, из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. В сентябре Мещанский суд возвращает дело «Седьмой студии» в Генпрокуратуру и просит отменить меру пресечения в виде подписки о невыезде всем обвиняемым. В суде считают, что в обвинительном заключении не устранены допущенные ранее нарушения. В ноябре начинается повторное рассмотрение дела.
2020
В январе Антон Федоров ставит в «Гоголь-центре» «Петровых в гриппе и вокруг него» по одноименному роману Алексея Сальникова. GQ пишет, что на спектакле «лихорадит всех: и актеров, и зрителей».
Слушания по делу «Седьмой студии» возобновляются в июне. Обвинение запрашивает для Серебренникова шесть лет колонии, для Малобродского — пять. В итоге Серебренникову назначают три года условно и штраф 800 тысяч, Алексею Малобродскому — два года условно и штраф 300 тысяч рублей.
2021
Режиссер Кирилл Серебренников покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра» — его контракт истекает 25 февраля и не будет продлен.
Ассоциация театральных критиков публикует открытое письмо в поддержку «Гоголь-центра» и его художественного руководителя. Критики просят власти Москвы снова назначить Серебренникова худроком театра после истечения срока контракта. По мнению авторов обращения, за восемь лет работы режиссеру удалось сделать «Гоголь-центр» «выдающимся явлением в истории российского театра», где сложился «исключительный коллектив артистов и художников».
В письме отмечается, что «Гоголь-центр» Серебренникова — это прежде всего авторский театр, и Москва 2020-х невозможна без «Гоголь-центра», а «Гоголь-центр» — без Серебренникова.
Новым худруком театра назначают Алексея Аграновича.
В апреле актер Филипп Авдеев ставит «Страх и отвращение в Москве» (по мотивам романа Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»). Спектакль — признание в любви и ненависти к городу, с которым связаны все главные события жизни, включая печально известный мюзикл «Норд-Ост», где Филиппу Авдееву, тогда еще совсем юному актеру, довелось оказаться в числе заложников. В интервью «Снобу» режиссер рассказывает о театре без Серебренникова:
«Это он нас собрал в единый организм, вдохнул в нас жизнь, заставил в себя поверить, и теперь нам предстоит доказать, что эти усилия были не напрасны. Впрочем, и когда Кирилла подолгу с нами не было, когда он находился под домашним арестом, театр продолжал работать с утроенной энергией. И даже сейчас, после смены художественного руководства, наша команда ведь никуда не делась. Мы все здесь. И даже наоборот, почувствовали новую, непривычную ответственность. Теперь нам предстоит выруливать самим».
2022
При поддержке Центра Вознесенского в театре проходят премьерные показы спектакля Саввы Савельева «Берегите ваши лица». В основе сценария — поэтические тексты Андрея Вознесенского и воспоминания Владислава Мамышева-Монро.
«Одно из основных прав человека — право на самоидентификацию, на бережное отношение к самому себе. Но и меняться вместе с миром — естественная человеческая потребность. Какие мы были 50 лет назад? Какие мы сегодня? Что заставило нас измениться — какие события? А в чем мы неизменны по-прежнему? Как сохранить свое лицо, коллективно проживая времена трагических перемен?» — пишет о спектакле Светлана Бердичевская.
29 июня Кирилл Серебренников заявляет о закрытии «Гоголь-центра». Последним спектаклем становится «Я не участвую в войне» по поэзии Юрия Левитанского.
Подготовила Кристина Боровикова