
Анатомия театра. О фестивале NET
Коллега озадаченно спрашивает в фейсбуке: полюбили ли вы спектакль Димитриса Папаиоанну «Великий укротитель» — хедлайнер нынешнего фестиваля NET? Думаю, любить его решительно невозможно. Можно или входить в эту реальность и получать от нее удовольствие, или не входить. Каждый выбирает свое.
«Великий укротитель» (так в эпоху античности называли Время) — причудливый гибрид физического театра, живых картин, перформанса и цирка. Я бы не назвала это действо гармоничным и не стала бы его привязывать к какой-то определенной теме, даже самой общей, как рождение и смерть человека. Там есть очень эффектные сцены, и одна из них — реплика картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Николаса Тульпа». Группа учеников склонилась над трупом, который препарирует учитель. Живот разрезан, и из него что-то сейчас явно извлекут. В спектакле извлекают бутафорские кишки, которые тут же начинают жадно поедать, поднимая бокалы. Точно так же автор препарирует тело театра как такового, пытаясь извлечь из него неизвестные смыслы и придать ему новые формы. Он и человеческое тело словно разделяет на части, почему по сцене ходит фантастическое существо с женским торсом и головой, к которому весьма изобретательно приделаны две мужские ноги. Или возникают как будто из-под земли — а сцена устлана черными двигающимися пластинами, которые то поглощают, то выбрасывают людей, — руки, ноги и головы, живущие своей отдельной жизнью.