Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Первыми космонавтами были пилоты Третьего рейха — миф или реальность?

Журналист Антон Первушин написал книгу «Космическая мифология: от марсианских атлантов до лунного заговора» («Альпина нон-фикшн»), в которой рассказывает, какие события из мира космонавтики — реальность, а какие — конспирологическая выдумка. «Сноб» публикует одну из глав
12 апреля 2019 15:15
Иллюстрация: Жорж Мельес/Wikipedia

Первыми космонавтами были пилоты Третьего рейха

Все же один миф, выросший на основе технологических достижений Третьего рейха, остается удивительно живучим. Я смог убедиться в этом лично, когда меня не раз и даже не два спрашивали на публичных лекциях о том, что я думаю по поводу реальности «астронавтов Гитлера». Вопрос, в общем-то, был по адресу, поскольку у меня есть книга под таким названием. Удивительнее другое — почему-то вопрошающие не удосужились разыскать эту книгу, в которой черным по белому написано о том, что миф не имеет под собой серьезной исторической основы. Больше того, авторство мифа совершенно точно установлено. 

В марте 1946 года американский фантаст Роберт Хайнлайн написал свой первый «роман для юношества», опубликованный позднее под названием «Ракетный корабль “Галилей”» (Rocket Ship Galileo, 1947). В нем рассказывалось, как в недалеком будущем трое подростков под чутким руководством гениального физика приделывают к списанной почтовой ракете атомный двигатель и летят в ней на Луну. Там они встречают бежавших с Земли гитлеровцев, которые устроили себе базу в древних развалинах города селенитов.

Разумеется, Хайнлайн писал свой роман под огромным впечатлением от достижений немецкого ракетного центра Пенемюнде. Команда инженеров под руководством Вернера фон Брауна совершила настоящий «прорыв в будущее», построив тяжелые баллистические ракеты А-4, которые стали известны под обозначением «Фау-2» и были способны доставить полезный груз (боеголовку) массой 1 т на расстояние до  320 км и на высоту 180 км — выше условной границы космоса. Ничего похожего в других странах не было даже в проектах, и специалисты прекрасно понимали, что наконец-то появилось техническое средство для выведения искусственных спутников, а затем и космических кораблей на околоземную орбиту, причем следующей целью после освоения орбиты неизбежно станет Луна.

Опыт немцев активно изучали в СССР и США. Хайнлайну и самому довелось присутствовать при экспериментальном запуске ракеты А-4 на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико); правда, было это летом 1946 года, после того как он закончил роман о полете на Луну. Но успешные запуски с участием немецких специалистов еще раз подтверждали: будущее совсем рядом, космическая эра начнется в ближайшие годы. И сразу возникал вопрос: если нацисты строили такую фантастическую технику, то, может быть, они сделали попытку выйти в космическое пространство еще до того, как рейх был повержен? 

Миф о «великом» космическом достижении Третьего рейха оформился и успешно эволюционировал весь ХХ век. Мне известны четыре версии, но их наверняка больше. Перескажу вкратце самую проработанную. В начале 1945 года немецкие инженеры подготовили к запуску пару двухступенчатых межконтинентальных ракет, называемых А-9/ А-10. Одна предназначалась для летных испытаний; вторая должна была подняться до космической высоты и оттуда по баллистической траектории устремиться к Нью-Йорку, ведомая сигналами радиомаяка, установленного заранее секретными агентами. Испытательный беспилотный запуск состоялся 8 января, но завершился аварией. Тем не менее 24 января был проведен боевой запуск; при этом на борту ракеты находился пилот Рудольф Шредер. На десятой секунде после взлета ему показалось, будто ракета загорелась, и он раскусил ампулу с цианистым калием, предусмотренную для избавления от мучительной смерти. Невзирая на потерю пилота, ракета пошла нормально и набрала космическую высоту, после чего сбилась с курса и упала где-то в Атлантике. Хотя Шредер не вышел на орбиту и погиб при взлете, мифотворцы все равно предлагают считать его первым космонавтом (или астронавтом), отрицая приоритет Юрия Гагарина.

В отличие от предыдущих мифов для опровержения этого нет необходимости выявлять генезис и прослеживать эволюцию — достаточно посмотреть историю создания ракетных аппаратов в Третьем рейхе, благо существует множество соответствующих документов и исследований. Здесь я изложу только основные факты, а интересующихся подробностями отправляю на поиски своей книги «Астронавты Гитлера». Можно также попробовать найти переведенные у нас мемуары Вальтера Дорнбергера «Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930 –1945» и Дитера Хуцеля «Ракетный центр Третьего рейха. Записки ближайшего соратника Вернера фон Брауна. 1943 –1945». (Более подробная информация по теме доступна, к сожалению, только на английском и немецком языках.)

Ракетный бум начался в Германии после того, как в 1923 году вышла книга молодого ученого Германа Оберта «Ракета в межпланетное пространство» (Die Rakete zu den Planetenr.umen), в которой он показал техническую осуществимость космических полетов и представил два детализированных проекта ракет для изучения околоземного пространства. Позднее Оберт расширил свою идею, выпустив книгу «Пути осуществления космических полетов» (Wege zur Raumschiffahrt, 1929 ): теперь он предлагал построить орбитальную станцию с целью астрономических и геофизических наблюдений, осуществления морской навигации и даже воздействия на климат посредством огромного космического зеркала. 

Работы Оберта произвели сильное впечатление на европейскую техническую интеллигенцию. В разработку концепций освоения внеземного пространства включились талантливые специалисты: Макс Валье, Вальтер Гоман, Франц фон Хефт, Иоганнес Винклер. В июле 1927 года в ресторане «Золотой скипетр» немецкого городка Бреслау (ныне Вроцлав) было учреждено Общество межпланетных сообщений (Verein für Raumschiff ahrt, VfR), объединившее всех немецких и австрийских энтузиастов космического ракетостроения. Первой инициативой Общества стала помощь Герману Оберту в подготовке рекламного запуска ракеты на жидком топливе перед премьерой фантастического фильма «Женщина на Луне» (Die Frau im Mond,). Хотя ракета так и не была запущена, энтузиасты получили опыт работы с моделями и двигателем, сконструированными Обертом.

Рудольф Небель, помощник ученого, решил продолжать дело, построив экспериментальную ракету «Мирак» (Mirak, Minimumrakete). Для ее изготовления и испытаний в сентябре 1930 года Небель арендовал участок на территории Райниккендорфа, рабочего пригорода Берлина. Новообразованный полигон получил название «Ракетенфлюгплатц» (Raketenflugplatz). За три года энтузиасты построили на полигоне испытательный стенд и организовали десятки запусков ракет «Мирак» разных модификаций. К сожалению, у них так и не получилось добиться устойчивости полета: не хватило средств на покупку гироскопов для системы стабилизации. Поэтому, когда в июне 1932 года их вызвали на артиллерийский полигон «Куммерсдорф», чтобы продемонстрировать возможности своей техники чинам из Управления вооружений рейхсвера, испытания закончились пшиком: привезенная ракета поднялась до высоты километра вместо обещанных трех и разбилась о землю. 

После прихода Гитлера к власти количество членов Общества межпланетных сообщений начало быстро сокращаться, а Рудольфа Небеля даже пытались арестовать. Последним крупным проектом сотрудников «Ракетенфлюгплатц» стала так называемая пилотируемая ракета (Pilot-Rakete), которую они строили по заказу властей Магдебурга, чтобы запустить человека на высоту километра. Пассажиром вызвался быть Курт Хайниш, активно участвовавший в испытаниях. Однако запуски прототипа, состоявшиеся в июне  года, завершились плачевно: с четвертого раза ракета поднялась со стартового устройства, но опрокинулась и упала.

В начале следующего года «Ракетенфлюгплатц» был ликвидирован, а все работы перешли под контроль Управления вооружений. Там ракетной программой занялись полковник Карл Беккер и капитан Вальтер Дорнбергер. Посетив однажды запуски, они сразу обратили внимание на студента Вернера фон Брауна, который «разительно отличался свежестью мысли от многих своих руководителей». И действительно — потомок древнего баронского рода с ранней юности оказался заражен идеей космических полетов и делал все, чтобы стать лучшим в этой области. Фон Браун занимался астрономией, математикой, физикой, переписывался с Германом Обертом и Альбертом Эйнштейном и, конечно, присоединился к Обществу межпланетных сообщений. Он пропагандировал проекты старших товарищей, участвовал в ракетных запусках, писал статьи и даже сочинил фантастический рассказ «Лунетта» (Lunetta, 1929), в котором излагал концепцию орбитальной станции.

Карл Беккер вызвал на собеседование Вернера фон Брауна, который в то время готовил диссертацию, и предложил ему грант на создание двигателя для тяжелой баллистической ракеты. Молодой энтузиаст сразу вознамерился привлечь к работе своих друзей из Общества, но те отказались сотрудничать с военными; в результате в октябре 1932 года вместе с фон Брауном на полигон «Куммерсдорф» перешли только механик Генрих Грюнов и специалист по ракетным двигателям Вальтер Ридель. Все же военная организация сделала свое дело: со временем группа ракетчиков начала расти, а ее финансирование увеличивалось, что позволяло размещать самые необычные заказы. После года напряженных усилий новый двигатель удалось заставить работать, и инженеры приступили к проектированию полноразмерной ракеты «Агрегат» (Aggregat). Ракета А-1 так и осталась на бумаге, а вот ракету А-2 изготовили в двух экземплярах. Они были перевезены на остров Боркум в Северном море, после чего запущены одна за другой 19 и 20 декабря 1934 года. Обе поднялись на высоту около 2 км. 

Издательство: "Альпина нон-фикшн"

Территория испытательной станции в Куммерсдорфе оказалась недостаточной для обеспечения безопасности и секретности масштабных работ — необходимо было сменить место. Второй полигон решили развернуть на балтийском острове Узедом, расположенном неподалеку от рыбацкого поселка Пенемюнде. Идеей заинтересовались и высшие чины люфтваффе, осознававшие значение ракет для авиации. В апреле 1936 года после большого совещания в верхах было решено, что строительство возьмут на себя армия и люфтваффе в равной степени. На первый этап строительства было выделено 20 млн марок. Вальтер Дорнбергер был назначен командиром полигона, Вернер фон Браун — техническим директором Армейского исследовательского центра. 

В мае 1937 года, когда на острове Узедом были оснащены первые мастерские, 90 ракетчиков переехали туда из Куммерсдорфа. Испытательные запуски четырех ракет А-3 были проведены ранней зимой 1937 года. Хотя двигатели отработали по программе, система управления во всех запусках не оправдала возлагавшихся на нее надежд, погубив «Агрегаты». Тогда Вальтер Дорнбергер и Вернер фон Браун решили отказаться от А-3 в пользу более мощной ракеты А-4, но ее разработка потребовала довольно много  времени и сил.

В начале лета 1942 года партию А-4 подготовили к испытаниям. Первый экспериментальный запуск состоялся 13 июня в присутствии министра вооружений Альберта Шпеера и фельдмаршала Эрхарда Мильха, занимавшего пост генерального инспектора люфтваффе. Хотя взлет огромного «Агрегата» произвел большое впечатление, сами испытания закончились плачевно: ракета упала в километре от старта. Только третий запуск, проведенный 3 октября, был признан удачным: А-4 пролетела 190 км, достигнув высоты 48 км. Выступая на банкете, устроенном в честь долгожданного успеха, Вальтер Дорнбергер заявил, что с этого дня начинается «эра космических путешествий». 

Адольф Гитлер довольно прохладно относился к ракетам, но стратегическое поражение вермахта на Восточном фронте заставило его пересмотреть скептическое мнение. Возобладала концепция «оружия возмездия», которое изменит ход военных действий. Начиная с весны 1943 года нацистская пропаганда неумолчно трубила о нем. Первым таким оружием должны были стать самолеты-снаряды «Фау-1», вторым — баллистические ракеты «Фау-2», как с определенного момента начали называть А-4. Их собирались применить для массированного обстрела Лондона с целью заставить Англию выйти из войны и остановить подготовку к высадке десанта на континент. 

Впрочем, и английская разведка не дремала: 17 августа 1943 года сотни бомбардировщиков вывалили свой смертоносный груз на Пенемюнде. Ракетный центр был разрушен, погибло свыше 700 человек. Разгром неизбежно повлиял на всю программу: ее взял под личный контроль рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, решивший рассредоточить производство и испытания А-4. Новый полигон «Хайделагер» был построен в Близне, в 150 км на северо-восток от Кракова, а конвейер сборки ракет перенесли в подземный завод «Миттельверк», находившийся в горе Конштайн, вблизи города Нордхаузен.

Именно на полигоне «Хайделагер» летом 1944 года были проведены первые вертикальные запуски А-4, призванные установить «потолок» этих ракет. 14 июня одна из них поднялась до высоты 140 км, преодолев таким образом условную границу космоса. Впоследствии эксперименты были продолжены в Пенемюнде, причем удалось достигнуть высоты 188 км, что по тем временам стало абсолютным рекордом. 

Команда Вернера фон Брауна связывала вертикальные запуски с далекоидущими планами изучения околоземного пространства. К примеру, в Пенемюнде работал физик Эрих Регенер, который построил научный блок для регистрации параметров окружающей среды на границе с космосом, названный «Тонна Регенера» (Regener-Tonne). Ракетчики часто собирались в узком кругу, чтобы обсудить перспективы своего дела и возможность запуска искусственных спутников Земли. Разумеется, Генрих Гиммлер не мог потерпеть такой «вольницы»: Вернер фон Браун и двое его коллег были арестованы по обвинению в саботаже, и Вальтеру Дорнбергеру пришлось приложить большие усилия для их освобождения. С тех пор всякие разговоры о космических полетах среди немецких ученых прекратились. 

Первая ракета А-4 упала на Лондон 8 сентября 1944 года, убив троих и тяжело ранив десять человек. В дальнейшем обстрелы продолжились с нарастающей интенсивностью. За весь период применения А-4 было запущено 1269 ракет по Великобритании и 1739 по целям на континенте. Однако эффективность атаки оказалась крайне низкой. Заключенные, работавшие на заводе «Миттельверк», сознательно портили оборудование, выдавая брак. Многие ракеты просто не доезжали до стартовых расчетов, а те, которые доехали, не долетали до цели. Все же А-4 оставалась еще очень сырым изделием, и ее технические недостатки оказались решающими: лишь после войны советским инженерам под руководством Сергея Королева удалось устранить их, создав ракеты Р-1 и Р-2. У немцев времени на такую работу не оставалось, поэтому А-4 вытягивала ресурсы из обескровленной экономики Германии, не давая какого-то существенного преимущества на фронтах.

Что касается межконтинентальной ракеты А-9/ А-10 (другое название — Amerika-Rakete), которая фигурирует в современном мифе и на которой якобы летал Рудольф Шредер, то изучение документов показало, что такой ракеты не существовало даже в планах. Хотя о ее проекте сообщал, например, Вальтер Дорнбергер, он, скорее всего, не вникал в детали или что-то успел позабыть. Крылатая ракета А-9, которая должна была служить второй боевой ступенью для удара по Нью-Йорку, в этом качестве никогда не рассматривалась. Вместо нее в реальной работе находилось всего два варианта двухступенчатой ракеты: А-4/ А-10 (проект 1939 года) и А-4V13/А-10 (проект 1941– 1944 годов). Кроме того, изучалась возможность отдельного применения крылатой ракеты Gleiter A4V12c с дальностью полета 550 км, которая впоследствии и получила обозначение А-9. Когда в октябре 1944 года проект «А-9» был закрыт, Вернер фон Браун решил весь задел по нему использовать при создании упрощенного варианта крылатой ракеты A-4b, унифицированного по обслуживанию с А-4.

Популярна также легенда, что для нужд проекта «А-9/А-10» в конце 1943 года началось строительство гигантского комплекса под кодовым названием «Земент» (Zement) в горном массиве Траунштайн поблизости от Гмундена (Верхняя Австрия). В качестве рабочих, как обычно, привлекались заключенные концентрационного лагеря Эбензее (подразделение Маутхаузена). Якобы гитлеровцы планировали создать в этом курортном месте завод, предназначенный для сборки, подготовки к запуску и обслуживания межконтинентальных двухступенчатых ракет; при этом место запуска предполагалось разместить в ближайшей долине. Численность персонала объекта «Земент» составила бы не менее 3000 специалистов; организацию производства ракет поручили Вальтеру Риделю. В действительности, согласно сохранившимся документам, комплекс «Земент» должен был выпускать ракеты А-9, которые нацисты планировали применить для более интенсивных и дальних обстрелов Англии. После закрытия проекта «А-9» туннели комплекса использовались для изготовления танковых двигателей (туннель А) и нефтепереработки (туннель Б).

Возможно, если бы центру в Пенемюнде дали несколько лет и достаточное финансирование на космическую программу, то Германия стала бы первой страной, запустившей спутник и пилота на орбиту. Однако военные амбиции гитлеровцев не оставляли шанса на развитие такого варианта истории, поэтому успехи немецких инженеров в освоении космоса навсегда будут связаны исключительно с США, где они нашли убежище после войны. 

Чтобы закрыть тему фантастических достижений нацистов, нужно задать простой вопрос: если они действительно обладали технологиями, на десятилетия опередившими свое время, то почему проиграли войну? Ответ прост до очевидности: потому что даже передовая техника не выходит за границы возможного и никакой мифический Рудольф Шредер не способен этого изменить. 

Подведем итог. Миф о немецких астронавтах появился как идея для фантастического романа под впечатлением от ракетных достижений Третьего рейха. Однако сами по себе достижения на поверку оказались более чем скромными и не смогли изменить ход Второй мировой войны. Документы и воспоминания участников событий подтверждают: космические планы обсуждались только внутри небольшой группы энтузиастов, а на более высоком уровне были строжайше запрещены. Немецким ракетчикам не удалось запустить на космическую высоту даже подготовленный блок приборов, а о пилотируемом полете не могло быть и речи.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Профессор астрономии и физики в Йельском университете Приямвада Натараджан в своей книге «Карта Вселенной» («Альпина нон-фикшн») рассказывает об открытиях, которые в прошлом веке изменили представления о Вселенной, и о том, почему новые открытия не всегда находят отклик среди научного сообщества. «Сноб» публикует главу, посвященную темной материи
В книге «Фабрика планет» австралийская исследовательница рассказывает, какие еще есть планеты, помимо нашей. «Сноб» публикует главу, в которой объясняется, чем Земля отличается от других планет
Дмитрий Пермяков
Почему у России нет собственных межпланетных станций и как мы собираемся попасть на Марс, Луну и Фобос