Фото: Игорь Залюбовин
Фото: Игорь Залюбовин

Константин Эггерт, политический обозреватель Deutsche Welle:

Главным событием внутриполитической жизни России за последние 20 лет с точки зрения Кремля было не что-то, произошедшее в России, а события 2004 года в Киеве. С тех пор призрак оранжевой революции видится Кремлю за каждым кустом. С этой точки зрения решение подавлять протесты в Москве — следствие этого страха и глубокой убежденности в том, что любые уличные акции — Майдан, заказанный Госдепом. Ничто не может быть дальше от реальности, но, к сожалению, часто реальностью становятся фантазии политиков. В этом смысле деятельность властей работает на создание действительно революционной ситуации в России. Политически активное меньшинство в России сегодня окончательно убедилось, что нет никаких легальных возможностей что-либо поменять в политике властей или изменить саму власть. Долгие похороны умеренно оппозиционного подхода, которые начались 6 мая 2012 года на Болотной площади, закончились на Тверской 27 июля 2019 года. 

Мосгордума — это все-таки парламент главного субъекта федерации с гигантским бюджетом. Депутат Московской городской думы при желании очень быстро может стать политиком федерального уровня. Более того, человек с депутатским мандатом имеет значительно больше прав появляться в государственных медиа, он может отправлять депутатские запросы и может при желании стать заметной публичной фигурой. Попасть в Мосгордуму — значит получить частичный контроль над огромным московским бюджетом. И, естественно, нынешняя властная верхушка крайне бы не хотела видеть в Мосгордуме практически всех столичных оппозиционеров. Поэтому и была поставлена задача — показать, что оппозиционеров в России за людей не считают. И власти удалось это наглядно продемонстрировать. 

Сегодня оппозиции удалось мобилизовать определенное число москвичей на протестную акцию, отработать технологии мобилизации волонтеров и создания сети поддержки в обществе. Но, на мой взгляд, это все после сегодняшнего дня становится не очень важным, потому что стало ясно, что никакие выборы при этом политическом строе не приведут ни к какому результату. 

Мне кажется, что эти дни должны стать для оппозиции точкой отсчета для разработки какой-то новой стратегии, потому что постоянно ломиться в эту наглухо забетонированную дверь, видимо, бесперспективно, учитывая, что у оппозиции ограничены ресурсы.

Александр Кынев, политолог:

С того момента, как было принято решение отказать в регистрации такому количеству кандидатов, начался просто порочный круг совершенно безумных решений, которые могут привести только к радикализации оппозиции, продолжению конфликтов и дискредитации выборов. Власть разрушает фундамент собственной общественной легитимности, и это абсолютное безумие. 

Власть допустила немыслимое количество политических ошибок. То, что она сделала, просто беспрецедентно. Такой наглости и публичного вероломства еще не было. А учитывая то, что жертвами этого вероломства стали достаточно яркие кандидаты, вспыхнул протест. Своими грубыми и бесцеремонными действиями власть спровоцировала кризис на ровном месте. Арестовывать кандидатов в ходе избирательной кампании — это абсолютный нонсенс, это дикость даже для африканских диких диктатур. Несомненно, стоит ожидать продолжения протестов.

Ксения Собчак, политик, телеведущая: 

Сегодня в Москве на несогласованную акцию протеста вышли люди, которые хотят выбрать других депутатов хотя бы в городскую Думу. Ведь конкуренция в системе власти — это как раз возможность обсуждать, например, выделить ли деньги на пандусы и удобные заезды в подъезды для инвалидов. «Во власти» сегодня очень разные люди: и либералы московского правительства, и силовики.И многие из них сидят сегодня на совещаниях в администрации президента и умоляют федеральное начальство разрешить, не нагнетать, не арестовывать… Я не сторонник конспирологических теорий, но у меня отчетливое ощущение, что те, кто отстаивает жесткие варианты подавления любых проявлений гражданского общества в нашей стране, действительно намеренно усиливают кризис. 

Кому были интересны выборы два месяца назад? Я бы многое отдала за возможность услышать честный ответ на вопрос: разве вашей системе «вреда» от 5-6 независимых депутатов Мосгордумы будет больше, чем от этой публичной жестокости? Так ли радикально изменились Хамовники от наличия там независимых депутатов? Зачем вам нужны эти живописные фото с молодежью в наручниках?

Мне совсем не симпатичны методы, провокации и политтехнологии многих представителей нашей оппозиции, но метод дубинки возвеличивает даже самых комичных оппозиционеров, выносимых «на диване»…

(Оригинал)

Вот я прям вижу по ленте, как старательно некоторые телеграм-каналы пытаются сегодняшние события приписать именно Собянину. Росгвардия, администрация президента — ни при чем, все злой Собянин. Я против конспирологии, но тут уже начнешь думать, что просто кто-то старательно хочет замарать Собянина, чтобы, не дай бог, его не продолжили любить хипстеры и урбанисты. Прям вот через слово про «похорошевшую Москву» из автозака и про злого мэра, пославшего Росгвардию. Получается какая-то война башен.

(Оригинал)

Тина Канделаки, телеведущая:

Русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Уровень артподготовки, которую провели в Телеграме многочисленные каналы, превзошел митинг и количественно, и качественно. Так, постов было опубликовано явно больше, чем сегодня вышло людей на улицы.

Я не верю, что лидеры нынешнего протеста, дежурно сдавшиеся под арест, не понимали бессмысленность давления улицы. Можно было бы понять отчаянное сопротивление недопущенных кандидатов, если бы они не имели возможности доказать свою правоту, но, помимо Мосгоризбиркома, они вполне могли (должны были) обратиться в суд. К сожалению, призыв в Фейсбуке написать проще, чем подготовить позицию для защиты перед профессионалами в суде или Мосгоризбиркоме.

История с Иваном Голуновым показала: власть слышит здравые аргументы и справедливо глуха к окрикам из толпы вперемешку с летящими из нее бутылками. 

Теперь силовой блок власти получит очередной аргумент про невменяемость протестующих. В этих условиях той же Элле Памфиловой, которая очевидно со своей стороны продавливает демократичный сценарий по недопущенным кандидатам, останется только развести руками. 

Нет смысла спрашивать Навального, Соболь, Гудкова и Яшина: того ли вы добивались? Ясно, что цель их агитации не в конструктивных изменениях избирательной системы. Мне жалко только тех наивных людей, которые решили разменять свое спокойствие на чужое (чужое же!) благосостояние.

Я человек оптимистичного склада ума. Поэтому надеюсь, что у сегодняшнего несогласованного буйства будет и положительное последствие, а именно возросший интерес москвичей к выборам в Мосгордуму. А как следствие — и возросшая активность на избирательных участках. Так хочется думать.

(Оригинал)

Антон Красовский, директор благотворительного фонда «СПИД.Центр», журналист: 

Александр Баунов в своем телеграм-канале пишет о том, как ужасно облажались силовики, просрав протест. Анонимные каналы по заказу силовиков сообщают, что Собянин *** Москву. Свободолюбивая публика, ненавидя и первых и вторых, громогласно сообщает о кровавости росгвардейцев, Путина, Собянина. Но главное — о своей полнейшей победе. Мыслимое ли дело: аж пара тысяч человек вышла на проезжую часть у Лубянки? Никогда такого не было и вот — опять.

В реальности каждая из групп сейчас может крикнуть: «Мы здесь власть», «Это наш город» и даже при желании «Допускай».

Силовики счастливы. Решили все минимальной кровью. Людей задерживали и тут же, дав им отдышаться, отпускали. Продолжают отпускать, говорят, — даже без протоколов. А еще какой прекрасный реванш за Голунова.

Власть счастлива, что в самом протестном городе страны, в городе, где даже за Путина не голосует и половина избирателей, вышло по меркам 2012 года всего ничего. Меньше раз в 10, чем на какие-нибудь поэтические прогулки или как там это все тогда называлось? 

Да и кто вышел? Ну все те же: дети да полоумные старухи.

Публика счастлива. Момент единения, вдохновение, родные, открытые, красивые лица. За ней будущее. На молодежь вся наша надежда. 

Картинка снова великолепная. 

Все те, за кого сейчас вбрасывают разнообразные группы влияния счастливы и так. У них реально день удался.

Жаль лишь к Мосгордуме все это не имеет никакого отношения. И меня (жителя 43 округа) будет представлять какое-нибудь чучело из списка КПРФ или ЛДПР. 

Здравоохранением будет руководить ВИЧ-диссидентка Стебенкова. 

Дадут место еще какому-нибудь спивающемуся телеведущему. И будет все уныло, как обычно. 

В общем все счастливы, кроме тех москвичей, кто сегодня катался на роликах, кто гулял с детьми, готовил ужин. Кому *** и на Собянина, и на силовиков, и на протесты. 

«Но ведь оппозиция шла на выборы именно для того, чтоб всего этого не допустить», — усмехнетесь вы.

Но я, увы, с вами не согласен. Мне кажется, что шли они затем, чтоб как раз лишить выбора. И именно почему-то меня. И еще всех моих друзей. Чтоб мы вот совсем не были представлены в этом процессе. А мои кандидаты (вроде Нюты) были заменены вашими: Соболь, Гудков, Яшин. 

Но я не хочу за Яшина. И не хочу за Стебенкову. Я хочу за Нюту и Чулпан. За Дымова и Воложа. За Алексея Света и — да — за Ракову какую-нибудь. 

Но, увы, три ставших сегодня еще счастливее силы мне этого сделать не дают.

(Оригинал)

Подготовил Ксения Праведная