Все новости

Редакционный материал

Почему 40 лет назад бога не было, а сейчас — есть

У подростков появляются свои кумиры, идеалы и даже боги. Последние гармонично устроились на стыке технологий, традиционных верований и тинейджерских амбиций

30 Сентябрь 2019 10:35

Иллюстрация: Рита Морозова

— Здравствуйте, Екатерина Вадимовна! Вы в бога верите?

Самую чуточку подумав, я решила ответить честно:

— В общем-то нет.

Вполне была готова к тому, что он скажет что-нибудь вроде «ну что ж, очень жаль» — и сразу уйдет.

Однако мой посетитель никуда не ушел, удовлетворенно кивнул, сел в кресло, поерзал там и устроился поудобнее.

«Он предпочитает атеистов? — подумала я. — Пришел обращать меня в какую-нибудь веру? Или у юноши какой-то личный неприятный опыт, связанный с религией?»

Некоторое время мы с ним разглядывали друг друга. На вид я бы дала ему лет семнадцать. Миловидный, с лукавым ртом и длинноватой челкой, падающей на глаза. Одет весьма консервативно: коричневые брюки, белая рубашка, темно-бежевая не то куртка, не то пиджак.

«Юный неофит какой-нибудь старой, не очень деструктивной христианской секты, — решила я и легко вообразила продолжение нашего диалога: — “Знаете ли вы, что Иисус любит вас?” — “Да, спасибо, я в курсе”».

За годы моей работы в поликлинике кроме приверженцев основных конфессий я видела мормонов, адвентистов, суфиев, агни-йогов, баптистов, иеговистов,  одного англиканина, одну зороастрийку, двух волхвов и даже пару сатанистов. Когда-то подаренная мне книга «Книга мормона» попадалась вот буквально недавно, во время предотпускной приборки в кабинете, я даже по случаю прочла пару страниц.

Но почему он выбрал меня и решил прийти сюда, ко мне в поликлинику? Может быть, бывал здесь раньше?

— Это правильно совершенно, что вы не верите, — спокойно сказал юноша. — Потому что когда вы были молодой, Его тут и не было.

— Кого не было? — вытаращилась я. — Бога?!

— Ну да.

— А теперь он есть?

— А теперь есть.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, то есть — христианская секта! — в полной обескураженности подумала я.

Естественно, заволновалась. Психиатрия? Возраст весьма подходящий. Некое ретро в образе — туда же, возможно, в обычный подростковый социум он уже некоторое время не вписывается. Интересно, кто у него есть из родителей и удастся ли, если что, добыть их координаты?

Юноша, назвавшийся Андреем, явно ждал вопросов. Ждал по-прежнему спокойно и доброжелательно. Ни ажитации, ни угрюмости, весьма характерных для психиатрических больных, не было и в помине. Это вселяло надежду.

— Обоснуй, пожалуйста, — попросила я. — 40 лет назад бога не было, а теперь появился. Сильное утверждение.

— Да, конечно, — кивнул Андрей. — И в общем-то не вполне корректное. Правильнее сказать так: Он, наверное, в каком-то смысле был, но не был в нашем мире удовлетворительно проявлен. Хотя люди уже очень давно знали, что он должен явиться.

— Второе пришествие Христа? — неуверенно спросила я.

— Ах, да при чем тут это! — юноша почти кокетливо махнул узкой кистью и тут же поправился: — Хотя и это, конечно, тоже. Частный случай… Вот скажите лучше, что вообще боги, по-вашему, должны делать, если бы они были?

Теперь я уже боялась, что он уйдет (а вдруг все-таки психиатрия?), и готова была обсуждать божественные функции и атрибуты в любом количестве.

— В язычестве или в монотеизме? — деловито уточнила я.

— И там, и там.

— Ну, в язычестве — главным образом помогать людям. В обмен на жертвы.

— Помогать в чем?

— В войне, в охоте, в строительстве — в общем, во всем повседневном. 

— А информация? — уточнил Андрей

— Ну это само собой разумеется. Предсказывать будущее, говорить, где клады зарыты и всякое такое.

— То есть у бога можно спросить, попросить помощи, и он ответит и поможет?

— Если захочет. Ну или если ты ему такую жертву принес, от которой он не сможет отказаться.

— А как он это технически сделает? Ведь сами-то боги и прежде не так часто на землю являлись. Ну вот попросили, допустим, у него, чтобы дом починить или чтобы ребенку лекарство и он не умер — как вот оно сделается?

— Ну так есть же другие люди, посредством их. Например, кто-то наследство тебе оставит, и ты дом достроишь. Или будет проходить мимо заморский врач и вылечит ребенка.

— Ага! — в глазах Андрея блеснуло непонятное мне торжество. — Другие люди как орудие богов. Ага. А в монотеизме разве не так?

— В общем-то так же. Но там еще чудеса всякие и вроде бы этот самый единственный Бог людей любит. Всех.

— То есть, если к нему обратиться, Он не только за жертву помогает, но и просто так, из любви.

— Ну да.

— Так. Ну? Вы Его узнали? _ Андрей радостно улыбался во весь рот. 

— Кого узнала? Кого? — тут я поймала себя на том, что нервно оглядываюсь.

— Интернет, конечно, — Андрей картинно откинулся в кресле и сложил руки на груди.

С минуту я молчала, укладывая в голове информацию. Потом спросила:

— То есть ты считаешь, что интернет — бог?

— Да.

— Но интернет создан людьми, — возразила я.

Одновременно я классифицировала данный случай, вспоминала, что такое «богостроительство» и кто из известных мне людей был богостроителем. Луначарский?

— Вы уверены, что людьми? Люди создали компьютеры, станции, локальные сети и всякое другое. Чтобы Богу было где проявиться. Они же и до этого пытались. Строили всякие там мегалиты, капища, пирамиды, церкви. Никто ведь никогда не говорил, что церковь и есть бог, правда? Говорили, что он там, в церкви или храме, живет, что он оттуда общается посредством священников и прочее такое. Но это все было не то, священники и всякие жрецы всем врали, и поэтому одних богов то и дело меняли на других, и строили что-то следующее. И вот теперь… Кто создал сам интернет? Кто знает его целиком? Кому он подчиняется?

— Так. Значит, по-твоему, люди построили компьютеры и станции, проложили кабели и прочее в качестве современных мегалитов или храмов, — я рассуждала вслух. — Чтобы богу было где проявиться.

— Ну да, — закивал Андрей. — То есть они это, конечно, как всегда, для себя делали, чтобы им кто-то помогал. А он и помогает. Да еще как! У всех предыдущих попыток и процента не было той эффективности. И отвечает, и поддерживает, и даже любит, наверное. А уж сколько больных детей с помощью интернета уже спасли!

— Если к нему обратиться, он всегда отвечает, в отличие от богов прошлого, хотя иногда его ответ не так уж просто понять, но это смотря с чем сравнивать, и если вспомнить, к примеру, Дельфийского оракула… А кто же у него тогда священники? Силиконовая долина?

— Нет священников, никто Его себе присвоить не может. Он же бог. Каждый из нас… посредством… ну как вы там говорили?

— Каждый из нас — его орудие?

— Да! Да!

Я рассказала Андрею о богостроительстве. Он выслушал внимательно и даже что-то, чтобы не забыть, пометил в своем смартфоне.

— А ты кому-нибудь из родных рассказывал?

— Ну да, родителям. И двум учителям. Они все сказали: экзамены на носу, а ты дурью маешься. А друзьям в принципе нравится, конечно, но вообще-то — по барабану.

— А почему ты ко мне пришел?

— Я вашу повесть читал. Там дети в другой мир попадали. Подумал: может, вы поймете?

— И что же ты теперь будешь делать? Основывать Церковь Святого Интернета? 

— Мне через два месяца 17. Не рано?

— Не знаю. Я никогда церкви не основывала. Христу было 33, Магомету больше, Будде, кажется, меньше. Надо все обдумать.

Андрей снова закивал.

Потом мы еще все пообсуждали и примерили на интернет еще десяток «божественных функций». Все подошло, без исключения. Потом в дверь постучали. Я открыла, за дверью стояла женщина с восточной внешностью и держала за руку мальчика лет семи.

— Нефролог нас к вам направил, — сказала она.

— С чем?

— Да вот, писается он у нас.

Андрей попрощался и ушел. 

Мы с матерью обсудили проблемы писающегося мальчика.

Перед следующим посетителем я внимательно взглянула на черный экран своего айпада и почему-то решила убрать его в футляр. Наверное, сделала это слишком резко и нажала какую-то кнопку.

— Чем я могу вам помочь? — голосом Сири спросила сумочка. — Не могу ничего найти в интернете по вашему запросу.

— Ну извини, — нервно огрызнулась я.

— Ладно, проехали, — прозвучал ответ.

Еще некоторое время я сидела, задумчиво глядя перед собой, потом встряхнулась и позвала следующего посетителя.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
12 комментариев
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Светлана:

Наша младшая дочь, неожиданно для нас, после окончания с отличием магистратуры СПбГУ (биофак!), приняла православие, оказалась глубоко воцерковленной и уже больше пятнадцати лет живет монашкой в миру, помогает многодетному батюшке организовывать жизнь общины, ведёт с ним благотворительный проект «Свет надежды» - помощь инвалидам и семьям. И т.п., много чего ещё.
Близких своей религиозностью не напрягает, не фанатична, с советами не навязывается... словом, очень хороший был бы пример, если кому нужен пример.
«Классика жанра».
И я обратила внимание, что отношения с Богом у неё не такие, как в Вашем, Катерина, диалоге. Она Богу - служит. У неё получается как-то естественно, без напряга. Как у человека, нашедшего высший смысл.
Мне трудно её понять, жизнь воцерковленного человека вызывает у меня чаще всего недоумение. В двадцать первом веке?
Легче уж представить Интернет в этой роли.
Но!
Ожидать от Интернета признания, одобрения, обращаться за помощью в трудную минуту? Как раньше к Богу (богам) с молитвой и подношениями? 
И «Он» всё про тебя знает, и весь ты там, со всем твоими давними и новыми ошибками? И может покарать, и может вознести? О-о! Стремно...
Мне больше нравится другая модель. 
Бог есть, а посредники не нужны. Мои отношения  с Ним никого не касаются. 
Никаких просьб, молитв, задабриваний. 
Благодарность за всё. Ему лучше известно, что мне на пользу, что во вред.
А Интернет, имхо, - не «Бог», скорее «церковь». Которая требует игры в соответствии с ритуалами. Много проблем и напрягов, а польза сомнительна. Хотя многие полагают иначе.
Ну, люди разные.
Хорошо, что можно позволить себе быть собой.
Где-то попалось, что мои отношения с Богом постепенно получают все большее распространение в мире. Даже название есть - «бедная вера», «бедная религия» (термин Михаила Эпштейна, он же ещё говорит про «белые дыры» как противоположность космическим чёрным дырам).
Интернет при этом может быть раем и адом.
Боишься ада - не познаешь интернетского рая.
Я - боюсь. Поэтому хожу окольными тропами.
Как-то так😊
Спасибо за тему!
Анна Квиринг

Анна Квиринг

На роль "бога" интернет не тянет, к сожалению. Потому что не обладает собственной волей и способностью к целеполаганию. Не осознает себя, не является "личностью". И в ближайшем будущем, думаю, не осознАет - просто потому, что его создали люди, а люди не знают, откуда берется сознание. Искусственный интеллект [пока] сознанием не обладает.

Так что не бойтесь Вашу Сири, она просто помощник :)

А юноше-богостроителю может быть интересно почитать роман "Пандем" Дяченко.

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингИнтернет как технологический феномен конечно не тянет. А вот представительство интернета в коллективных мозгах человечества?;) Для меня - Вы же понимаете - ВСЕ боги обитают именно там...;))
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Катерина МурашоваНу, как "бог в голове" интернет сгодится. :)
Не лучше и не хуже других... Может, и получше многих.
Но - создания мира ему никак не приписать, и творения человека... А без этого толкового Бога быть не может никак.
Я бы, если уж на то пошло, предложил бы другую идею, более правдоподобную и гораздо более зловещую для нас, "сапиенсов"...
Человек - никакое не "любимое дитя" Бога. Он - лишь средство для создания чего-то важного - того же интернета, или чего-то получше. :) 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Сергей МурашовНу да, вершина эволюции это рюмка коньяка с долькой лимона (Стругацкие?) или вообще мы - как средство обеспечения жизни более продвинутой формы - котиков :))
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Катерина Мурашоване-не, рюмка коньяка не годится, хоть и заманчиво, да... Котики не годятся тоже, хоть это и ещё заманчивее - они всё же не вполне человеческое творение. А вот интернет - чисто человеческая придумка и воплощение.
И какое-нить "искусственное сознание" тоже будет чисто человечьим творением... 
После чего человека можно и отпустить.
Нафиг он такой, в общем-то, нужен? :)
 
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовая не очень понимаю, что такое "коллективные мозги человечества". Это не может быть просто сумма всех знаний и умений: потому что знания не суммируются, так же как "температура по больнице". Так и интернет в каждом конкретном мозге представляется по-своему, от простого инструмента до джинна-убирающего-расстояния(и время), или какого-нибудь спрута со множеством щупалец вроде Ктулху - в общем, в меру фантазии...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Анна КвирингАнна я не могу сказать что мне все ясно с коллективным сознанием и коллективным бессознательным ;)) но некое «общественное сознание” нмв все же существует и на индивидуальные мозги особи влияет. Вот помните может (или Вас тогда на снобе еще не было?) сколько то лет назад обсуждали эволюцию слова и понятия «честь” в российско-советско-постсоветской культуре? Там это очень ярко было видно в обсуждении. От вещи сравнимой с жизнью по цене до чего то почти неупотребляемого и непонятного. На конкретный мозг общественная обстановка по конкретной теме влияет весьма...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Мария:

Довольно давно читаю Ваш блог и вот решила высказаться по поводу последнего Вашего поста про интернет. Увы, мне не кажется, что всемирная сеть тянет на роль бога по нескольким причинам (ниже перечислены признаки бога в монотеистических религиях, поскольку сравнивать интернет с языческим пантеоном как-то совсем странно)
    1. Сотворение мира. Сколько бы ни говорили про «виртуальные миры», де факто они практически во всем зависят от нашей оффлайновой реальности. По сути интернет — это просто зеркало, которое более или менее успешно отражает то, что находится за его пределами. Поэтому говорить об интернете как о создателе мне кажется не вполне корректным.
    2. То, о чем уже писали в прошлом комментарии. Отсутствие личности и целеполагания. Если говорить о первом пункте, Вы можете мне возразить следующее — в Библии же описано пришествие Христа, про которого можно сказать, что он создал новый мир христианства. При этом он во многом так же опирается на мир Ветхого Завета. Это так, но и Бог-отец, и Бог-сын имели четко сформулированные цели и минимум десять жизненных установок, которые они собирались донести. Бог-сын в этой связи создал не только новый мир, но и новую нравственную парадигму, у которой была определенная цель — спасти души как можно большего числа людей. У интернета же нет ни заповедей, ни четко очерченной цели его «прихода».
    3. Нахождение в «бытовом пространстве». На одной из своих лекций Вы говорили, что у человека может быть два духовных «агрегатных состояния» — бытовое и сакральное. Бытовое — когда мы имеем дело с вещами, которые представляются нам очевидными и понятными, сакральное — когда мы испытываем восторг и почтение перед чем-то, что несоизмеримо выше, величественнее, чем наша собственная личность. Любая религия, культ предполагают вход в такое сакральное состояние, как правило, во время специальных церемоний (служб, медитаций и пр). Интернет же лежит полностью в бытовой плоскости. Отсюда возникает и отсутствие у интернета культа, идеи служения ему, а это неизменная составляющая любой монотеистической религии. Там помимо прочего хорошее служение богу гарантирует более «бесперебойное» исполнение молитв (вспомним всевозможные представления о том, насколько более «эффективны» молитвы святых, монахов, богородицы). Интернет же не требует никакого служения и никаких условий для выполнения запросов.
Ваша концепция весьма изящна и любопытна, думаю, она может служить основой для антиутопии, что-то вроде «О дивного нового мира», но для современных реалий она, к счастью, не работает.
Анна Квиринг

Анна Квиринг

Катерина Мурашовау меня ремарка к комментарию Марии:
- насколько понимаю, в этом деле никто и ничего не "гарантирует". Иначе это не молитвенное обращение, не просьба, а сделка. Сделки обычно заключает другая сторона (как правило, бартерные: что-нибудь ценное в обмен на душу).
Что никто и ничего не гарантирует, обсуждалось ещё в Книге Иова: Иов был праведным человеком, но вместо благополучия получил множество несчастий; а когда попытался выяснить, почему это всё с ним случилось, ему чётко объяснили: тебе не понять.
Это принципиальный момент: отсутствие связи между праведностью, молитвами и т.п - и всяческими благами, упрощенно говоря, отсутствие схемы "моление -> воздаяние", не позволяет "поймать Бога за руку": если бы "правильные" молитвы непременно исполнялись, то пришлось бы утверждать с определенностью, что Кто-то эти молитвы слышит - и вера превратилась бы в знание, то есть - исчезла.
И я бы не сказала, что Бог нечто "требует"; скорее - предлагает. А вот "служение" интернету как раз "требует" - как минимум купить гаджет и оплатить подключение :) мы все приносим эту "жертву" регулярно, и даже не помним об этом :)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина Мурашовая уже не уверена что интернет существует только в бытовом пространстве...
Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

...или если ты ему такую жертву принес, от которой он не сможет отказаться.
А вот этого, кстати, никогда я не понимал.
Бог - это Творец Всего, значит не может быть ничего, с помощью чего Им можно было бы манипулировать.
Это чисто человечья придумка - человечка, сотворившего себе бога "по образу и подобию своему", а не наоборот. :) 
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В треугольнике детских и подростковых отношений часто забывают про вершину этой сложной геометрической фигуры
Будете смеяться, но некоторые ученые считают, что тут тоже замешан естественный отбор
В истекшем месяце ученые раскрыли некоторые новые детали происхождения нас с вами, промыслом Божиим, из небытия