«Мы крутые хомо сапиенсы». Подкаст «Слышь, вирус, а корона не жмет?» Выпуск 1
Наш подкаст на других платформах:
Текстовая версия
Всем привет. Меня зовут Никита Павлюк-Павлюченко, я — корреспондент проекта «Сноб». Наша редакция ушла на карантин, я сижу в студии один, и мне очень хочется сказать, что наш подкаст называется «Хроники апокалипсиса». Ну, а как иначе? Из-за коронавируса сейчас рушится все: мировая экономика летит в пропасть, стоимость евро и доллара растет, а туалетную бумагу и гречку в магазинах уже не найти. Но нет. Мы назвали подкаст «Слыш, вирус, а корона не жмет?» Потому что хотим хоть немного, но сбить панические настроения, связанные с вездесущим коронавирусом. Обсудим его с экспертами и врачами, которые расскажут нам, как жить в новой реальности.
Сегодня я поговорю с Ириной Якутенко — биологом, научным журналистом и автором телеграм-канала «Безвольные каменщики». Скажу от себя: Ирина — один из немногих специалистов, которые не раздувают панику, а рассказывают о коронавирусе понятным языком.
Первый выпуск мы решили посвятить поиску ответов на самые простые вопросы. Да, об этом уже не раз писали СМИ (делал это, в том числе, и «Сноб»), но, мне кажется, важно все еще раз подробно проговорить. Почему? Во-первых, повторение — мать учения (особенно в условиях пандемии и, возможно, эпидемии на территории России, которую власти могут и скрывать), а во-вторых, многие до сих пор не знают, как вести себя в новой реальности. Такой вывод я делаю, видя реакцию людей в социальных сетях на новости о коронавирусе.
Ɔ. Ирина, я видел ваш пост в Фейсбуке. Судя по фото, которые вы опубликовали, в Берлине в магазинах почти не осталось продуктов на полках — все совсем плохо?
Люди закупаются продуктами, уже скупили все санитайзеры и почему-то туалетную бумагу — это какая-то загадка.
Ɔ. Да, в России так же.
При этом особой паники я не наблюдаю. В кафе и ресторанах стало чуть меньше народу, но в целом все спокойно. Люди работают, гуляют с детьми.
Ɔ. Первые тревожные сообщения о заразившихся новым коронавирусом из Китая начали приходить больше двух месяцев назад. Сейчас специалистам о COVID-19 явно известно гораздо больше, чем тогда. Можете объяснить, что это за «зверь» такой?
В Китае все началось в декабре, а может быть, даже и в ноябре. Мы точно не знаем, потому что, очевидно, китайское правительство делилось не всей информацией и статистикой.
Складывается совершенно уникальная ситуация — какой-то невероятный научный энтузиазм: ученые с огромной скоростью исследуют, все, что связано с коронавирусом. Ведь обычно как публикуются научные работы? Работу пишут, отправляют в журнал, где ее рецензируют несколько человек. Если к материалу вопросов нет, то он публикуется. Если есть — автору присылают замечания и он вносит правки. На это уходит много времени, бывает, что и несколько месяцев. Из-за пандемии правила изменились: люди выкладывают статьи без рецензирования. Правда, часто выясняется, что опубликована какая-то фигня, которую сразу разносят в пух и прах, но тем не менее накопление научного знания очень ускоряется.
Сейчас мы знаем, что коронавирус — это респираторный вирус, который поражает дыхательные пути. Он — «родственник» обычных простуд, с которыми мы сталкиваемся по несколько раз в год. Коронавирус вызывает простудные симптомы, и у большинства людей течение болезни не сильно отличается от простуды: суставы ломит, болят голова и мышцы. Но, к сожалению, для коронавируса характерна очень высокая смертность у определенных категорий людей — в первую очередь, среди пожилых и тех, кто страдает разными хроническими заболеваниями. Я говорю о сердечно-сосудистых заболеваниях, давлении, проблемах с сердцем и легкими, преддиабете и диабете. Также риск тяжелого течения болезни есть у тех, кто проходит химиотерапию.
Основная проблема в том, что коронавирус очень быстро распространяется, и если в России заболеет сразу много людей, то в больницах закончатся места, в том числе и в реанимации. Людям с другими проблемами просто не смогут оказать помощь. Такое развитие событий мы уже видим в Германии, где отказываются даже от экстренных операций, потому что палаты забиты зараженными COVID-19.
Подытоживая: коронавирус не очень опасен для большинства людей, он, кажется, совсем безопасен для детей, подростков и молодых. Но вот из-за того, что у пожилых и у людей с хроническими заболеваниями часто развивается тяжелая форма заболевания, он дает колоссальную нагрузку на систему здравоохранения. К сожалению, именно поэтому люди будут умирать, в том числе, и от болезней, которые с COVID-19 никак не связаны.
Ɔ. Давайте сейчас еще раз проговорим конкретные симптомы этой болезни.
Основных симптома три: высокая температура, кашель, причем чаще всего сухой, а не с мокротой, и затрудненность дыхания. Если у вас появился третий симптом, это повод срочно звонить в скорую помощь. Затрудненность дыхания — главный признак, что заболевание у вас может перетечь в тяжелую форму. Еще один важный момент: при коронавирусе практически никогда не бывает насморка.
Ɔ. Да, в нашей редакции всю последнюю неделю шутили: «Слава богу, у меня насморк!» Ирина, можно ли сейчас дать прогноз, какой процент населения планеты может заболеть?
С точки зрения биологии и грубого социал-дарвинизма нужно, чтобы как можно больше людей переболело этой инфекцией. В этом случае у нас появится коллективный иммунитет и распространение вируса естественным образом замедлится. Если мы пойдем по этому сценарию, большинство переболеет, но будет около 20 процентов пациентов, которые перенесут коронавирус тяжело, а еще около 5 процентов могут оказаться в критическом состоянии и, вероятно, умрут. Но мы допустить этого не можем, потому что наша цивилизация основана на принципах гуманизма.
Ɔ. Была информация, что возможно повторное заражение…
Да, была, но это пока немногочисленные сообщения. Официально возможность повторного заражения пока не подтвердилась. Это может быть связано с тем, что у тесты, которыми пользуются врачи, чувствительны к разным условиям и поэтому дают много ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Для того, чтобы говорить, сколько длится иммунитет против коронавируса, нужно время.
Ɔ. То есть надежда только на вакцину?
Принципиально никаких запретов на создание вакцины с точки зрения биологии нет, но есть масса технических и экономических препятствий. Сложившись, они могут сделать создание вакцины нецелесообразным.
Единственное простудное заболевание, против которого у нас есть вакцина, — это грипп. В год от гриппа умирает около 300-500 тысяч человек, поэтому мы и заморачиваемся с вакциной, разрабатываем ее каждый год, хотя это очень дорогое удовольствие. Если коронавирус с нами останется надолго, то фармкомпании и государства выделят деньги, и тогда у нас будет прививка.
С другой стороны, есть надежда, что вирус мутирует в сторону большей заразности и меньшей летальности. Посмотрим, как будут развиваться события, может, нашего коллективного иммунитета хватит, чтобы снизить смертность до каких-то приемлемых с точки зрения нашей цивилизации значений, чтобы не делать ежегодных вакцин.
Ɔ. Есть вероятность, что коронавирус может стать сезонным, как грипп?
Вероятность есть, потому что он широко распространился. Пока у нас «наивная» популяция, то есть нет коллективного иммунитета. Значит, он еще распространится и, может быть, будет, как грипп.
Ɔ. Мы с вами несколько недель назад разговаривали об уровне смертности. Вы тогда сказали, что пока какие-то оценки давать рано — нет цифр, которые возможно интерпретировать.
Сейчас можно смотреть только за динамикой. Пока мы не видим окончательного соотношения — количество заразившихся и умерших каждый день меняется. Мы можем только предполагать по разным математическим моделям, какой будет смертность. Пока все крутится вокруг трех процентов.
Ɔ. Вы можете объяснить ситуацию с тестами? Я так понимаю, что сейчас разработки ведутся и в России, в том числе и коммерческими структурами. Но есть проблемы с регистрацией этих тестов. Этот процесс может занять месяц.
Была новость, что «Инвитро» собирается запускать тестирование. Тут, конечно, возникает много вопросов: что это за тесты, как они будут применятся, сколько у них ложноотрицательных и ложноположительных результатов. Ответить на эти вопросы пока сложно.
Ɔ. В чем смысл повального тестирования? Мне кажется, что логика такая: все побегут делать тесты в тот же «Инвитро» и в очередях друг друга перезаражают.
Этого власти и стараются не допустить. Кроме того, все тесты, которые у нас сегодня есть, не регистрируют болезнь без симптомов. Поэтому людей, у которых нет симптомов, тестировать не надо. Есть одно исключение, если они — «контактные», то есть контактировали с другими заболевшими.
Есть страны, которые хотят протестировать как можно больше людей. Италия, например. Но есть и Южная Корея, у которой другая стратегия. Там зараженного человека буквально, как в детективных сериалах, спрашивают, с кем он контактировал все эти дни, а уже потом отслеживают и изолируют этих людей.
Ɔ. Карантин — единственный вариант избежать эпидемии? В Москве уже отменили массовые мероприятия, школы и вузы переходят на карантин.
До XXI века, даже до XX, у человека не было других мер по борьбе с эпидемиями. Никаких лекарств и вакцин не было, поэтому боролись только карантином. Сейчас мы столкнулись с удивительным явлением — карантин перестал работать, потому что мир стал очень открытым. Карантин помог только Сингапуру и Китаю, но там у людей психология другая и власти действуют совсем не по принципам западной демократии.
В других странах половинчатые меры. Например, в Москве запретили мероприятия, вузы перешли в онлайн-обучение, но метро-то у нас открыто!
Ɔ. Как раз сейчас многие врачи пишут свои рекомендации, как себя вести, как вообще жить в карантине. Это сделал в том числе и большой друг нашей редакции — Федор Катасонов. Он в своем Телеграме написал правила самоизоляции:
- Прогулки разрешены, но строго без контактов с людьми.
- На улицу ходить в перчатках, если погода позволяет. Если выходишь на улицу, надо взять с собой санитайзер. Лицо не трогать. Если очень надо — только после санитайзера.
- Предпочитать лифт лестнице (когда мы ходим по лестнице, то все время трогаем перила и иногда лишние дверные ручки, а в лифте надо нажать только одну кнопку, можно локтем). Но в лифт с другими людьми не заходить и к себе не пускать.
- На улице держаться от людей на расстоянии минимум двух метров.
- Перед входом в общественное помещение двадцать раз подумать, надо ли оно, а потом надевать маску. Это защита окружающих, уважение к их страхам и хороший пример.
- Разрешены поездки на личной машине за город с бесконтактной заправкой (сейчас будет актуально при начале настоящей весны). Каршеринг ОК, но надо протирать ручки санитайзером и вообще не стесняться этого.
- Общественный транспорт запрещен.
- После возвращения перед входом в дом обработать руки санитайзером.
- После входа в дом надо сразу идти в ванную и мыть мылом руки и (можно не мылом) лицо. Руки — не менее 20 секунд: это дважды пропетый Happy Birthday, или можно найти себе песню тут.
- Дома никаких ограничений нет. Только в уличной одежде не ходить.
- При заказе еды/лекарств/прочего оставлять чаевые курьеру на лестнице, не пересекаться с ним. Забирать заказ после его ухода.
- Ни с кем не встречаться, никого не целовать, не обнимать. Не звать гостей и не ходить в гости. Скайп-вечеринки!
- Обучение — онлайн. Спорт — дома (зарядка, планка, йога, массаж друг другу). Сон — по режиму. Есть большая опасность начать жить, как на новогодних каникулах: куролесить всю ночь, отсыпаться днем. Помните, что здоровый сон укрепляет иммунитет, а нездоровый не только бьет по иммунитету, но и сильно повышает тревожность и снижает устойчивость к стрессу.
Ирина, добавите что-то к этому?
В целом все звучит правильно. Но вот эти маски… С ними сейчас какое-то безумие. Люди носят их, думая, что защищены. Но на самом деле, носят они их неправильно: постоянно трогают руками, меняют раз в день. Можно еще сказать про корейский опыт: там в некоторых домах в лифтах висят пенопластовые блоки, в которые воткнуты зубочистки. С их помощью можно нажимать на кнопку вызова лифта, чтобы не переносить вирус себе на руки.
Хочу отдельно добавить про карантин. Нужно понимать, что он с нами надолго. Поэтому не стоит жестить, полностью перерезать социальные контакты. Так вы долго не продержитесь.
Ɔ. Вы сказали, что маски не работают при некоторых условиях. Насколько эффективны санитайзеры, как часто стоит ими протирать руки?
Стоит посмотреть на процент содержания спирта, его должно быть там не меньше 30 процентов, а лучше больше. В интернете есть инструкции, как правильно пользоваться санитайзером. Конечно, оболочки вирусов очень хорошо растворяет мыло. Если его нет, можно пользоваться спиртовыми салфетками.
Ɔ. В блоге нашего главного редактора Ксении Чудиновой тоже есть инструкции, как правильно мыть руки. Ирина, а что с водкой?
Внутрь или снаружи?
Ɔ. И так, и так.
Если ничего другого под рукой нет — обтирайтесь водкой. Конечно, если душа вам позволяет водку так использовать, то используйте.
Ɔ. Давайте еще раз проговорим, как себя вести, если думаешь, что заразился коронавирусом? Куда бежать, что делать?
Бежать точно никуда не надо, потому что вы можете являться разносчиком инфекций. Департамент здравоохранения описал порядок действий, в крайнем случае нужно звонить в скорую помощь. Они уже будут решать, исходя из своих правил, что делать с вами дальше. Должен приехать врач и взять у вас мазок из глотки, чтобы сделать тест. Пока ждете результаты теста, сидите дома, никуда не выходите и не контактируйте с пожилыми родственниками. Вообще сейчас лучше разъехаться с мамами и свекровями, потому что, если вы молодой, то коронавирус перенесете легко, а у них могут быть проблемы.
Ɔ. Действительно ли все так страшно, или это все истерия, раздутая в том числе и СМИ?
Истерика гораздо больше развивается не из-за СМИ, а из-за социальных сетей. Там публикуют жуткие посты, всякие картинки, советы, которые потом разлетаются по WhatsApp. Неудивительно, что люди паникуют, начинают покупать все подряд.
Надо понимать, что ситуация достаточно серьезная. Повторюсь, главная опасность в том, что системы здравоохранения с коронавирусом могут не справиться. Но я думаю, что раз человечество и слабая африканская система здравоохранения справилась с Эболой, то западным странам COVID-19 точно «по плечу». Следующая подобная эпидемия пройдет гораздо легче, мы не допустим такого широкого распространения по миру. Не надо лишаться веры в человечество, мы крутые хомо сапиенсы, поэтому в следующий раз все будет гораздо проще.