«Капитаны российского бизнеса» и коронавирус. Как крупные компании адаптируются к работе в условиях пандемии
Одной из первых корпораций, забивших тревогу, стал «Норникель», входящий в список крупнейших компаний в мире по производству никеля, меди, палладия и платины. Когда в стране появились первые заболевшие, компания сразу установила в офисах тепловизоры и аппараты для дезинфекции рук, организовала экспресс-осмотры сотрудников врачами. Одновременно с этим в компании был создан оперативный штаб для обеспечения непрерывности производства, снабжения и сбыта продукции в период эпидемии. Были отменены командировки сотрудников за границу и ограничены деловые поездки по России.
Аналогичные меры приняли и другие крупные компании. Оперативные штабы были учреждены в ПАО «Россети», крупнейшей энергетической компании мирового уровня, и в нефтехимическом гиганте «СИБУР Холдинг». В «Россетях» в штаб вошли не только топ-менеджеры холдинга, но и руководители дочерних компаний группы. В СИБУРе — руководители компании и ключевые менеджеры разных профилей, кроме того, региональные штабы были созданы по всей географии СИБУРа.
Представитель группы компаний «Уралхим», одного из мировых лидеров по производству минеральных удобрений, сообщил «Снобу», что формально штаб там не был создан, однако де-факто существует рабочая группа, в которую входят топ-менеджеры компании и которая по сути решает все вопросы, так или иначе касающиеся коронавируса. 23 марта компания отправила запрос в Минобороны, подтверждая готовность производить бесплатно средства дезинфекции для нужд государства. Одновременно с этим был введен запрет на командировки, который коснулся не только зарубежных стран, но и России. Кроме того, компания рекомендовала своим сотрудникам отгулять накопленные отпуска, воздерживаясь при этом от передвижения на любых видах транспорта.
Во всех упомянутых компаниях руководство посоветовало работникам всех уровней не отправляться за рубеж и в личных целях, благодаря чему там не зафиксировано ни одного случая, когда кто-то из них не возвратился вовремя в Россию после прекращения международного авиасообщения. А те, кто вернулся в начале марта из личных поездок в страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, были посажены на обязательный 14-дневный карантин.
Настоящим испытанием для «капитанов бизнеса» на адаптивность стал перевод сотрудников на удаленную работу. Ведь не секрет, что чем крупнее компания, тем более неохотно ее топ-менеджеры соглашаются на столь кардинальные изменения, опасаясь (зачастую небезосновательно), что столь радикальные изменения условий труда могут привести к слишком большим финансовым издержкам. Пандемия, впрочем, оказалась для многих тем самым катализатором, который позволил в кратчайший срок рассадить работников (главным образом, не задействованных в непрерывных производственных процессах) по домам. В «Россетях» это сделали раньше остальных — еще 13 марта, почти за две недели до выступления президента Путина с рекомендациями по удаленке. На сегодня в «домашних офисах» компании трудятся более 87 000 человек, в том числе 71% офисного персонала (в Москве — 90%). Офисы «Норникеля» перешли на удаленку 18 марта, такой режим планируется пока до 30 апреля. Дома трудится и большинство «кабинетных работников» «Уралхима» и СИБУРа. Всем сотрудникам опрошенных нами компаний зарплата выплачивается в полном объеме, независимо от того, где находится их рабочее место.
Когда происходит столь масштабная реорганизация производственных процессов, закономерно встает вопрос об обеспечении безопасности и защиты конфиденциальной информации. В «Уралхиме» эту задачу пытаются решить использованием защищенной VPN, которую установили на все домашние компьютеры, в сочетании с отказом от электронной почты и переносом всех контактов и онлайн-общения сотрудников на одну из международных платформ, адаптированную под требования компании, в сочетании с частичным сохранением «бумажного» документооборота. С небольшими нюансами столь же серьезные меры по безопасности были приняты и в других компаниях.
Не оставляют без внимания гиганты российской индустрии и те регионы, где сосредоточены их производства. «Норникель», будучи градообразующим предприятием для 180-тысячного Норильска, выделил более 200 млн рублей для первоочередных потребностей местных учреждений здравоохранения в медицинской аппаратуре и препаратах. Благодаря компании мощность цифрового канала связи для сотовых операторов, которыми пользуются жители Крайнего Севера, была увеличена на треть. Социальным предпринимателям, получившим ссуды от «Норникеля» на развитие социального бизнеса, были предоставлены кредитные каникулы на шесть месяцев. Помимо этого, фонд главного акционера «Норникеля» Владимира Потанина выделил 1 млрд рублей на поддержку некоммерческого сектора. А волонтеры компании шьют маски на удаленке, доставляют лекарства, продукты и предметы первой необходимости для тех, кто в группе риска.
Не менее значительную поддержку регионам оказывают «Россети», ведь именно от этой компании зависит энергоснабжение практически всей России. Представители компании заверяют, что во всех регионах своего присутствия «Россети» работают в самом тесном взаимодействии с местными администрациями. Директора региональных подразделений участвуют в координационных совещаниях под руководством глав субъектов по эпидемиологической ситуации. Все объекты электросетевого комплекса в зоне ответственности группы работают в штатном режиме, а рисков для надежного энергоснабжения нет.
По распоряжению главы холдинга Павла Ливинского «Россети» взяли под особый контроль энергоснабжение инфраструктурных и социальных объектов во всех субъектах федерации. Особое внимание будет уделяться подаче электроэнергии медицинским учреждениям, объектам, обеспечивающим предоставление госуслуг, сотовой связи и доступа к интернету. Акцент делается также на организациях, предоставляющих населению онлайн-услуги (банки, интернет-магазины), а также на крупных транспортно-логистических центрах.