Александр Бобылев: Обмани ближнего своего. Как COVID-19 обнажил критическую незрелость российской бизнес-этики
У всех массовых заболеваний бывают тяжелые последствия, но в случае с COVID-19 они вышли далеко за пределы компетенции системы здравоохранения. Несмотря на улучшение эпидемиологической ситуации во всем мире, эксперты делают преимущественно мрачные прогнозы из-за спровоцированного вирусом глобального кризиса.
Экономическая ситуация в России усугубляется еще и обвалом цен на нефть и падением курса рубля, что осложняет и без того напряженное положение российского бизнеса. И пока одни игроки ведут в прямом смысле слова борьбу за выживание, другие отталкиваются от идеи «хаос — это лестница». С начала пандемии представления о морали у отдельных представителей бизнеса стали «эластичными» до предела.
Конечно, в условиях кризиса каждый предприниматель сталкивается с необходимостью принимать неприятные решения: от сокращения штата до ценообразования на услуги и продукты, пользующиеся повышенным спросом. Мы видим, что в некоторых отраслях участники рынка стали активно навязывать условия, мешающие конкуренции или осложняющие в дальнейшем деятельность другим участникам.
Взять, к примеру, онлайн-кинотеатры, которые настаивают на привилегиях по трафику операторов связи во время повышенных нагрузок. Участники Ассоциации «Интернет-видео» (включает Okko, ivi, «Амедиатеку» и другие стриминговые сервисы) попросили Минкомсвязь включить их в «белый список», чтобы операторы связи не могли ограничивать пропускную способность их каналов при пиковой нагрузке на сеть. И это в условиях, когда большинство людей работали из дома, общались с друзьями и близкими по видео-конференц-связи и вообще использовали Сеть не просто для досуга, а, скорее, для выживания.
Наконец, есть банки-кредиторы торговых центров и других офлайн-предприятий, не желающие давать отсрочки клиентам. Есть крупные ресторанные сети, тот же Burger&Fries «Мираторга», которые грозятся выкупить помещения локальных гастропроектов, когда — даже не если, а когда — те не смогут расплачиваться с арендаторами.
К сожалению, все это показывает незрелость и недальновидность многих игроков российского рынка, даже если речь идет о крупных и давно функционирующих компаниях. Тем, кто выдвигает подобные собственнические инициативы, явно не хватает понимания рыночной экономики. Ведь экономика — это комплексная экосистема, и в ней жизнь каждого вида зависит от выживания других, даже если на первый взгляд они по разные стороны баррикад. Тем, кто этого не понимает, стоит ознакомиться с выводами конференции виднейших российских экономистов — Гуриева, Сонина, Акиндиновой — «Коронакризис-2020». Исследователи предупреждали о возможном сжатии спроса, потере дохода миллионами людей, резком росте безработицы и, как следствие, неопределенности и для правительства, и для крупного бизнеса.
И здесь многие крупные бизнесмены начинают думать о спасении собственного положения. Но ведь доля малого бизнеса в России — это чуть более 20% ВВП, это огромное число занятых, это потенциальные покупатели вашего бренда. И бизнес должен быть заинтересован в первую очередь в сохранении — и дальнейшей диверсификации — экономической экосистемы, в ее стабилизации и совместном развитии, поскольку последствия сегодняшних решений отразятся на всех.
Итак, в сложившейся ситуации вопрос этики в конкурентной борьбе отнюдь не праздный. И то, что поможет нарастить прибыль по итогам пары месяцев, может сыграть злую шутку через год-два. Так, если перекрыть кислород малому бизнесу, вы сыграете на понижение доходов миллионов россиян, а значит, снизите их покупательную способность — и в итоге навредите собственному предприятию, потеряв потенциальных клиентов в долгосрочной перспективе. Поэтому в условиях турбулентности этичная конкуренция — весьма рациональный подход, ориентированный на долгосрочную перспективу.
Кроме того, нельзя недооценивать институт репутации компаний. К сожалению, наш бизнес иногда относится к нему пренебрежительно, но это от непонимания того, как быстро меняется современная медиаповестка и как быстро развивается осознанность клиента. Покупатель в России все чаще голосует кошельком за этичные бренды, и недавние скандалы с участием Регины Тодоренко или кейс потери клиентов «Чистой линией» после рекламы с братьями Запашными — которые, правда, затем оправились благодаря одиозному заявлению госпожи Лаховой — только подтверждают эту тенденцию. Покупатели начинают бойкотировать неэтичных игроков, и переход этого тренда с FMCG на другие рынки — лишь вопрос времени.
Таким образом, перед лидерами современного бизнеса встает задача поиска оптимальных путей выхода из кризиса и выработки новых подходов в управлении, исключающих любые деструктивные, неэтичные методы борьбы. Именно сейчас самочувствие бизнес-среды в большой степени определяется системой ценностей в предпринимательском сообществе. На что, в свою очередь, стали чутко реагировать потребители. С начала года клиенты несколько раз демонстрировали потребительскую сознательность, отказываясь пользоваться продуктами и услугами неэтичных брендов и их партнеров.
Конечно, кризисная ситуация заключает в себе гораздо больше шансов испортить репутацию, чем ее улучшить. Однако репутационные риски возрастают многократно при отсутствии стратегического взгляда на соблюдение в бизнесе этических норм. Поэтому, если и искать в кризисе новые возможности, то смотреть на ситуацию нужно по-новому и видеть в ней возможность нарастить цеховую солидарность.
Ранее в статье были указаны неточные сведения относительно компании Wildberries. Редакция приносит свои извинения читателям и компании.