«Карикатура на диктатора поможет побороть страх». Белорусский протест в картинах, комиксах и хештегах
Удар на три миллиона
Стартовой ценой работы «Беларусь» был рубль, первая ставка составила 7777 рублей, а за считаные минуты до окончания аукциона анонимный покупатель предложил за картину три миллиона рублей и выиграл лот. Как рассказал сам Артем Лоскутов после торгов, картину в итоге приобрели сразу несколько человек вскладчину. Кому она достанется и где будет храниться — неизвестно.
Работа Лоскутова — своего рода художественная интерпретация действий силовиков на белорусских улицах. Он обмакивал полицейскую дубинку в алую краску и затем в буквальном смысле избивал ею холст. В итоге получился бело-красно-белый флаг, испачканный каплями то ли краски, то ли крови.
В разговоре со «Снобом» Артем Лоскутов отметил, что столь высокая цена за работу стала для него полной неожиданностью. «За все время, пока я провожу facebook-аукционы, таких ставок не было. Три миллиона — это дороже всего цикла дубинописи, в котором сейчас порядка сорока работ». До прошлой пятницы самой дорогой картиной серии была «Америка», ушедшая за 120 тысяч рублей.
Жанр дубинописи Артем Лоскутов изобрел летом прошлого года и посвятил его протестам, прошедшим в Москве после недопуска оппозиционных кандидатов к выборам в Мосгордуму. Тогда участников митингов «За честные выборы», по его словам, «с удивительным остервенением лупили этими самыми дубинками».
Автозаки на вышиванках
Тысячи лайков и перепостов набирают работы инстаграм-художницы Руфины Базловой. Сама она родом из Гродно, но последние 12 лет живет в Праге. Ее работы — отсылки к классическим белорусским вышиванкам. Под народные узоры художница стилизует кадры белорусской хроники протеста — то автозак, сбивший протестующего, то опустивший щиты ОМОН. Инстаграм для своих иллюстраций художница завела лишь второго августа. А уже на этой неделе о ней написал влиятельный англоязычный сайт об искусстве The Art Newspaper.
«Каждый протестует своим "оружием". В моем случае это искусство. Иллюстрации могут концентрировать в себе происходящие события, эмоции, идеи. Искусство не имеет границ и может привлекать внимание к происходящему в Белоруссии даже тех, кому раньше до нее не было никакого дела. Раньше народная вышивка использовалась как оберег против злых духов. Мне хочется верить, что она не утратила своей силы и в наши дни», — рассказала Руфина «Снобу».
Белоруссия в картинах Пикассо
Другой набирающий известность арт-оппозиционер — графический дизайнер Юрий Ледян из Минска. Он сопоставляет фотографии белорусских протестов с шедеврами мировой живописи — и кадр, на котором задерживают участника митинга, у автора перекликается с «Герникой» Пикассо. «Меня не было в Минске, когда это случилось, и я хотел сделать траурный пост, поддержать людей, — рассказал Юрий Ледян “Снобу”. — Изначально я думал сделать подборку из черно-белых фотографий с мест событий. Но едва я убрал с них цвет, как в памяти возникла "Герника". Я стал подставлять ее к фотографиям из интернета и понял, что снимки логично продолжают картину Пикассо. Те же эмоции: страх, отчаяние, жестокость, месиво из гримас и поз. Откормленные черные быки спущены с цепи. Они не создают, напротив — ломают, изувечивают, сокрушают, разбивают и калечат».
По мнению Ледяна, арт-протест — действенный способ выразить гражданскую позицию: «Права человека на жизнь и свободу священны. Вначале было слово? Вначале был голос, и его отобрали у белорусов, растоптали сапогами ОМОНа».
Распродажа картин
Рисунки художника-графика из Минска Дмитрия Каштальяна стали использовать в качестве плакатов на белорусских митингах. Как и Артем Лоскутов, деньги от продажи работ Дмитрий решил отдать в фонд поддержки пострадавших белорусов. «Множество людей из разных стран откликнулись на призыв, приобретают мои работы или просто донатят, — рассказал иллюстратор. — Для прозрачности деньги они напрямую отправляют в фонд, а я им — работы по почте».
Например, шлем со звериным оскалом, раскрашенный в цвета нынешнего белорусского флага вместе с парой красно-белых голубей, выступающих за оппозицию. «На мой взгляд, яркие и оригинальные образы, которые выстроены в правильном порядке, способны влиять на сознание и настроение людей, — говорит Дмитрий. — Карикатура на диктатора, его шутливо искаженное изображение или другие переигранные агрессивные символы могут помочь людям побороть страх».
От комиксов до арт-флешмоба
Художники из России тоже творят под хештегом #жывебеларусь. Протестам посвятила новую работу Анастасия Горшкова из Новосибирска, известная серией комиксов о древнегреческих богах на приеме у психолога.
«Я не вижу особой разницы между арт-протестом и тем, когда люди выходят на улицы, — рассказала она "Снобу". — Мы все разговариваем на том языке, на котором умеем. Многие не могут смотреть на фотографии искалеченных людей и пролистывают подобные посты. Задача художника — создать нечто, что поможет распространению информации, а не отпугнет. И мне радостно, что мой арт стали использовать с этой целью».
Создательница комиксов из Урюпинска Маргарита Сидорова рассказала, что многие ее подписчики вообще ничего не знали о протестах до того, как художница выложила рисунки о событиях в Белоруссии: «Я согласна с мнением, что все великое зло творится с молчаливого согласия большинства. Поэтому молчать нельзя, даже если это арт. Несколько человек, увидев мой пост, перевели деньги в фонд помощи белорусам».
Другой популярный арт-хештег протестов — #women_in_white. Художники и иллюстраторы со всего мира рисуют женщин или девочек в белой одежде. Уже в первый день художественного флешмоба число иллюстраций перевалило за тысячу. Почему за основу проекта взяли именно этот образ, «Снобу» объяснила организатор акции Катя Панченкова: «Меня вдохновили мирные женщины, которые выходили на улицы в белых одеждах и с цветами в руках. Персонажи с картин художников из разных городов и стран тоже будут держаться за руки. В наших рядах россияне, белорусы, украинцы, французы, немцы, ирландцы, шведы, американцы, поляки, грузины».
Подготовила Анастасия Харчишена