Все новости
Редакционный материал

«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

Большинство родителей не хочет не только учить своих детей самостоятельно, но даже делать с ними уроки. А что касается подростков, то и здесь родительское мнение почти единодушно: всех в интернат! С чем все это связано?
23 ноября 2020 11:26
Иллюстрация: Veronchikchik

После того как я опросила детей и подростков, как они хотели бы учиться и воспитываться, было бы несправедливо не расспросить о том же и их родителей.

Я так и сделала. 

Всего я опросила 57 взрослых: 19 отцов и 38 матерей. Прошу прощения за гендерный перекос, но так уж получилось, отцы у меня в меньшей доступности.

Со значительной частью родителей я беседовала устно — офлайн или по скайпу. 18 родителей ответили на мои вопросы письменно.

Географический разброс получился большой: помимо петербуржцев и россиян у меня были родители из Финляндии, Кипра, Бельгии, Франции, Англии и Литвы (все, разумеется, русскоязычные), а также из Челябинска, Костромы, Новосибирска, Пензенской области, Москвы, Владивостока и Ангарска.

Если детей и подростков я опрашивала в довольно узкой возрастной категории — от 10 до 16 лет, то взрослые вошли в опрос с самым разным родительским стажем: самому младшему их ребенку было 9 месяцев, а самому старшему 20 лет.

Сразу признаюсь в двух совершенно некорректных вещах. Я конспективно знакомила родителей с общими (среднестатистическими) результатами уже состоявшегося к тому времени опроса детей и подростков на тему воспитания-образования. И констатировала тот несомненный факт, что люди в беседе со знакомыми им фигурами стараются давать «общественно приемлемые» ответы, и буквально умоляла их мне в своих ответах не врать. Я клялась, что никто и никогда не узнает от меня их конкретного личного мнения и не сможет его с ними связать,  ссылалась на 30 лет своей практики и уверяла, что я и сама его забуду буквально на следующий день после публикации этого материала.

Конечно, к строгой науке такая «подготовительная работа» никакого отношения не имеет. Но ведь я преследовала совершенно другие цели. Мне хотелось просто услышать, что реально думает и чувствует по этому животрепещущему вопросу другая сторона детско-родительского тандема. И результаты получились совершенно, на мой взгляд, чудесными.

Первое. Среди опрошенных не нашлось ни одного родителя, который хотел бы делать со своими детьми уроки. И даже их проверять. При этом делают или проверяют 49 из 57. На мой резонный вопрос «зачем?» ответы стандартные: «они сами не справятся», «школа требует», «программы ужасные»; ответы честные: «я ему не доверяю», «я боюсь, что он окажется в худших», «у меня невроз ее уроков».

Второе. Где бы вы хотели, чтобы учился ваш ребенок? 

Никто не хочет, чтобы дети учились только дома. У трех родителей был опыт домашнего обучения детей (вне карантина). Он оказался не слишком удачным. 21 родитель хочет, чтобы дети сочетали школьное и домашнее образование. Один родитель хочет, чтобы дети учились «прямо у жизни», и еще один — «на производстве». 

Третье. Индивидуализированное образование, о котором в последнее время языки и пальцы стерли, разговаривая и описывая.

Лейтмотив опрошенных родителей: «Я не замечаю что-то, если честно, чтобы они были уж такие индивидуализированные. Это скорее родители напрягаются и выкобениваются: “Ах, ах, посмотрите, он у меня такой особенный”. А так-то они все по преимуществу очень похожи на других своих сверстников — говорят приблизительно об одном и том же, одним и тем же интересуются, об одном и том же переживают».

Однако все родители младших детей (до 11 лет) считают, что ребенок должен воспитываться в семье.

С подростками все не так однозначно.

«Если бы я точно знал, что там не научат плохому, порядочные люди, нормальные условия и приличное образование, то да — я бы совсем не против его куда-нибудь отправить. Говорите, они хотят жить в лесу у озера? Отправил бы. Лет до 16–17 точно».

С теми или иными вариациями это подтвердили 22 человека (всего родителей подростков 37). 

В дискуссии к прошлому тексту обсуждалась версия, что дети хотят фактически в интернаты, потому что начитались книг о Хогвартсе. Хорошо, чего начитались их родители?

Вы понимаете, что у нас получается?

Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов, отправляем туда гуманистически ориентированных профессионалов из разных областей с большой зарплатой в качестве учителей — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда. А получается, что есть общественный запрос. Причем с обеих сторон.

Четвертое. Про воспитание. 31 родитель считает, что никакое особое воспитание вообще не нужно — ребенок просто каждый день живет в семье и обществе и впитывает их нормы, правила и обычаи. 20 родителей полагают, что с ребенком нужно регулярно проводить «воспитательные беседы», объясняя ему, что как устроено и что такое хорошо, а что такое плохо.

Мой вопрос: А вы проводите?

Ответ: Да. Только он не слушает, к сожалению.

Шесть родителей думают, что ребенку нужно не только дать возможность наблюдать жизнь, но и объяснять собственные (родительские) поступки, по возможности — поступки окружающих и побуждать ребенка анализировать причины и последствия его собственных деяний. Это и есть воспитание.

Пятое. Я бы хотел в процессе воспитания научить своего ребенка…

  • любить
  • дружить
  • отстаивать собственное мнение
  • слышать других
  • с уважением относиться к природе
  • прислушиваться к опыту старших
  • как отыскать свое место в жизни
  • выживать наперекор обстоятельствам
  • ценить те возможности, которые ему даются
  • хоть чему-нибудь (шесть одинаковых ответов)
  • учиться
  • иностранным языкам (12 одинаковых ответов)
  • сочувствию и состраданию (пять одинаковых ответов)
  • эмпатии (семь одинаковых ответов)

У меня сложилось четкое ощущение, что родители говорили о разном. Те, чьи ответы попали в первую часть списка — что-то такое в духе классической русской литературы XIX века. Те, чьи ответы в списке ниже — что-то такое в духе «упражнения для развития эмоционального интеллекта у ваших детей» на популярном психологическом сайте.

  • не сидеть в гаджетах (много одинаковых ответов)
  • ценить реальный мир и реальное общение
  • читать книги
  • чередовать работу и развлечения
  • быть счастливым 

Если посмотреть аналогичный список в предыдущем посте, то мы сразу увидим, что точек «воспитательного соприкосновения» у современных родителей и современных детей на удивление много. И мне кажется, что на перспективу это внушает осторожный оптимизм.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
14 комментариев
Светлана  Горченко
Интернаты

Легенда нашей семьи...

муж с 14 своих лет - физико-математическая Школа-интернат при ЛГУ (1968-1971), обе дочки, зять, множество друзей и знакомых из разных поколений... Я им всем завидовала всегда:))

А из пятерых внуков никто. Четверо старших уже этот возраст проехали. Даже тень желания ни у кого ни разу не мелькнула.

Мечтают о домашнем обучении. Но это не более чем мечта не вылезать из пижамы и гаджетов.

Я с детства разделяла достаточно четко образование (оно для меня всегда было САМОобразованием) и отбытие повинности в виде исполнения воспитательных ритуалов (тут важно было умело увернуться и уцелеть - всё!). А у моих близких "Хогвартс" был! 

Почему младшее поколение ни САМО, ни Хогвартс - непонятно. При этом самая старшая внучка (22 года) - педагог прирожденный, с любыми возрастами, от младенцев до подростков, от нянчить до водить в экстремальные походы (Карелия, Урал, Крым - опыт имеется).

Делать с ними уроки? Да не вопрос бы, но школа  такая занудная! И совершенно не про Знания. А про те самые ритуалы. Демонстрация лояльности на примере выполнения заданий. Разве что сыграть в ролевую игру "инопланетянский разведчик в земной школе":)) С самой младшей (9 лет) можно. А ее сестру (14 лет) разоблачили бы, ей неинтересно:((

Вячеслав Потапов

Все это очень хорошо, что столько общих точек соприкосновения, только вот дети и родители понимают одно и то же очень по-разному

Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповСогласна. Но это обсуждаемо. А точки для входа в обсуждение несомненно имеются. Например ребенка достал контроль а родитель не хочет контролировать. Обсуждаемо ведь?
Вячеслав Потапов

Катерина, приношу извинения, это пробный комментарий. У меня проблемы со входом и комментированием

Катерина Мурашова

Добрый день! Пишет Елена из Италии.

 
Только что дочитала книгу, которая заставила меня серьезно задуматься, чему я могу научить своего подростка и стоит ли его отправлять учиться в условную "школу-интернат". 
Лоуренс Стейнберг "Переходный возраст. Не упустите момент."
 
Первый вывод. 
Критически важно научить ребенка и, потом, подростка, самоконтролю. Чтобы он снова и снова проходил "маршмеллоу тест", то есть мог потерпеть и не брать моментальный приз, чтобы потом получить больше.
 
Второй.
Взрослый особенно нужен подростку рядом, чтобы предотвратить хотя бы часть ситуаций, когда неразвитый мозг  отключается и ситуация развивается опасным образом. Такое случается, когда подросток находится в неконтролируемой взрослыми ситуации - стрессе, спешке, под давлением мнения ровесников. Понятно, что в условном "интернате" таких опасных ситуаций будет в десятки раз больше, чем при жизни в семье. 
 
Примеров в книге достаточно.
 
Интересно, что вы об этом думаете.

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваРазумеется взрослый нужен всегда. Взрослый подготовленный понимающий как устроены подростковые "опасные ситуации" пригодился бы особенно.
Катерина Мурашова

Здравствуйте. В статье "Давайте их куда-нибудь отправим"
https://snob.ru/entry/200598/
вы спрашиваете, видел ли, читал ли кто-то про подобную систему интернатов.
Ну, почему же нет?

В Мире Полудня у Стругацких именно такие интернаты описаны. В красивом месте, благоустроенные, с профессионалами в разных областях вместо учителей. Я когда в детстве читала про них - очень хотела так же.

Из современной истории - подобное построил в своей школе в Краснодарском крае М.П.Щетинин. К сожалению, школа не выдержала давления системы, а сам академик в прошлом году умер - так что, насколько я понимаю, сейчас начинание уже не действует. В судах только инициативные люди продолжают бороться.

Возможно, я не поняла ваш вопрос. Потому что ведь и в целом - это очень старая система, лишь слегка модернизированная. Все эти пансионы благородных девиц и лицеи - все школы во многих европейских странах раньше были именно такого типа в той или иной степени похожести на описанное. С религиозным уклоном, конечно. Но если его убрать - очень похоже. 

Спасибо за ваши исследования.
Елена из Санкт-Петербурга.

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваДа! Про систему интернатов из фантастики 60-80х я и сама писала в прошлом посте. Я имела в виду - здесь и сейчас этот вариант никем не рассматривается. Детей наоборот прямо по месту проживания все больше приклеивают к столу и дивану. Увы :(( никаких тебе лесных озер...
Катерина Мурашова

Здравствуйте, уважаемая Екатерина. Я Надежда из Германии.

Как-то я опрос родителей "прохлопала", а хотела бы поучавствивать, жаль...ну пока есть возможность обсуждения, напишу. Только мою "простыню" не публикуйте (в полном варианте)- не осилят люди длинные тексты. не тот контент.
Вам напишу, как есть.
1 у самое главное- я не хочу и не собираюсь моих детей никуда "сдавать")) У меня их 4ро: 21 год (студент уже), 15 лет, 10 лет и 2 года.
Мы все на "удалёнке" с марта.
Я и раньше с детьми занималась, теперь ещё больше. По вопросам:
1)я ХОЧУ и делаю уроки с моими детьми. Это им было надо и мне надо. и мне интересно! Во-первых я сравниваю советскую и немецкую системы образования. Во-вторых подходы к самостоятельному изучению темы (в СССР "прочти от сих до сих и завтра расскажи/запиши", в Германии "составьте сами команду, выбири сам с кем хочешь работать, подискутируйте, результаты представьте мне в докладе, аргументируйте"), чтение и списки для школьного чтения (СССР классика вечна "Муму", Некрасов, Пушкин...в Германии "авторами победителями в жанре детской литературы 2-3х последних лет были...мы их и изучим", темы близкие по возрасту, время в книге-близкое к нынешнему) и т.д. 
Т.е. меня увлекает разница в обучении, восприятии, подходов... и я сама люблю учиться (да, у меня красный аттестат в школе и 2 высших образования)
 
2)Я хочу , чтоб мои дети учились дома. Нет, не из-за контроля. Из-за возможностей! объясню... Это одна из детских МОИХ травм: я мечтала, проживая в Зажопинске (мааааааленький городок, нет даже на карте СССР), иметь возможность учиться в Оксфорде или Кембридже, не живя там. из дома. Потому что "свою" школу я переросла быстро и "упёрлась в потолок". В последних классах уже ходила преподавать 5-классникам, идея директора была, как найти мне применение и оставить в школе потом. Понятно, что тогда таких возможностей не было. И пока я из Зажопинска вырвалась, поучилась в столице союзной республики, потом поучилась в Германии и осела тут- прошло пол жизни :-(
сейчас есть такие возможности! "благодаря короне" их стало ещё больше! Надо видеть позитивно! Это ж здорово! Да, мы на удалёнке (по здоровью), но дети успешно учатся в гимназии, мы изучаем дополнительно английский язык с Люси из Великобритании, а ещё курсы из Лектория "Прямая Речь" из России: нам очень "зашла" биология с Колмановским и химия с Жилиным. Конечно мои дети говорят и пишут на русском.
 
3)Индивидуальное образование- огромный плюс. Мой сын (15 летний, 9й класс гимназии) не хочет возвращаться с "удалёнки". (я про учёбу, с одноклассниками встречается и гуляет конечно) Дигитальные классы у моих детей маленькие. Основная масса родителей обязательно хотят чтоб их дети ходили в школу при любом раскладе. я не понимаю, почему... Поэтому у нас в дигитальных классах по 1-5 человек. Чаще всего по 1-2. Дети занимаются с учителями, потом со мной, сами выполняют домашнюю работу. мы находим, как темы углубить и "накреативить". Дети по оценкам во всех предметах улучшились!
 
4) Воспитание. Проводим и осознанно. Мы с детьми обсуждаем все темы (политика, здоровье, образование, книги). Нет, оно само не приходит. Я подбираю книги, фильмы, истории жизни...чтоб рассказать "что вышло и что стало и почему". Я сама считаю, что дети будут иметь бОльшие возможности, чем я. Потому что у них "улучшенный" старт. С детьми нужно заниматься ( и это не запихивание в кружки, а разговоры по душам, поиск альтернативных решений, "разжевывание" ситуаций со сверстниками, обучение эмоциональному интеллекту, социальному интеллекту, правилам общества/границам и одновременно драйву и поискам себы самого/своего места в обществе). Мы со старшим сыном , например, за время школы перепробовали стоооооолько добровольных практик на предприятиях (эта профессия как выглядит изнутри? не слишком ли я её романтизирую? могу представить вот так каждый день работать?) , стоолько разных проектов (пусть и стоило нам это много, не важно. и не все проекты удались, не важно)- и ученический обмен с Вашингтоном, и поездка ученическая в Москву, и конкурсы разные, и выдумывание своего проекта, разработка первой модели и презентация его в Индии на конгрессе... Зато (к чему всё это было)- он к концу обучения уже совершенно точно знал где и чему он хочет обучаться. Выбрал, поступил, отучился и до сих пор счастлив на своём месте. (сделал бакалавриат, теперь думает о спецификации, чтоб заняться магистратурой. Пока не выбрал. Работает там же , на фирме, годик, чтоб осмотретья. Создаёт с командой водородный двигатель и счастлив).
 
5) Я хотел бы научить...
Всем пунктам! Прежде всего быть счастливым! А это значит и эмоц.интеллект, и соц.развитие, и найти себя, и выстроить гармоничные отношения... Книга "Как дети добиваются успеха" Пол Таф- там всё описано, тут не буду перечислять.
Из Ваших пунктов - кроме "не сидеть в гаджетах". Я этого не понимаю. А то что?хочется спросить. Я сидела в книгах, мои дети сидят в гаджетах. Решающе другое: в КАКИХ книгах я сидела и ЧТО ДЕЛАЮТ они в гаджетах. Меня вполне устаивает, что делают мои дети в гаджетах: учатся, общаются, развиваются. И я с ними там.Мы общаемся, мы в "друзьях" у друг друга в Фэйсбуке, я знаю их друзей и с удовольствием с ними общаюсь (иногда меня берут с собой ;-))) , мне показывают дети новые программы, я их осваиваю, мне интересно.
 
+ мои пункты "Мотивация" и "о себе":
Мотивация) карантинные дела показали себя впервые через 3 месяца. Когда я подустала развлекать (я ни разу не аниматор) и дети подустали учиться, стараться. Показались первые "а зачем всё это?" и "надоело".. тогда я поняла, что увещеваниями и заставлениями я ничего не добъюсь. это никогда не работало. а выходить/ поехать в отпуск нет возможностей. Я пошла"другим путём"= я устроилась онлайн на курсы повышения квалификации (г.Ляпциг, онлайн полностью), а по их окончанию на практику (г.Женева, онлайн). И мне есть куда выходить после декрета-  на более интересную работу. И дети сами по себе замотивировались и подтянулись. Мама ж делает домашние задания, сдаёт вовремя и в лекциях онлайн сидит, они иногда присутствуют)))
О себе) Мне 43, в данный момент в декрете с младшим (2 года сыну), в 3 он пойдёт в садик, а я ищу работу новую уже сейчас)) мне нравится новая деятельность. До декрета работала и буду работать. 
С уважением Надежда
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваНадежда, спасибо за подробный вдумчивый комментарий. Сноб отличается от многих других площадок тем, что здешние читатели осиливают длинные тексты и думают над ними :)))
Катерина Мурашова

Пишет Ольга из Германии

 
Здравствуйте, Катерина! Вы писали « Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов... — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда.»

Наверное, вам это уже написали. Не может быть чтобы вы не слышали. Это старая система интернатов в Европе. И раньше и сейчас более-менее состоятельные семьи отправляют подростков в загородные закрытые интернаты. Английские и швейцарские особенно известны, в литературе и кино их часто упоминают. Эта система действует и сейчас. 
 

с уважением, Ольга 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваДа, Ольга, разумеется. "Общество мертвых поэтов" один из моих любимых фильмов :)) Но во первых у нас в России этого нет, а во вторых речь идет о запросе не той прослойки детей и родителей, которые отправляют своих детей в швейцарские элитные интернаты. Да и по содержанию мне показалось это скорее ближе действительно к хоггвардсу и Стругацким чем к упомянутому фильму.;)
Катерина Мурашова

День добрый! А может, это просто некая «усталость» со стороны родителей, потому что дети с ними постоянно и выбора нет? А если реально дети начнут уезжать в образовательные учреждения, то родители тут же начнут скучать и захотят вернуть детей к себе и больше надолго не отпускать? 

Ульяна, Калуга 
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваУльяна, вполне может быть. Но не попробовав не узнаешь ;))
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Есть такой расхожий стереотип: ни один ребенок не хочет идти в школу. Однако недавний опрос самих детей показал, что это совсем не так: тяга к социализации и воспитанию никуда у школьников не исчезла
Катерина Мурашова
Даже если вашему ребенку поставил диагноз психиатр, это еще не окончательный приговор. Всегда остается надежда на его достойную жизнь в обществе, главное — попытаться найти правильный ключ к его восприятию этого мира
Катерина Мурашова
Главный принцип воспитания — не врать ни себе, ни ребенку — был актуален вчера, остается таковым сегодня и вряд ли изменится во всех последующих поколениях