Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

Большинство родителей не хочет не только учить своих детей самостоятельно, но даже делать с ними уроки. А что касается подростков, то и здесь родительское мнение почти единодушно: всех в интернат! С чем все это связано?
23 ноября 2020 11:26
Иллюстрация: Veronchikchik

После того как я опросила детей и подростков, как они хотели бы учиться и воспитываться, было бы несправедливо не расспросить о том же и их родителей.

Я так и сделала. 

Всего я опросила 57 взрослых: 19 отцов и 38 матерей. Прошу прощения за гендерный перекос, но так уж получилось, отцы у меня в меньшей доступности.

Со значительной частью родителей я беседовала устно — офлайн или по скайпу. 18 родителей ответили на мои вопросы письменно.

Географический разброс получился большой: помимо петербуржцев и россиян у меня были родители из Финляндии, Кипра, Бельгии, Франции, Англии и Литвы (все, разумеется, русскоязычные), а также из Челябинска, Костромы, Новосибирска, Пензенской области, Москвы, Владивостока и Ангарска.

Если детей и подростков я опрашивала в довольно узкой возрастной категории — от 10 до 16 лет, то взрослые вошли в опрос с самым разным родительским стажем: самому младшему их ребенку было 9 месяцев, а самому старшему 20 лет.

Сразу признаюсь в двух совершенно некорректных вещах. Я конспективно знакомила родителей с общими (среднестатистическими) результатами уже состоявшегося к тому времени опроса детей и подростков на тему воспитания-образования. И констатировала тот несомненный факт, что люди в беседе со знакомыми им фигурами стараются давать «общественно приемлемые» ответы, и буквально умоляла их мне в своих ответах не врать. Я клялась, что никто и никогда не узнает от меня их конкретного личного мнения и не сможет его с ними связать,  ссылалась на 30 лет своей практики и уверяла, что я и сама его забуду буквально на следующий день после публикации этого материала.

Конечно, к строгой науке такая «подготовительная работа» никакого отношения не имеет. Но ведь я преследовала совершенно другие цели. Мне хотелось просто услышать, что реально думает и чувствует по этому животрепещущему вопросу другая сторона детско-родительского тандема. И результаты получились совершенно, на мой взгляд, чудесными.

Первое. Среди опрошенных не нашлось ни одного родителя, который хотел бы делать со своими детьми уроки. И даже их проверять. При этом делают или проверяют 49 из 57. На мой резонный вопрос «зачем?» ответы стандартные: «они сами не справятся», «школа требует», «программы ужасные»; ответы честные: «я ему не доверяю», «я боюсь, что он окажется в худших», «у меня невроз ее уроков».

Второе. Где бы вы хотели, чтобы учился ваш ребенок? 

Никто не хочет, чтобы дети учились только дома. У трех родителей был опыт домашнего обучения детей (вне карантина). Он оказался не слишком удачным. 21 родитель хочет, чтобы дети сочетали школьное и домашнее образование. Один родитель хочет, чтобы дети учились «прямо у жизни», и еще один — «на производстве». 

Третье. Индивидуализированное образование, о котором в последнее время языки и пальцы стерли, разговаривая и описывая.

Лейтмотив опрошенных родителей: «Я не замечаю что-то, если честно, чтобы они были уж такие индивидуализированные. Это скорее родители напрягаются и выкобениваются: “Ах, ах, посмотрите, он у меня такой особенный”. А так-то они все по преимуществу очень похожи на других своих сверстников — говорят приблизительно об одном и том же, одним и тем же интересуются, об одном и том же переживают».

Однако все родители младших детей (до 11 лет) считают, что ребенок должен воспитываться в семье.

С подростками все не так однозначно.

«Если бы я точно знал, что там не научат плохому, порядочные люди, нормальные условия и приличное образование, то да — я бы совсем не против его куда-нибудь отправить. Говорите, они хотят жить в лесу у озера? Отправил бы. Лет до 16–17 точно».

С теми или иными вариациями это подтвердили 22 человека (всего родителей подростков 37). 

В дискуссии к прошлому тексту обсуждалась версия, что дети хотят фактически в интернаты, потому что начитались книг о Хогвартсе. Хорошо, чего начитались их родители?

Вы понимаете, что у нас получается?

Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов, отправляем туда гуманистически ориентированных профессионалов из разных областей с большой зарплатой в качестве учителей — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда. А получается, что есть общественный запрос. Причем с обеих сторон.

Четвертое. Про воспитание. 31 родитель считает, что никакое особое воспитание вообще не нужно — ребенок просто каждый день живет в семье и обществе и впитывает их нормы, правила и обычаи. 20 родителей полагают, что с ребенком нужно регулярно проводить «воспитательные беседы», объясняя ему, что как устроено и что такое хорошо, а что такое плохо.

Мой вопрос: А вы проводите?

Ответ: Да. Только он не слушает, к сожалению.

Шесть родителей думают, что ребенку нужно не только дать возможность наблюдать жизнь, но и объяснять собственные (родительские) поступки, по возможности — поступки окружающих и побуждать ребенка анализировать причины и последствия его собственных деяний. Это и есть воспитание.

Пятое. Я бы хотел в процессе воспитания научить своего ребенка…

  • любить
  • дружить
  • отстаивать собственное мнение
  • слышать других
  • с уважением относиться к природе
  • прислушиваться к опыту старших
  • как отыскать свое место в жизни
  • выживать наперекор обстоятельствам
  • ценить те возможности, которые ему даются
  • хоть чему-нибудь (шесть одинаковых ответов)
  • учиться
  • иностранным языкам (12 одинаковых ответов)
  • сочувствию и состраданию (пять одинаковых ответов)
  • эмпатии (семь одинаковых ответов)

У меня сложилось четкое ощущение, что родители говорили о разном. Те, чьи ответы попали в первую часть списка — что-то такое в духе классической русской литературы XIX века. Те, чьи ответы в списке ниже — что-то такое в духе «упражнения для развития эмоционального интеллекта у ваших детей» на популярном психологическом сайте.

  • не сидеть в гаджетах (много одинаковых ответов)
  • ценить реальный мир и реальное общение
  • читать книги
  • чередовать работу и развлечения
  • быть счастливым 

Если посмотреть аналогичный список в предыдущем посте, то мы сразу увидим, что точек «воспитательного соприкосновения» у современных родителей и современных детей на удивление много. И мне кажется, что на перспективу это внушает осторожный оптимизм.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
14 комментариев
Светлана  Горченко
Интернаты

Легенда нашей семьи...

муж с 14 своих лет - физико-математическая Школа-интернат при ЛГУ (1968-1971), обе дочки, зять, множество друзей и знакомых из разных поколений... Я им всем завидовала всегда:))

А из пятерых внуков никто. Четверо старших уже этот возраст проехали. Даже тень желания ни у кого ни разу не мелькнула.

Мечтают о домашнем обучении. Но это не более чем мечта не вылезать из пижамы и гаджетов.

Я с детства разделяла достаточно четко образование (оно для меня всегда было САМОобразованием) и отбытие повинности в виде исполнения воспитательных ритуалов (тут важно было умело увернуться и уцелеть - всё!). А у моих близких "Хогвартс" был! 

Почему младшее поколение ни САМО, ни Хогвартс - непонятно. При этом самая старшая внучка (22 года) - педагог прирожденный, с любыми возрастами, от младенцев до подростков, от нянчить до водить в экстремальные походы (Карелия, Урал, Крым - опыт имеется).

Делать с ними уроки? Да не вопрос бы, но школа  такая занудная! И совершенно не про Знания. А про те самые ритуалы. Демонстрация лояльности на примере выполнения заданий. Разве что сыграть в ролевую игру "инопланетянский разведчик в земной школе":)) С самой младшей (9 лет) можно. А ее сестру (14 лет) разоблачили бы, ей неинтересно:((

Вячеслав Потапов

Все это очень хорошо, что столько общих точек соприкосновения, только вот дети и родители понимают одно и то же очень по-разному

Катерина Мурашова
Вячеслав ПотаповСогласна. Но это обсуждаемо. А точки для входа в обсуждение несомненно имеются. Например ребенка достал контроль а родитель не хочет контролировать. Обсуждаемо ведь?
Вячеслав Потапов

Катерина, приношу извинения, это пробный комментарий. У меня проблемы со входом и комментированием

Катерина Мурашова

Добрый день! Пишет Елена из Италии.

 
Только что дочитала книгу, которая заставила меня серьезно задуматься, чему я могу научить своего подростка и стоит ли его отправлять учиться в условную "школу-интернат". 
Лоуренс Стейнберг "Переходный возраст. Не упустите момент."
 
Первый вывод. 
Критически важно научить ребенка и, потом, подростка, самоконтролю. Чтобы он снова и снова проходил "маршмеллоу тест", то есть мог потерпеть и не брать моментальный приз, чтобы потом получить больше.
 
Второй.
Взрослый особенно нужен подростку рядом, чтобы предотвратить хотя бы часть ситуаций, когда неразвитый мозг  отключается и ситуация развивается опасным образом. Такое случается, когда подросток находится в неконтролируемой взрослыми ситуации - стрессе, спешке, под давлением мнения ровесников. Понятно, что в условном "интернате" таких опасных ситуаций будет в десятки раз больше, чем при жизни в семье. 
 
Примеров в книге достаточно.
 
Интересно, что вы об этом думаете.

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваРазумеется взрослый нужен всегда. Взрослый подготовленный понимающий как устроены подростковые "опасные ситуации" пригодился бы особенно.
Катерина Мурашова

Здравствуйте. В статье "Давайте их куда-нибудь отправим"
https://snob.ru/entry/200598/
вы спрашиваете, видел ли, читал ли кто-то про подобную систему интернатов.
Ну, почему же нет?

В Мире Полудня у Стругацких именно такие интернаты описаны. В красивом месте, благоустроенные, с профессионалами в разных областях вместо учителей. Я когда в детстве читала про них - очень хотела так же.

Из современной истории - подобное построил в своей школе в Краснодарском крае М.П.Щетинин. К сожалению, школа не выдержала давления системы, а сам академик в прошлом году умер - так что, насколько я понимаю, сейчас начинание уже не действует. В судах только инициативные люди продолжают бороться.

Возможно, я не поняла ваш вопрос. Потому что ведь и в целом - это очень старая система, лишь слегка модернизированная. Все эти пансионы благородных девиц и лицеи - все школы во многих европейских странах раньше были именно такого типа в той или иной степени похожести на описанное. С религиозным уклоном, конечно. Но если его убрать - очень похоже. 

Спасибо за ваши исследования.
Елена из Санкт-Петербурга.

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваДа! Про систему интернатов из фантастики 60-80х я и сама писала в прошлом посте. Я имела в виду - здесь и сейчас этот вариант никем не рассматривается. Детей наоборот прямо по месту проживания все больше приклеивают к столу и дивану. Увы :(( никаких тебе лесных озер...
Катерина Мурашова

Здравствуйте, уважаемая Екатерина. Я Надежда из Германии.

Как-то я опрос родителей "прохлопала", а хотела бы поучавствивать, жаль...ну пока есть возможность обсуждения, напишу. Только мою "простыню" не публикуйте (в полном варианте)- не осилят люди длинные тексты. не тот контент.
Вам напишу, как есть.
1 у самое главное- я не хочу и не собираюсь моих детей никуда "сдавать")) У меня их 4ро: 21 год (студент уже), 15 лет, 10 лет и 2 года.
Мы все на "удалёнке" с марта.
Я и раньше с детьми занималась, теперь ещё больше. По вопросам:
1)я ХОЧУ и делаю уроки с моими детьми. Это им было надо и мне надо. и мне интересно! Во-первых я сравниваю советскую и немецкую системы образования. Во-вторых подходы к самостоятельному изучению темы (в СССР "прочти от сих до сих и завтра расскажи/запиши", в Германии "составьте сами команду, выбири сам с кем хочешь работать, подискутируйте, результаты представьте мне в докладе, аргументируйте"), чтение и списки для школьного чтения (СССР классика вечна "Муму", Некрасов, Пушкин...в Германии "авторами победителями в жанре детской литературы 2-3х последних лет были...мы их и изучим", темы близкие по возрасту, время в книге-близкое к нынешнему) и т.д. 
Т.е. меня увлекает разница в обучении, восприятии, подходов... и я сама люблю учиться (да, у меня красный аттестат в школе и 2 высших образования)
 
2)Я хочу , чтоб мои дети учились дома. Нет, не из-за контроля. Из-за возможностей! объясню... Это одна из детских МОИХ травм: я мечтала, проживая в Зажопинске (мааааааленький городок, нет даже на карте СССР), иметь возможность учиться в Оксфорде или Кембридже, не живя там. из дома. Потому что "свою" школу я переросла быстро и "упёрлась в потолок". В последних классах уже ходила преподавать 5-классникам, идея директора была, как найти мне применение и оставить в школе потом. Понятно, что тогда таких возможностей не было. И пока я из Зажопинска вырвалась, поучилась в столице союзной республики, потом поучилась в Германии и осела тут- прошло пол жизни :-(
сейчас есть такие возможности! "благодаря короне" их стало ещё больше! Надо видеть позитивно! Это ж здорово! Да, мы на удалёнке (по здоровью), но дети успешно учатся в гимназии, мы изучаем дополнительно английский язык с Люси из Великобритании, а ещё курсы из Лектория "Прямая Речь" из России: нам очень "зашла" биология с Колмановским и химия с Жилиным. Конечно мои дети говорят и пишут на русском.
 
3)Индивидуальное образование- огромный плюс. Мой сын (15 летний, 9й класс гимназии) не хочет возвращаться с "удалёнки". (я про учёбу, с одноклассниками встречается и гуляет конечно) Дигитальные классы у моих детей маленькие. Основная масса родителей обязательно хотят чтоб их дети ходили в школу при любом раскладе. я не понимаю, почему... Поэтому у нас в дигитальных классах по 1-5 человек. Чаще всего по 1-2. Дети занимаются с учителями, потом со мной, сами выполняют домашнюю работу. мы находим, как темы углубить и "накреативить". Дети по оценкам во всех предметах улучшились!
 
4) Воспитание. Проводим и осознанно. Мы с детьми обсуждаем все темы (политика, здоровье, образование, книги). Нет, оно само не приходит. Я подбираю книги, фильмы, истории жизни...чтоб рассказать "что вышло и что стало и почему". Я сама считаю, что дети будут иметь бОльшие возможности, чем я. Потому что у них "улучшенный" старт. С детьми нужно заниматься ( и это не запихивание в кружки, а разговоры по душам, поиск альтернативных решений, "разжевывание" ситуаций со сверстниками, обучение эмоциональному интеллекту, социальному интеллекту, правилам общества/границам и одновременно драйву и поискам себы самого/своего места в обществе). Мы со старшим сыном , например, за время школы перепробовали стоооооолько добровольных практик на предприятиях (эта профессия как выглядит изнутри? не слишком ли я её романтизирую? могу представить вот так каждый день работать?) , стоолько разных проектов (пусть и стоило нам это много, не важно. и не все проекты удались, не важно)- и ученический обмен с Вашингтоном, и поездка ученическая в Москву, и конкурсы разные, и выдумывание своего проекта, разработка первой модели и презентация его в Индии на конгрессе... Зато (к чему всё это было)- он к концу обучения уже совершенно точно знал где и чему он хочет обучаться. Выбрал, поступил, отучился и до сих пор счастлив на своём месте. (сделал бакалавриат, теперь думает о спецификации, чтоб заняться магистратурой. Пока не выбрал. Работает там же , на фирме, годик, чтоб осмотретья. Создаёт с командой водородный двигатель и счастлив).
 
5) Я хотел бы научить...
Всем пунктам! Прежде всего быть счастливым! А это значит и эмоц.интеллект, и соц.развитие, и найти себя, и выстроить гармоничные отношения... Книга "Как дети добиваются успеха" Пол Таф- там всё описано, тут не буду перечислять.
Из Ваших пунктов - кроме "не сидеть в гаджетах". Я этого не понимаю. А то что?хочется спросить. Я сидела в книгах, мои дети сидят в гаджетах. Решающе другое: в КАКИХ книгах я сидела и ЧТО ДЕЛАЮТ они в гаджетах. Меня вполне устаивает, что делают мои дети в гаджетах: учатся, общаются, развиваются. И я с ними там.Мы общаемся, мы в "друзьях" у друг друга в Фэйсбуке, я знаю их друзей и с удовольствием с ними общаюсь (иногда меня берут с собой ;-))) , мне показывают дети новые программы, я их осваиваю, мне интересно.
 
+ мои пункты "Мотивация" и "о себе":
Мотивация) карантинные дела показали себя впервые через 3 месяца. Когда я подустала развлекать (я ни разу не аниматор) и дети подустали учиться, стараться. Показались первые "а зачем всё это?" и "надоело".. тогда я поняла, что увещеваниями и заставлениями я ничего не добъюсь. это никогда не работало. а выходить/ поехать в отпуск нет возможностей. Я пошла"другим путём"= я устроилась онлайн на курсы повышения квалификации (г.Ляпциг, онлайн полностью), а по их окончанию на практику (г.Женева, онлайн). И мне есть куда выходить после декрета-  на более интересную работу. И дети сами по себе замотивировались и подтянулись. Мама ж делает домашние задания, сдаёт вовремя и в лекциях онлайн сидит, они иногда присутствуют)))
О себе) Мне 43, в данный момент в декрете с младшим (2 года сыну), в 3 он пойдёт в садик, а я ищу работу новую уже сейчас)) мне нравится новая деятельность. До декрета работала и буду работать. 
С уважением Надежда
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваНадежда, спасибо за подробный вдумчивый комментарий. Сноб отличается от многих других площадок тем, что здешние читатели осиливают длинные тексты и думают над ними :)))
Катерина Мурашова

Пишет Ольга из Германии

 
Здравствуйте, Катерина! Вы писали « Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов... — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда.»

Наверное, вам это уже написали. Не может быть чтобы вы не слышали. Это старая система интернатов в Европе. И раньше и сейчас более-менее состоятельные семьи отправляют подростков в загородные закрытые интернаты. Английские и швейцарские особенно известны, в литературе и кино их часто упоминают. Эта система действует и сейчас. 
 

с уважением, Ольга 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваДа, Ольга, разумеется. "Общество мертвых поэтов" один из моих любимых фильмов :)) Но во первых у нас в России этого нет, а во вторых речь идет о запросе не той прослойки детей и родителей, которые отправляют своих детей в швейцарские элитные интернаты. Да и по содержанию мне показалось это скорее ближе действительно к хоггвардсу и Стругацким чем к упомянутому фильму.;)
Катерина Мурашова

День добрый! А может, это просто некая «усталость» со стороны родителей, потому что дети с ними постоянно и выбора нет? А если реально дети начнут уезжать в образовательные учреждения, то родители тут же начнут скучать и захотят вернуть детей к себе и больше надолго не отпускать? 

Ульяна, Калуга 
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваУльяна, вполне может быть. Но не попробовав не узнаешь ;))
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Есть такой расхожий стереотип: ни один ребенок не хочет идти в школу. Однако недавний опрос самих детей показал, что это совсем не так: тяга к социализации и воспитанию никуда у школьников не исчезла
Катерина Мурашова
Даже если вашему ребенку поставил диагноз психиатр, это еще не окончательный приговор. Всегда остается надежда на его достойную жизнь в обществе, главное — попытаться найти правильный ключ к его восприятию этого мира
Катерина Мурашова
Главный принцип воспитания — не врать ни себе, ни ребенку — был актуален вчера, остается таковым сегодня и вряд ли изменится во всех последующих поколениях