Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

После того как я опросила детей и подростков, как они хотели бы учиться и воспитываться, было бы несправедливо не расспросить о том же и их родителей.

Я так и сделала. 

Всего я опросила 57 взрослых: 19 отцов и 38 матерей. Прошу прощения за гендерный перекос, но так уж получилось, отцы у меня в меньшей доступности.

Со значительной частью родителей я беседовала устно — офлайн или по скайпу. 18 родителей ответили на мои вопросы письменно.

Географический разброс получился большой: помимо петербуржцев и россиян у меня были родители из Финляндии, Кипра, Бельгии, Франции, Англии и Литвы (все, разумеется, русскоязычные), а также из Челябинска, Костромы, Новосибирска, Пензенской области, Москвы, Владивостока и Ангарска.

Если детей и подростков я опрашивала в довольно узкой возрастной категории — от 10 до 16 лет, то взрослые вошли в опрос с самым разным родительским стажем: самому младшему их ребенку было 9 месяцев, а самому старшему 20 лет.

Сразу признаюсь в двух совершенно некорректных вещах. Я конспективно знакомила родителей с общими (среднестатистическими) результатами уже состоявшегося к тому времени опроса детей и подростков на тему воспитания-образования. И констатировала тот несомненный факт, что люди в беседе со знакомыми им фигурами стараются давать «общественно приемлемые» ответы, и буквально умоляла их мне в своих ответах не врать. Я клялась, что никто и никогда не узнает от меня их конкретного личного мнения и не сможет его с ними связать,  ссылалась на 30 лет своей практики и уверяла, что я и сама его забуду буквально на следующий день после публикации этого материала.

Конечно, к строгой науке такая «подготовительная работа» никакого отношения не имеет. Но ведь я преследовала совершенно другие цели. Мне хотелось просто услышать, что реально думает и чувствует по этому животрепещущему вопросу другая сторона детско-родительского тандема. И результаты получились совершенно, на мой взгляд, чудесными.

Первое. Среди опрошенных не нашлось ни одного родителя, который хотел бы делать со своими детьми уроки. И даже их проверять. При этом делают или проверяют 49 из 57. На мой резонный вопрос «зачем?» ответы стандартные: «они сами не справятся», «школа требует», «программы ужасные»; ответы честные: «я ему не доверяю», «я боюсь, что он окажется в худших», «у меня невроз ее уроков».

Второе. Где бы вы хотели, чтобы учился ваш ребенок? 

Никто не хочет, чтобы дети учились только дома. У трех родителей был опыт домашнего обучения детей (вне карантина). Он оказался не слишком удачным. 21 родитель хочет, чтобы дети сочетали школьное и домашнее образование. Один родитель хочет, чтобы дети учились «прямо у жизни», и еще один — «на производстве». 

Третье. Индивидуализированное образование, о котором в последнее время языки и пальцы стерли, разговаривая и описывая.

Лейтмотив опрошенных родителей: «Я не замечаю что-то, если честно, чтобы они были уж такие индивидуализированные. Это скорее родители напрягаются и выкобениваются: “Ах, ах, посмотрите, он у меня такой особенный”. А так-то они все по преимуществу очень похожи на других своих сверстников — говорят приблизительно об одном и том же, одним и тем же интересуются, об одном и том же переживают».

Однако все родители младших детей (до 11 лет) считают, что ребенок должен воспитываться в семье.

С подростками все не так однозначно.

«Если бы я точно знал, что там не научат плохому, порядочные люди, нормальные условия и приличное образование, то да — я бы совсем не против его куда-нибудь отправить. Говорите, они хотят жить в лесу у озера? Отправил бы. Лет до 16–17 точно».

С теми или иными вариациями это подтвердили 22 человека (всего родителей подростков 37). 

В дискуссии к прошлому тексту обсуждалась версия, что дети хотят фактически в интернаты, потому что начитались книг о Хогвартсе. Хорошо, чего начитались их родители?

Вы понимаете, что у нас получается?

Строим вместо части городских школ систему лесных образовательно-трудовых интернатов, отправляем туда гуманистически ориентированных профессионалов из разных областей с большой зарплатой в качестве учителей — и значительная часть родителей радостно избавляется от своих подростков, забирая их иногда на каникулы и выходные.

Вы когда-нибудь о таком слышали? Читали? Даже в качестве гипотезы? Я — никогда. А получается, что есть общественный запрос. Причем с обеих сторон.

Четвертое. Про воспитание. 31 родитель считает, что никакое особое воспитание вообще не нужно — ребенок просто каждый день живет в семье и обществе и впитывает их нормы, правила и обычаи. 20 родителей полагают, что с ребенком нужно регулярно проводить «воспитательные беседы», объясняя ему, что как устроено и что такое хорошо, а что такое плохо.

Мой вопрос: А вы проводите?

Ответ: Да. Только он не слушает, к сожалению.

Шесть родителей думают, что ребенку нужно не только дать возможность наблюдать жизнь, но и объяснять собственные (родительские) поступки, по возможности — поступки окружающих и побуждать ребенка анализировать причины и последствия его собственных деяний. Это и есть воспитание.

Пятое. Я бы хотел в процессе воспитания научить своего ребенка…

  • любить
  • дружить
  • отстаивать собственное мнение
  • слышать других
  • с уважением относиться к природе
  • прислушиваться к опыту старших
  • как отыскать свое место в жизни
  • выживать наперекор обстоятельствам
  • ценить те возможности, которые ему даются
  • хоть чему-нибудь (шесть одинаковых ответов)
  • учиться
  • иностранным языкам (12 одинаковых ответов)
  • сочувствию и состраданию (пять одинаковых ответов)
  • эмпатии (семь одинаковых ответов)

У меня сложилось четкое ощущение, что родители говорили о разном. Те, чьи ответы попали в первую часть списка — что-то такое в духе классической русской литературы XIX века. Те, чьи ответы в списке ниже — что-то такое в духе «упражнения для развития эмоционального интеллекта у ваших детей» на популярном психологическом сайте.

  • не сидеть в гаджетах (много одинаковых ответов)
  • ценить реальный мир и реальное общение
  • читать книги
  • чередовать работу и развлечения
  • быть счастливым 

Если посмотреть аналогичный список в предыдущем посте, то мы сразу увидим, что точек «воспитательного соприкосновения» у современных родителей и современных детей на удивление много. И мне кажется, что на перспективу это внушает осторожный оптимизм.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь