Фото: Kirsty Wigglesworth/AP/TASS
Фото: Kirsty Wigglesworth/AP/TASS

Интервью Гарри и Меган — bombshell, разорвавшаяся бомба. Этот «взрыв» вскрыл накопившиеся за годы и десятилетия противоречия, причем не только внутри королевской семьи, но и в британском обществе. Разговор пары с Опрой Уинфри стал последней каплей, переполнившей чашу, на передний план вышли острые болезненные вопросы, касающиеся и политического устройства, и кризиса культурной идентификации, и классовых предрассудков, и подспудного расизма. Происходящее сейчас в стране можно назвать «холодной гражданской войной». К счастью, у людей нет оружия, и всю свою ненависть они выплескивают в социальные сети. С одной стороны, да, монархия — важнейший институт, аналогов которому в мире нет, а с другой — не стала ли она анахронизмом? Раньше Корона спасала Британию от серьезных революционных потрясений, помогала государству и людям приспосабливаться к переменам, но не закончилось ли это благословенное время? Вот что сейчас обсуждают в соцсетях.

Почти 50% британцев осуждают поступок Гарри и Меган. Символ и лидер борьбы против герцогини — по-своему талантливый и яркий Пирс Морган, ведущий утренней программы Good morning Britain. Он написал, что интервью — позорное предательство королевы и королевской семьи, отвратительная эгоистическая чушь. Со схожей риторикой выступили и газеты, которые вышли с заголовками «Дворец в смятении после обвинений в расизме», «Худший кризис монархии за последние 85 лет», «Кто же расист в королевской семье?».  

Фото: West Roxbury/EPA-EFE
Фото: West Roxbury/EPA-EFE

В правом издании Daily Telegraph на первой полосе появился материал о президенте Джо Байдене, якобы поддержавшем Меган, хотя на самом деле его публичная поддержка касалась только одного небольшого фрагмента интервью, где герцогиня говорила о своих психологических проблемах и суицидальных мыслях. Президент США считает, что откровенный разговор на такие темы требует особой отваги. Газета же преподнесла дело так, будто американский лидер чуть ли не присоединился к нападкам на королевскую семью. Читатели могут сделать вывод: Байден — враг британской монархии, а значит, и самого Соединенного Королевства. Ясно, что эта публикация — не для американцев, а для британцев, и речь идет о жесткой внутриполитической борьбе между либералами и националистами-популистами. Среди читателей Daily Telegraph много поклонников Трампа, соответственно, работает принцип: вот видите, враг Дональда оказался нашим врагом, и, следовательно, наши либералы, поддерживающие хозяина Белого дома, враги монархии и государственности. Это лишь одна из многочисленных иллюстраций того, в какой степени интервью Гарри и Меган стало фактором внутриполитической борьбы. 

Чужаки при дворе

После интервью некоторые снова начали сравнивать Меган и принцессу Диану. Но мне кажется, что такое сравнение не совсем корректно. Они разные: Меган — состоявшаяся голливудская звезда, миллионер, а Диана, в момент своего бракосочетания с Чарльзом, — наивная девочка без высшего образования и всякого знания жизни. Коллеги Меган говорят, что она — очень сильный человек, с железной волей, ее ничто не способно сломать, а Диану жизнь во дворце сломала. Но есть и очень важное общее обстоятельство: обе принцессы были во дворце чужаками, попавшими в среду, к которой они заведомо не могли приспособиться. 

В свое время знаменитое интервью принцессы Дианы, которое она дала программе Panorama ВВС, было, пожалуй, еще большей «бомбой». Тогда, в 1995 году, начались разговоры о том, что королевская семья как институт устарела, отстала от жизни. Но кое-какие выводы для себя Корона с тех пор все же сделала. Ведь трагедия принцессы Дианы началась с того, что принцу Чарльзу не позволили жениться на любимой женщине и заставили искать «более подходящую пару». Это сделало его глубоко несчастным человеком, вольно или невольно вымещавшим свои фрустрации и раздражение на молодой наивной жене. Своей трагической гибелью леди Ди потрясла семью и заставила ее отказаться от излишне жестких, формальных требований в матримониальных делах — наследник престола смог преспокойно жениться на Камилле. 

Фото: Tim Graham Photo Library via Getty Images
Фото: Tim Graham Photo Library via Getty Images

Происходят и другие изменения, большие и малые, например, женщин наконец-то приравняли к мужчинам в праве наследования трона. Поэтому я не согласен с либеральным флангом британского общества, представители которого сейчас пишут в соцсетях, что со времен Дианы ничего не изменилось, что королевская семья по-прежнему не сочувствуют тем, кому тяжело дается жизнь в золоченой клетке. Но на самом деле история Меган была обречена на плохой конец. Она изначально не годилась на роль члена королевской семьи, потому что это тяжкая, трудно выносимая работа. Королевичи не имеют права на проявление эмоций, от них требуется так называемая «жесткая верхняя губа» и постоянная публичная улыбка. Только те, кто готов фанатично посвятить всю свою жизнь служению трону и монархии, способны это вынести. Меган же была шокирована тем, что у нее сразу после свадьбы отобрали паспорт, ключи, водительские права — герцогиня стала заключенной этой роскошной «тюрьмы» с довольно строгим режимом. Американка думала, что это будет продолжение ее голливудской жизни, что она будет как бы играть роль принцессы, но действительность оказалась совсем другой. Будучи уже зрелым, состоявшимся и успешным человеком, она не собиралась учиться и меняться. Это привело к взаимной ненависти: преданный своему делу бюрократический аппарат королевской семьи ее не принял, помощники часто не могли скрыть неприязни к «самозванке», в ответ принцесса позволяла грубость по отношению к ним, а они нередко намеренно допускали утечки, появлявшиеся затем часто в искаженном виде на страницах бульварной прессы. Ну а газетчики, похоже, просто возненавидели Меган, стали вести дело к тому, чтобы выпихнуть «чужака» из семьи и из Британии. Они практически преуспели, но неожиданно принц Гарри предпочел покинуть двор и страну вместе со своей женой. 

Фото: Frank Augstein/AP/TASS
Фото: Frank Augstein/AP/TASS

Одна странная британская семья

Десятилетиями Корона была неприкасаема — люди, привыкшие ругать правительство, не позволяли себе выпадов против монархии. Особенно высоким, уникальным авторитетом пользуется Елизавета II. Можно предположить, что интервью нанесло монархии немалый ущерб. При этом главное испытание для нее еще впереди, потому что правление Ее Величества не вечно, а значит, в обозримом будущем надо ждать смены монарха. Наследник принц Чарльз не очень популярен. Его подозревают в черствости и эгоизме. Когда он взойдет на престол, ему могут припомнить и гибель затравленной леди Ди, и предполагаемый отказ помочь в трудной ситуации собственному сыну. Но уже сейчас республиканское движение, хоть пока и не очень большое, снова заговорило о том, что монархия — дорогостоящий архаичный институт, которому нет места в современном обществе. Республиканцы уверены: интервью и весь скандал вокруг принца Гарри и Меган доказывает, что пришла пора как можно скорее покончить с этим замшелым институтом и наконец-то прекратить тратить колоссальные деньги на содержание одной странной семьи. 

Готова ли монархия в XXI веке к серьезной трансформации — неизвестно, но это очень важный вопрос. Пока королевский аппарат больше размышляет над тем, как ответить на интервью, опровергнуть «домыслы». Но им стоило бы задуматься о другом — о поиске новых форм взаимодействия с обществом и роли монархии. Нужно гибко адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам. В прошлом Корона не так уж плохо с этим справлялась, посмотрим, как ей это удастся в будущем.

 

Страна, затаив дыхание, ждала: как же ответят королева и дворец на интервью? Изменят ли они вековому принципу: «Никогда не жалуйся и никогда на объясняй». Ходят слухи, что аппаратчики поначалу подготовили довольно жесткий ответ, дающий отпор «инсинуациям» и, в частности, категорически опровергающий наличие расистских предрассудков среди членов августейшего семейства. Но, если верить соцсетям, королева наложила на такой текст «вето» и попросила составить нечто куда более спокойное, рассудительное и даже дружелюбное. В заявлении Букингемского дворца важно каждое слово. Поэтому прежде всего в нем говорится об «огорчении», которое испытала «вся семья», узнав, насколько трудными были последние годы для Гарри и Меган. Не раздражение, не обида, не гнев — нет, только огорчение. Причем обратите внимание — «вся семья». В этом обороте есть скрытое опровержение: нет, дескать, у принца и принцессы в семье недоброжелателей. Подчеркивается, что поднятые в интервью вопросы, особенно в том, что касается расизма, вызывают беспокойство. Обещано, что с ними семья разберется — но не публичным, а частным образом. Любимая, неизменная фраза самой королевы в конце: «Гарри, Меган и их сын Арчи навсегда остаются членами семьи, которых очень любят». Но есть еще одна многозначительная, как бы невзначай вставленная в заявление фраза: «Воспоминания разных людей могут быть разными». Некоторые увидели в ней намек на то, что утверждения, сделанные в интервью, могут быть и неточными, ставшими, например, результатом непонимания и недоразумения. Тонко и даже блестяще. Но владение особым искусством составления подобных мудрых текстов само по себе не убережет монархию от серьезных проблем. 

P. S. Когда этот текст готовился к печати, пришло сообщение: Пирс Морган, тот самый знаменитый журналист и один из главных обличителей и гонителей Меган, подал в отставку с должности ведущего утренней телепрограммы ITV. Он вынужден был сделать это после того, как за один день была зарегистрирована 41 тысяча жалоб на резкость и грубость его выпадов в адрес принцессы и принца. Как видно, у Гарри и Меган достаточно много защитников. Ну, и последние новости от социологов: молодежь и британцы младше 49 лет смотрят на скандальную ситуацию иначе, чем старшее поколение. Большинство молодых поддерживают принца и герцогиню. Этот факт королевская семья должна взять на заметку. Конечно, если она всерьез думает о своем будущем.

Вам может быть интересно: