Все новости
Редакционный материал

Фильмы, которые нужно слушать, а не смотреть: лучшие саундтреки лент с изъяном

Рост стриминговых сервисов в России и мире, успех приложения для аудиоконференций Clubhouse и его запуск на Android, новые аудиосервисы в Telegram — люди устают от обилия визуального контента. Парадигма потребления смещается, и аудио отвоевывает свой кусок пирога. На волне увлечения сервисами, ориентированными на звук, «Сноб» попросил российского композитора, аранжировщика в сфере кино и лауреата международных кинофестивалей Ивана Синцова составить список фильмов, которые можно смотреть с закрытыми глазами
26 июня 2021 9:59
Фото: Daniel Schludi/ Unsplash

Собрал отличные отзывы и награды, но потерпел неудачу в прокате

«Работа без авторства»
2018
режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

«Работа без авторства» — немецкая авторская драма небезызвестного режиссера Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, который до этого снял «Жизнь других» (2006), завоевав премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», и ленту «Турист» (2010), бокс-офис которой составил 278 миллионов долларов.

Частично основанный на биографии немецкого живописца Герхарда Рихтера, фильм повествует о молодом художнике Курте Барнерте, который сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и свободно работать, но его не покидают воспоминания о детстве, которое прошло при нацистском режиме. Трехчасовой хронометраж картины и отсылки к нацистской Германии — тяжелой для массового зрителя теме — привели к коммерческой неудаче в прокате.

Бюджет ленты — порядка 20 миллионов долларов. Сильная маркетинговая кампания и личное участие режиссера в представлении картины в кинотеатрах по всей стране не помогли. Фильм собрал лишь 1,3 миллиона долларов в США и 4,3 миллиона в прокате в мире. Для сравнения: его дебютный фильм «Жизнь других» собрал в немецком прокате более 77 миллионов долларов. В России «Работа без авторства» также провалилась и собрала 65 тысяч. Несмотря на провал, фильм получил две номинации на премию «Оскар» («Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая работа оператора») и был высоко оценен зрителями и критиками.

Музыку к фильму написал немецкий композитор Макс Рихтер («Остров проклятых», «Последняя любовь на Земле», сериал «Табу»), который в своей фирменной манере сентиментального минимализма использовал в работе над картиной и нежные камерные произведения, исполненные на фортепиано со струнным ансамблем, и нервно-развивающиеся электронные композиции, пронизывающие зрителя насквозь. Рихтеру удается соединить теплое с холодным, причем сразу друг за другом, сменяя нежную маримбу, на которой исполнен один из центральных музыкальных мотивов фильма, пульсирующим синтезатором с остинатным, повторяющимся ритмическим рисунком у струнных.

Российский авторский фильм, который и не должен был собрать в прокате никаких бенефитов. Зато музыка в нем отличная

«Дурак»
2014
режиссер Юрий Быков

Социальная драма «Дурак» повествует о простом сантехнике, который будучи честным человеком, борется с целой системой повязанных друг с другом чиновников. Он самостоятельно решает спасти 800 жителей старого общежития, которое, вероятнее всего, рухнет в течение ночи. Фильм-победитель «Кинотавра» и кинофестиваля в Локарно очень тепло приняли и зрители, и критики.

Бюджет картины составил 1,3 миллиона долларов, а сборы в России — всего 15 тысяч долларов. Всего было продано 17 копий для кинотеатров. Свою популярность «Дурак» обрел позже, когда появился в сети и попал в ТОП-250 сайта «Кинопоиск». Сейчас в общедоступном рейтинге фильм занимает 166-е место с высокой оценкой 8,1 балла из 10.

Музыку к фильму написал сам режиссер. Несмотря на использование только одного фортепиано, Юрию Быкову удалось передать в своей музыке и отчаяние, и печаль, и злость, и страх, написав лишь короткий одинокий мотив. Большая часть фильма, за исключением песни «Спокойная ночь» группы «Кино», проходит в тишине, поэтому появление музыки в кадре позволяет связать определенные сцены между собой и обратить внимание на ключевые эпизоды как для главного героя в частности, так и для всей истории в целом. Задействовав минимум средств, композитору удалось выжать из музыки максимум.

Собрал достаточно денег в прокате, но не оправдал ожидания зрителей

«Смерть среди айсбергов»
1977
режиссер Майкл Андерсон

Режиссер Майкл Андерсон, снявший в 1956 году оскароносный приключенческий фильм «Вокруг света за 80 дней», в 1977 году представил свой новый студийный проект — американский фильм ужасов с элементами драмы под названием «Смерть среди айсбергов» (на английском Orca, the Killer Whale, то есть «Орка, кит-убийца»).

Сюжет рассказывает о Нолане — мореплавателе-контрабандисте, который выходил в море и делал свою простую и понятную работу — убивал китов. Однажды он проявляет жестокость особой формы — убивает беременную самку на глазах у самца — и тем самым наживает в лице кита-убийцы своего кармического врага.

В отличие от вышеупомянутых фильмов, эта картина с бюджетом в 6 миллионов долларов окупилась, собрав в прокате в два с половиной раза больше денег — 14,7 миллиона, что было хорошей кассой для 70-х. После успеха фильма «Челюсти» (1975) продюсер Дино де Лаурентис поручил сценаристу Лучано Винченцони сделать фильм о существе «более жестоком и ужасном, чем большая белая акула». Несмотря на приличные сборы, критики разорвали фильм в пух и прах.

«Орка — это чушь формата “человек против зверя”. Прекрасные спецэффекты и работа подводной камеры пропитаны тупым повествованием» — Variety.

«Дешевая и безвкусная попытка продюсера Дино де Лаурентиса нажиться на феномене “Челюстей”» — Empire Magazine.

«Есть некоторые поразительные кадры, но направление Андерсона заметно колеблется, и в конце концов он выбирает неприятную мешанину фальшивой экологической озабоченности и надуманной сенсации» — Time Out.

Музыка, написанная великим Эннио Морриконе («Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Легенда о пианисте»), — одна из сильных сторон фильма. На протяжении всей картины в разных вариациях звучит одна и та же красивая кантиленная тема, исполненная симфоническим оркестром с периодическим появлением вокала, гитары и сольной трубы, которая в какой-то степени служит внешним контрапунктом фильма, но при этом ярко подчеркивает внутренние противоречия главного героя. В некоторых эпизодах, когда необходимо заставить зрителя вжиматься в кресло, Морриконе использует другие средства музыкальной выразительности. Например, созвучия, тесно расположенные друг к другу у струнной или духовой секций, расширенные техники исполнения на инструментах, создающие эффект тревожности и напряжения, усиливая ощущение страха перед силой кита и его стремлением мстить. В целом вся музыка ленты построена только по этим двум формулам, но правильно подобранные характер и настроение главной темы, несомненно, позволяют фильму дышать, а зрителю — сопереживать и киту, и браконьеру.

Российский студийный фильм, который понравился зрителям, но показал плохой коммерческий результат

«Майор Гром: Чумной доктор»
2021
режиссер Олег Трофим

Первый в России полнометражный фильм по отечественным комиксам «Майор Гром: Чумной доктор» является продолжением короткометражного фильма «Майор Гром», созданного студией Bubble и вышедшего в 2017 году. Яркий боевик с нотками криминала и комедии снял режиссер Олег Трофим, которого зрители знают по его мелодраме «Лед» (2017), заработавшей 29 миллионов долларов в прокате.

В фильме рассказывается о майоре полиции Игоре Громе, который славится на весь Петербург своей неподкупностью и упорством. Но даже он заходит в тупик, когда в городе появляется анонимный мститель в маске по прозвищу Чумной доктор, убивающий коррупционеров.

Интерес к данному фильму был высок еще с момента анонсов выхода полнометражной версии, а создатели фильма смогли привлечь 600 миллионов рублей для реализации своей идеи, причем без поддержки государства, но тем не менее фильм откровенно провалился в прокате — сборы составили лишь 316 миллионов рублей.

Несмотря на финансовые неудачи, фильм понравился зрителям и был отмечен критиками, в том числе выделяли и музыку, которую написал Роман Селиверстов.

Саундтрек, записанный на легендарной студии Abbey Road в Лондоне, — это 106 минут музыки при общем хронометраже фильма в 137 минут. Огромное количество разножанрового материала, начиная от легкого незамысловатого фанка, заканчивая мощными оркестровыми произведениями с элементами звукового дизайна. Исполнение и техническое качество музыки вызывают восторг, а само музыкальное решение фильма — гордость за коллегу.

В «Громе», как и в любом хрестоматийном кинокомиксе, есть несколько музыкальных тем, которые привязаны к конкретным персонажам или событиям внутри фильма. Главная тема «Чумного доктора» имплантирована в песни Левана Горозии «Поезд в огне» и Дельфина «Я иду искать». Большое количество музыки не дает зрителю заскучать, она постоянно поддерживает темпоритм монтажа и идет вровень с повествованием. Кроме оригинальной музыки можно отметить прекрасный и нежный кавер на песню «Перемен» Виктора Цоя.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Похожие проблемы могут стать почвой для дружбы даже совсем разных по социальному статусу и материальному положению людей. И не беда, если они годами не подозревают о сплотившем их чувстве
Дмитрий Камышенко
В новой «Битве сериалов» столкнулись классическая выхолощенная драма и новый хит от гиганта комиксов. Обозревателю «Сноба» Дмитрию Камышенко не слишком серьезный продукт от Marvel показался куда милее напыщенного сериала по Стивену Кингу
Дмитрий Камышенко
Расписание кинопремьер на июнь не пестрит громкими названиями. И хотя новинок не так уж много, среди них есть любопытные. Что посмотреть в кинотеатре, советует обозреватель «Сноба» Дмитрий Камышенко