«Ашрам Шамбалы». Часть 1: Как случайно создать самую известную в стране секту
- Часть 2: Доведение до самоубийства и секс с учителем — чем жили последователи секты
- Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после
Весенним вечером 2018 года посетители парка «Пироговский лес» в подмосковных Мытищах могли наблюдать необычную картину. 50-летняя женщина с прической «дулька», как у школьной учительницы, разводит костер и бросает в огонь листовки, старые фотографии и книги по эзотерике. Это Елена Захарова, бывшая «просветленная жрица» когда-то самой известной в России секты «Ашрам Шамбалы».
«Ашрам Шамбалы» прославилась еще в конце 90-х: ее адепты верили, что путь к просветлению лежит через побег из дома, изоляцию от внешнего мира и поклонение Великому Учителю. В секте практиковалось физическое и сексуальное насилие, адептов морили голодом и заставляли отказаться от семьи, работы и личных интересов. В начале 2010-х основатель «Ашрама» Константин Руднев был осужден на 11 лет за создание религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан, насильственные действия сексуального характера и приготовление к сбыту наркотиков. Но жизнь секты на этом не закончилась. Она получила другое название — «Академия женской мудрости», — разделилась на множество ячеек и сегодня продолжает привлекать адептов на женские тренинги и шаманские практики, как в России, так и за ее пределами.
Досмотрев, как сгорит последнее фото и скукожится от огня страничка с дыхательными упражнениями, Елена затушит пламя и вернется в полупустую съемную квартиру. Следующие несколько часов, сидя за ноутбуком, она будет отвечать на вопросы бывших адептов. Сегодня бывшая «жрица» — одна из лидеров движения «Стоп секта», ей пишут жертвы секты и их родственники со всей страны. Уже несколько лет она помогает им больше узнать об «Ашраме» или освоиться и найти себя в новой жизни.
Накануне освобождения Руднева чат «Стоп секты» оживленнее, чем обычно: тысячи бывших сектантов по всей стране боятся, что снова окажутся в опасности. Переживает и Елена: Руднев не только ее учитель, но и бывший возлюбленный. Вместе с ним 30 лет назад она стояла у самых истоков будущей секты, а теперь борется против своего же детища.
Девочка из Новосибирска
Елена родилась в семье инженеров. Ее родители поженились еще в институте, потом вместе работали в Мостоотряде. Когда Елене исполнилось пять лет, родители развелись, Лена и ее мама перебрались в Новосибирск. «Мама меня воспитывала строго. Контролировала на каждом шагу, многое запрещала», — вспоминает Елена.
В какой-то момент она начала сопротивляться авторитарности матери — тайком записалась в клуб самодеятельности, научилась играть на гитаре. Она легко знакомилась с людьми и после окончания школы год путешествовала с друзьями автостопом.
Вернувшись в Новосибирск в 1987 году, 17-летняя Лена попыталась поступить на художественно-графический факультет, но не прошла по конкурсу. Устроилась работать в хозяйственный магазин — художником-оформителем.
Шла перестройка. Заседания нардепов по телевизору сменяли зарубежные сериалы и передачи «чудо-врача» Кашпировского. По всей стране появлялись маленькие кружки, выходили из подполья разные духовные организации. «Все эти йоги годами занимались кустарно дома, по вырезкам из газет, боялись, что их ждет лечебница», — вспоминает Елена. В 1989-м друг из тусовки автостопщиков предложил попробовать йогу, и девушка впервые пришла в маленькую секцию в спортивном зале новосибирской школы №74. Занятия вели братья Рудневы: старший — Сергей и младший — Константин.
Йога Елену не впечатлила. Возможно, она бы никогда больше не увидела Рудневых, если бы не последнее упражнение, в котором каждый участник должен был встать на голову. Для тех, кто занимался регулярно, это была не проблема, а вот Елена поняла, что этот трюк ей не выполнить: «Я уже расстроилась, и слышу голос одного из братьев: мол, кто не может встать, подойдите к стеночке. У меня опять не получается. Сергей пытался помочь, а когда не вышло, махнул рукой. Но тут подошел Константин, аккуратно взял за ноги и поставил-таки на голову».
После занятия люди окружили Константина: «Смотрят на него как на звезду, а он что-то объясняет». Заинтригованная, Елена решила, что придет на занятия еще раз, и вскоре стала ходить в секцию постоянно. Константин увлек ее своими историями. Он был всего на три года старше, но казался умным и опытным. Йогу изучал еще в школе, после учился в машиностроительном техникуме. Самостоятельно погрузился в восточную философию, а затем «почувствовал посветление». Правда, Константин умалчивал, что они с братом занялись этим, чтобы подзаработать. И, по воспоминаниям Елены, если старший брат сомневался, что они недостаточно разбираются в йоге, чтобы учить людей, то младший говорил: «Ничего страшного, в этом никто ничего не понимает».
Через несколько занятий Константин объявил ученикам о наборе группы «второго уровня». «Сказал, что будем собираться вместе, пить чай и беседовать на философские темы, — вспоминает Елена. — Костя искал помещение, и я предложила свою жилплощадь. Мы тогда с мамой жили в двухкомнатной квартире, на отшибе». Руднев согласился и приехал в гости — разведать обстановку.
Мама Елены сразу его невзлюбила: «Ревность. Ей постоянно казалось, что молодые люди посягают на меня — ее собственность», — объясняет Елена. Но Константина ситуация не смутила, он уговорил девушку не отказываться от идеи.
Не в силах запретить дочери приводить домой друзей, мама придумала для нее наказание: «Будешь жить в пустой комнате, отдавай всю мебель». В слезах Елена позвонила Константину, но он сказал, что это отличная новость — больше свободного места. В комнате остались только матрас и пианино. В такой минималистичной обстановке йоги и собирались «открывать третий глаз», слушали пластинки с расслабляющей музыкой, обсуждали буддизм. Гости сидели на матрасе, на полу — скатерть, на ней — чай и тарелки с печеньем. Руднев подбадривал Елену, рассказывая, что на Востоке все сидят на полу, скрестив ноги. Обстановка, музыка, благовония производили впечатление на всех, кто приходил на подобные вечера.
У Елены хорошо получались асаны — упражнения в йоге. Константин все чаще выделял ее на фоне других, а через несколько месяцев стал подключать к преподаванию — доверял проводить разминки. После занятий они гуляли, Константин провожал девушку до дома. К весне у них завязался роман. Руднев стал приходить чаще, оставался на ночь, и у девушки появилась надежда, что скоро они поженятся.
Летом того же года, когда участников в секции стало меньше, из нее ушел старший из братьев. «Его жена убедила: “Ваша йога сейчас открылась и так же закроется, а заводы как работали, так и будут”», — вспоминает Елена. Константин предложил ей занять место брата и вести занятия вместе. В дачный сезон поток желающих познать йогу действительно сократился — с Рудневым осталось всего несколько человек. Но осень секция встретила совсем по-другому: «Мы дали рекламу, и к нам неожиданно пришло 400 человек. Всех принять не смогли, полный зал вмещал только 120». На молодую Елену новые ученики смотрели с недоверием: некоторые занимались еще с хрущевской оттепели и сомневались, что юная девчонка сможет их чему-то научить. Но Константин, не смущаясь, отвечал, что Елена занимается уже 25 лет и именно благодаря йоге так хорошо и молодо выглядит.
Занятия в секции стоили 15 рублей в месяц. Часть этих денег доставалась Елене — теперь не она платила Рудневу, а он ей. Девушка оставила работу в магазине, перестала встречаться со старыми друзьями, научилась уверенно врать про свой духовный стаж и с головой окунулась в жизнь, которую ей проповедовал духовный учитель.
Йога нужна всем
Руднев практически поселился в квартире Елены: «Мы придумали сказать моей матери, что я беременна, чтобы она освободила нам большую комнату. Она спрашивала, где ребенок, а я врала, что в этот раз не получилось». Отношения в семье были напряженные. Мама Елены не выносила Константина и постоянно ревновала к нему дочь, случались ссоры. По словам Елены, мать могла схватить ее за волосы и выгнать на лестничную площадку со словами «вали куда хочешь». Елена терпела, но Константин сказал ей, что надо не молчать, а драться. Научил нескольким приемам. И она стала давать отпор. После очередной драки возлюбленный предложил Елене натирать мелкой стружкой свинец и ежедневно подкладывать в тарелку матери: «Сказал, что свинец накопится в организме и она умрет, но увидел мою реакцию, испугался и отстал — “это шутка”».
Чувствуя привязанность Елены, Константин начал манипулировать ею. Началось все безобидно: Руднев неожиданно заявил, что девушке стоит сменить цвет волос. Она была натуральной блондинкой, а ему нравились брюнетки. Возражений он не принял, и следующие 30 лет Елена красила волосы в черный.
Но внимание Руднева все равно переключалось на других женщин. В то время в секцию ходила Ирина Бирман — ровесница матери Елены, в разводе и с ребенком на руках. Руднев проявил к ней интерес, стал привлекать к управлению секцией и подключал ее к своей «тантре» — «обязательной духовной практике», которая предполагала секс с преподавателем. У Руднева были и другие увлечения, например девушка Мариана, которая также любила йогу и была давно знакома с Рудневым. «Так я и жила: одну ночь вместе с ним — две без него. Он у других женщин», — вспоминает Елена.
К 1991 году секция заметно расширилась — наблюдая бешенный спрос на йогу, сектанты стали брать больше денег. Теперь после занятий можно было купить специальную литературу — брошюры с дыхательными практиками. От желающих не было отбоя. Просветление, говорит Елена, очень выгодный товар — его нельзя потрогать, проверить. И люди покупались на это.
«Тогда по телевизору “Сектор Газа” выступал, а там мат на мате, “Куклы”, где Ельцина показывали в смешном образе, Джуна была, Кашпировский. Все полезло, как грибы после дождя. Вот и к нам люди отовсюду толпами ломились. Мы не знали, куда их сажать, что с ними делать. Всем нужна была йога — это же раньше было запретно. Когда мы говорили, что у нас трактаты есть, их с руками отрывали за 50 рублей. А нормальная зарплата тогда была 150. Мы стали хорошо зарабатывать», — вспоминает Елена. Кроме упражнений и брошюр будущие сектанты продавали заговоры от бесплодия, обряды по очищению ауры и консультации для желающих исцелиться от болезней.
После объявления в газете «Советский спорт» Руднев стал известен среди йогов по всей России. «Это была такая маленькая рекламка, размером с ваш диктофон, — говорит Елена. — Стоила она 600 рублей. Тогда это были дикие деньги, но все окупилось в несколько раз. Нам стали присылать пустые конверты, а мы переписывали адрес и в ответ отправляли информацию о нашем учении».
Вскоре появились и первые платные семинары, на которых Константин рассказывал о просветлении и о том, как возвыситься и познать себя. Речи в основном состояли из мешанины тезисов разных религиозных учений. Елена говорит, что с таких занятий они с Константином уходили с большой сумкой, набитой деньгами. Их разрешалось тратить на красивую одежду и мебель, но большую часть Елена отдавала Ирине — у нее хранились деньги будущей секты.
Первый ашрам
В 1993 году Ирина, Лена и Константин решили, что заработанное пора вкладывать, — и стали покупать недвижимость. Одной из первых покупок была квартира в Пашино — удаленном и не очень благополучном районе Новосибирска. Здесь и появился первый «ашрам». Название взяли из учения индийского духовного лидера Ошо. За несколько лет вокруг секции сформировался актив преданных последователей, которые были готовы выполнить любое поручение Руднева, чтобы стать ближе к наставнику. Молодым парням и девушкам, которые с 1990 года ходили на йогу и встречи с мастером, предложили пожить в этой квартире — заниматься духовными практиками, трудиться и практиковать карма-йогу, чтобы достичь просветления.
Тогда же секция стала превращаться в секту. Руднев приобретал все более таинственный образ просветленного учителя, одевался в странные шаманские наряды и объявил себя наследником «шамбалы» — мистического высшего источника всех религий. Теперь Руднев велел называть себя по-новому — Шри Джнан Аватар Муни. Ближайшие сторонницы тоже получили новые имена: Елену, которую ученики называли по отчеству, переименовали в Шри Суби Лакшми Дэви, Ирина Бирман стала Шри Маха Паха Дэви.
В отношениях между йогами начала выстраиваться более строгая иерархия. Чтобы объяснить, как это было устроено, Елена берет салфетку, ручку и рисует круги: «Вот учитель (Константин), вокруг него кольцо жриц (приближенные женщины, с которыми он занимается сексом), дальше идет кольцо “лосей” — мужчин-последователей, которые выполняют хозяйственную работу, и наконец “наставники” — последователи с лидерскими качествами, которые вербуют “садхаков” — новичков секты».
Главной ценностью секты Руднев провозгласил отказ от семьи, друзей и родственных связей. Именно они, согласно проповедям «учителя», тянули людей вниз и мешали жить полной жизнью. Поэтому сторонникам рекомендовалось избавиться от лишнего груза и прийти жить в секту.
Елена с Константином и другими девушками собирались в центре города в квартире Ирины. Елена все реже появлялась дома и перестала поддерживать контакт с матерью. Вместо этого она общалась с новичками, проводила занятия и помогала своему «учителю».
Елена «Шри Суби» проводит музыкальный ритуал
Квартира Ирины стала главным логовом Руднева — сюда приходили наставники, стекалась важная почта и стояли в очереди на поклон единомышленники. Сюда же переместились и философские посиделки. Но Руднев с Ириной продолжали покупать новую недвижимость. Брали в основном «неликвид», несколько квартир на первых и последних этажах в разных частях города — так выходило дешевле. В этих квартирах жили в основном рядовые участники секты.
Вуду ревности
По словам Елены, Руднев решил расписаться с управлявшей финансами секты Ириной, чтобы было легче управлять имуществом. Это разозлило других девушек, в том числе и Елену.
«Я хотела от него детей. У меня была надежда, что каким-то чудом я забеременею», — вспоминает Лена. Она ревновала Руднева к остальным девушкам. Ей казалось, что она сможет заслужить любовь, станет главной и сможет избавиться от всех остальных. — Это было ужасное время. У нас советское воспитание, мы не были рады, что мы не единственные, и видели друг в друге проблему».
Девушки сражались за внимание «учителя», доходило до драк, а Руднев радовался и только провоцировал их на еще большие ссоры, говорит Елена: «Он видел, как мы бились, и стал учить нас “черной магии”: из пластилина лепилась куколка, чем-то похожая на одну из нас, и ей нужно было пожелать самого неприятного». Елена до сих пор верит, что, когда она колола горло кукле, у Ирины начиналась ангина, а когда у самой Елены начинались боли внизу живота, это означало, что Ирина мстит — тоже через куклу.
Чувствуя власть, Константин стал поднимать руку на своих «жриц». Первый удар Елена запомнила хорошо: «По распорядку была моя очередь ночевать с Рудневым, но он сказал, что останется с Ириной. Я в этот момент наматывала бобины на катушечный магнитофон. После его слов я психанула и об пол эту бобину — шварк! И она треснула. А он подошел и дал мне пощечину».
Сначала Елена возмутилась и обещала уйти, но Константин ее останавливал, говорил, что она «сама заслужила своим поведением». Побои стали повторяться. Со временем девушка привыкла к боли: «Как-то летом мы были у Ирины, он расстелил на полу постель и при мне стал совокупляться с ней. Помню, что я взяла спички и подожгла простыню. От ревности. Ирина тогда вскочила, побежала за водой, а он стукнул меня кулаком в плечо».
Но насилие уже вошло в привычку и не удивляло. Тем более что бил Руднев и других «жриц». «Он говорил, что так надо ради нашего же блага», — вспоминает Елена.
Астро-карате и много насилия
В 1994 году Бирман покинула «Ашрам Шамбалы». Она переехала в одну из купленных квартир, продала несколько записанных на нее активов и пропала с радаров секты.
Ее уход вдохновил Руднева на безумный ритуал «астральное карате», вспоминает Елена. В центр круга помещалась свечка, люди вставали вокруг нее, тушили свет. Брали в руки ножи и яростно матерились на эту свечку. Мысленно нужно было представлять Ирину Бирман, «жидовку», как оскорбительно называл ее Руднев. Елена закатывает рукав кофты и показывает маленький шрам: «В том виде астро-карате просуществовало с 1995 по 2000 год. А в 2000-м одна девчонка во время ритуала попала мне сюда ножом. Крови почти не было, но Руднев испугался и запретил проводить его с лезвиями».
Со временем астро-карате стало одной из самых известных практик секты. Ему посвящались отдельные школы, а практику применяли в отношении любых врагов и недоброжелателей.
Хотя главная конкурентка Елены ушла, оставались другие. Жриц становилось больше, многие из них ненавидели Елену за близость к «учителю». Как самой близкой к просветлению, ей полагалось спать в комнате вместе с Константином, и теперь ей завидовали новенькие девушки.
«У меня начались реальные проблемы с головой, сложно было 24 часа находиться во всем этом дурдоме», — вспоминает Лена. На «мудрость» (секс с учителем) вызывали прямо при ней.
Руднев все чаще угрожал ей: «Я ходила как котлета. Он нас между собой стравливал — “дерись, или я буду бить тебя”. Это нужно, чтобы прийти к просветлению”. И я дралась с другими жрицами и уже не видела в этом ничего ужасного». Руднев убеждал адептов, что это методика шаолиньских мастеров: «В Шаолине мастера-учителя своих учеников бьют палками — зачем? Чтобы до них лучше доходило!»
Эти практики попадали на видео, которые снимали сами адепты «Ашрама Шамбалы». Руднев не просто коллекционировал видео — кадры его бесед с почитателями, издевательства над девушками и животными, шаманские пляски и ритуалы, — но и использовал их в своей агитации. Верховный учитель мог делать что угодно.
Волчья диета
Следующие несколько лет Елена не теряла надежды родить от Руднева ребенка, но, как только она заводила об этом разговоры, он отправлял ее поднимать гантели. «”Вот твои дети, бери и нянчись с ними”. А гантели по 12 килограмм», — вздыхает Елена.
К 1998 году 27-летняя Елена начала терять интерес к йоге и практикам. Не хотела вести занятия и практически выпала из жизни секты. Заметив это, Руднев решил сменить тактику и посадил Лену на «волчью диету»: зимой кормят дважды в день, летом — один. Садхаки, новички секты, жили в таком режиме постоянно. Из-за тяжелых тренировок и голода у Елены случился гормональный сбой и выпали волосы. Руднев на такие перемены реагировал положительно: «Еще чуть-чуть, ты на верном пути к просветлению».
Полностью обессилеть от голода Елена все же не успела. Через несколько месяцев она решилась на побег: «Я до ручки дошла. Понимала, что, если не убегу, меня убьют. Другие девушки ревнуют, я ведь с учителем сплю в одной комнате. Стоит им сказать “дерись”, убьют за милую душу».
Дождавшись, когда жрицы отвлеклись на Руднева, она взяла паспорт, в чем была выскочила на февральский сибирский холод и побежала прочь.
Авторы Валерия Покидова и Константин Валякин
В следующей серии — секта опутывает всю Россию, зарабатывает репутацию самой страшной духовной организации в стране и становится кошмаром для родителей подростков. Сможет ли Елена удержаться на свободе, сколько людей погибнет в ашрамах и почему важно отличать культ от обычной секты — читайте в следующей части.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь