Елена Любимова, преподаватель, переводчик

В России всегда строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но не странно ли, что как-то совсем упало доверие к действиям властей. Можно запрещать полеты в Египет, но тогда все поедут в Турцию, и там тоже новый штамм может обнаружиться. Я думаю, что карантин стоит дифференцировать: для привитых и при наличии отрицательного теста, сделанного в течение 48 часов до отправления, — пять дней; при наличии вакцинации без теста — 10 дней; 14 дней — при несоблюдении ни одного из вышеперечисленных условий. 

Раз уж научились так быстро определять даже малейшие вариации сложной вирусной формулы, то должны же быть и какие-то ответные меры.

Юрий Супоницкий, анестезиолог

Говоря о связанных с медицинскими вопросами рисках, мы оперируем вероятностью. Насколько велика вероятность «подхватить» штамм «омикрон» у вакцинированного или невакцинированного — а это будут разные цифры, разный процент. Насколько тяжело, в среднем, протекает болезнь у тех и у других. Насколько это известно сегодня, вариант «омикрон» более вирулентен, то есть способен заражать других людей легче, чем предыдущие штаммы, но болезнь течет более благоприятно. Это направление мутации вполне объяснимо с точки зрения эволюционной теории. У возбудителя, убивающего большинство носителей, гораздо меньше шансов уцелеть в природе, чем у его собрата, который не убивает, но заражает. Штамм с высокой летальностью, скорее всего, просто вымрет, потому что ему будет негде размножаться. COVID-19 сегодня, возможно, движется по наезженной колее в сторону большей вирулентности и меньшей опасности для человека. Многие эпидемиологи говорят о том, что через несколько лет он может превратиться в подобие других острых респираторных инфекций, неприятных, но не страшных. С другой стороны, мы имеем дело с новым заболеванием, поэтому любой прогноз остается прогнозом. 

Я бы не стал путешествовать в места, где уровень вакцинации низок, и никому бы не посоветовал, поскольку, как в старом анекдоте, шанс человека умереть от COVID-19 примерно равен шансу встретить на улице динозавра: либо да, либо нет. Если это да, то это стопроцентное ваше да, и все осложнения, а они очень неприятные, могут оказаться стопроцентно вашими. Я видел достаточно молодых и здоровых людей, ставших после коронавируса полными инвалидами, и никому бы такой участи не пожелал. Поэтому — да, разумно беречься. Маски, прививки, гигиена и не рисковать зря. Что должно делать государство, я не знаю. Просто недостаточно ориентируюсь в теме. Боюсь, что штамм «омикрон» уже обжился за пределами Африки, мы просто не так активно его тестируем, чтобы выявлять.

Елена Лейв, преподаватель, консультант

Мне кажется, что любые мероприятия могут иметь смысл только тогда, когда их выполнение обязательно для всех и детально продумано. Карантин должен быть организован с умом. Если люди смогут заплатить кому-то и не отбывать в карантине положенное время, то смысла в таком карантине нет. Нет смысла в карантине, когда человек проживает не один, и другой, живущий с ним, может свободно выходить из дома. Я не сторонник запирать людей в тюрьму из-за того, что им не посчастливилось приехать из опасной страны, но при низком уровне сознательности многих не знаю, как можно действительно эффективно организовать карантин.

В 1970 году я ребенком со всей семьей попала в обсервацию в Одессе из-за эпидемии холеры. Очень хорошо помню колючую проволоку и вооруженную охрану — солдат с автоматами. При этом условия проживания там были хорошими: большая территория, по которой можно было свободно гулять, играть в игры, заниматься спортом, общаться с другими людьми. Там даже был организован концерт и что-то типа КВН. Может быть, не везде так было, но там все действительно отбывали карантин — целые пионерские лагеря были перепрофилированы под эти нужды, и контакт с внешним миром был исключен. Наверное, и тогда были отдельные нарушители, люди очень изобретательны, но в общем и целом предписания выполнялись.

Если авиасообщение с этими опасными странами будет закрыто, то нужно контролировать всех приезжающих из любых стран, так как явно можно будет добраться не напрямую. Я прекрасно знаю, насколько «дырявые» границы в той же Европе и как легко обходят все правила те, кто хочет их обойти.

А вот насколько разумно сейчас выезжать на отдых в страны с низким уровнем вакцинации, зависит от того, где и как отдыхать. Если отдых будет в месте, где контакты минимальны, то это не страшно. Хотя сама поездка, например, на самолете — это уже риск заражения в аэропорту. 

Мария Кутузов, психолог-консультант, психотерапевт

Конечно, надо немедленно закрывать авиасообщение со всеми странами, где есть риск заражения. Тестировать на вирус в аэропорту по прибытии. Сажать на самый жесткий карантин всех вернувшихся из-за границы. Цель тут может быть только одна — не допустить (или максимально уменьшить) проникновение случаев с «омикроном» на свою территорию и защитить население.

Выезжать на отдых в страны с низким уровнем вакцинации, на мой взгляд, очень опасно. Считаю, что во время пандемии надо вакцинироваться любой доступной вакциной и делать все возможное, чтобы обезопасить себя, близких и далеких. Если это значит не ехать на отдых в Африку — не езжайте и рассмотрите другие варианты проведения отпуска. 

Катерина Мурашова, семейный психолог, писатель

Мне кажется, по поводу нового штамма ничего общественного не нужно делать — только научное, то есть как можно быстрее исследовать его характеристики и попытаться в том числе на его основе «схватить» общую картину и эволюционное поведение этого вируса, ибо два года по всему миру — очень большой материал и большой срок. Есть же где-то суперкомпьютеры — пусть считают и строят модели.

Если «омикрон» «успешнее» «дельты», он ее вытеснит, как «дельта» вытеснила по всему миру уханьский штамм — никакая изоляция не поможет, мир слишком проницаем.

Лена Де Винне, директор независимого аэрокосмического исследовательского центра

Я считаю, что стоит следовать рекомендациям по вакцинации (ревакцинации), а при поездке в страны с низким уровнем вакцинации проверять уровень антител, и только с учетом этого принимать решение о поездке.

Мне кажется корректной практика Израиля в смысле проверки — для всех ПЦР для посадки в самолет и ПЦР при въезде в Израиль. Только после сданного ПЦР можно выйти из аэропорта (налажено прекрасно — целый зал выделен при прилете, больше сотни стоек). В Дубае такая же система для прилетевших из определенных стран, тоже все отлично налажено. Дома — до получения результата. Карантин — в случае положительного результата при въезде.

Отдельно выскажусь про наболевшее: жду не дождусь взаимного признания сертификатов. Хочу иметь возможность поддерживать последовательность российских прививок и сохранять при этом свободу передвижения в Европе.

Борис Аронштейн, основатель и президент группы консалтинговых и переводческих компаний

Египет, по крайней мере, по последним эпидемиологическим данным, не является родиной «омикрона», который впервые был обнаружен на юге Африки, в Ботсване, и распространился в ЮАР. Такие избыточные меры, как закрытие авиасообщения с этой страной и обязательный двухнедельный карантин, на мой взгляд, не являются необходимыми. Хотя некоторые страны (Япония и Израиль, например) в связи с этим вводят двухнедельный мораторий на посещение своих стран иностранцами, независимо от цели их визита и страны вылета. Вылет из этих стран остается свободным даже в страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (подразумевающий разрешение на возвращение в эти страны их гражданам).

Если вы привиты, а особенно перепривиты, антиковидными вакцинами и вам действительно необходимо (по профессиональной или личной необходимости) посетить страны с низким уровнем вакцинации, к которым относится и Россия, то вы взвешиваете свои риски индивидуально: на одной чаше весов — риск заражения новым высокомутационным штаммом «омикрон», на другой — последствия профессиональные, моральные, финансовые от отмены поездки. Если же речь идет о поездке на отдых, а вы еще к тому же не привиты, или даже не перепривиты, то, на мой взгляд, в условиях неизвестности, вызванной появлением нового высокомутационного штамма (эффективность прививок против которого еще не выявлена), поездку лучше отложить, по крайней мере, до прояснения степени эпидемиологической опасности этого штамма.

Дмитрий Синочкин, главный редактор журнала «Пригород»

По моему скромному мнению, дорогая редакция (как, впрочем, и российские власти) смешивает два вида рисков. Вакцинация — это не про «не заболеть». Это про снижение шансов умереть. Наглухо закрыться от новых штаммов не получится — мы не Китай. Вводить новые локдауны и карантины при работающем метро как-то… нелепо выглядит, не находите? Надо бы, конечно, взвешивать риски и последствия от каждой ограничительной меры, но при неработающей обратной связи и это не получится. Так что — применять ограничения там, где это не обрушит экономику, и с запасом усиливать медицину, чтобы снижать смертность.

Маша Монахова, юрист, переводчик

Есть ли для всего этого хорошее, правильное решение, будет известно через много лет. Исходя из истории, любой катаклизм имеет начало и конец. То, что происходит сейчас, очень растянуто во времени. Мне кажется, оптимальным будет такое решение, которое позволит приблизить людей к нормальной жизни и к путешествиям в том числе. Потому что вирус так и останется, надо научиться с ним жить. А вот сумасшествие и паника, которые добавляются по мере все новых ограничений, уж точно ни к чему не приведут. Если исходить из моих знаний, которые основываются на моем опыте, на карантине люди болеют не меньше. Спрятаться в домике и отсидеть там темные времена не получится. Раз уж мир меняется, надо меняться тоже и учиться в нем жить. В целом, настоящем мире, а не в маленьком, ограниченном стенами квартиры.

Мария Маханова, журналист, редактор

Мое мнение: авиасообщение закрыть (сначала на три недели), для всех, кто возвращается в ближайшие две недели, ввести карантин — строгий и обязательный. С обязательным мониторингом и штрафами за нарушение. Также я убеждена, необходимо срочно пересматривать методы и инструменты популяризации прививок среди граждан. Уверена, что, изменив тактику и методы работы по этой самой популяризации, можно добиться хорошего результата и привить больше людей. И конечно же, ехать сейчас отдыхать в Египет очень-очень-очень неразумно!

Подготовила Татьяна Санькова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь