
«Эгоцентризм и нытье». Вышел долгожданный альбом рэпера Oxxxymirona

Промокампания нового альбома Oxxxymirona порядком утомила: годы ожидания, сайт с ироничным названием когда-альбом.рф и билборды с этой надписью, сомнительный слив даты выхода нового сборника, первый за четыре года сольный трек и клип «Кто убил Марка?» и третий микстейп «Смутное время» — по сути набор старых синглов и фитов. Казалось бы, к концу 2021 года никто уже не помнит героя альбома-антиутопии «Горгород», всем все равно, кто его убил и что там на самом деле случилось десять лет назад между Мироном, Шоком и Ромой Жиганом. Каждый этап этого логлайна — еще одно промо для промо. Шутки про дату выхода реального альбома давно перестали быть смешными. Дата релиза была назначена на 1 декабря. «Хорошо, что год указал» — подписчики продолжали язвить в комментариях. На аудиоплатформах альбом появился ближе к полуночи.
Баттл-рэп умчал на паровозе «Антихайпа»
Приправленный серией разочарований релиз заставляет безнадежно вздохнуть перед прослушиванием. Эпоха рэп-баттлов канула в небытие, никто уже не «дает шуму» и не выясняет, кто круче — SlovoSPB или Versus. Кульминации конфликт достиг на главном баттле, где Оксимирон (Федоров Мирон Янович «Oxxxymiron (Оксимирон)» признан иностранным агентом ) проиграл Славе КПСС. Точка была поставлена, дальше становилось все менее интересно. Организатор площадки Versus Ресторатор (Александр Тимарцев) рассказал про непростую жизнь и долги во «Вписке», Слава КПСС продолжил плодить с группировкой «Антихайп» бесконечные диссы и альбомы, интересные только радикальным поклонникам.
Старые фаны не помнят, новые не знают
Образ Мирона же становился отталкивающим. Назойливое повторение идеи «построить свою империю» и перформансы всезнающего мэтра в четвертом сезоне Versus: Fresh Blood (серия баттлов для начинающих рэперов. — Прим. ред.) — с бравадами на столе и «выносом» модных шмоток из брендового магазина экс-спонсора. Редкие треки 2017–2019 годов было все сложнее ассоциировать с парнем из «андеграунда». Градус пафоса не снижался.
Микстейп «Смутное время» принес заждавшимся альбома фанатам четыре новых трека по мотивам актуальной повестки — «Мох», «Цунами», «Организация» и «Колесо», а сингл «Кто убил Марка?» — десятиминутную телегу с пересказом долгого пути домой. Снова котомка на плечо, снова Лондон, снова переворот игры. Несмотря на то что трек явно актуализировал темы проработки травм, психотерапии и навязываемых мужчинам маскулинности и мачизма — без единого шанса проявить слабость, было непросто не зацепиться за нескромные самоопределения вроде «культовый андерграунд-феномен» и «новый саунд Европы». Особенно когда всего пару дней спустя вышел лаконичный видеоответ с диссом Славы КПСС «Жертва» в лучших традициях жанра — ритмичный флоу, минимум бахвальства и все по фактам. Да, у каждого последующего клипа Мирона все больше и больше просмотров и лайков. И на фоне такого успеха рэпер Слава из Хабаровска очевидно остался ноунеймом — зато не изменил себе и вовремя вышел из партии, где каждый следующий ход — пиар. Он ведет свою игру, честно признаваясь: «Я твой каждый вдох монетизирую».
На уязвимость чутье
Композиция пазла свежего релиза Оксимирона (Федоров Мирон Янович «Oxxxymiron (Оксимирон)» признан иностранным агентом ) сложена идеально. Красочный безликий образ на обложке — дело рук Бориса Гребенщикова (Гребенщиков Борис Борисович признан иностранным агентом ) . Первый же трек начинается со вступления Монеточки (Гырдымова Елизавета Андреевна «Монеточка» признана иностранным агентом ) про карты, дукаты, злоты. В записи альбома также участвовали Дельфин («Чувствую»), Masha Hima («Мы все умрем»), ATL и Игла («Грязь»).

С первого круга прослушивания 22 треков «Красоты и уродства» предвзятое отношение не поддается корректировке. Ухо цепляется за бесконечный неймдроппинг: здесь все — Post Malone, The Notorious B.I.G., Eric B. & Rakim, Talib Kweli, Zillakami, Sosmula, Eminem и много-много других рэп- и хип-хоп-артистов. А эксплуатация метафор и эпитетов про «вечного жида» местами действительно надоедает — настолько они заезжены автором в былые сытые времена. От трека к треку кажется, что ритм читки уже не тот — это не «До зимы», не «Больше Бена» и даже не залетный куплет на треке Rigos «Дежавю». Ну и «актуалочка» безусловно режет слух: иноагенты, слежка, майоры и Россия сидящая.
На третьем раунде последовательной прокрутки песен что-то меняется. Ностальгия дает о себе знать. Привычная музыкальная конструкция трансформировалась: эскортирующий текст бит сменился более самостоятельными проигрышами, где-то и вовсе появились саркастические мотивы фанка и регги («Партизанское радио»).
В тексты Мирона всегда были утрамбованы линии аббревиатур, исторических аллюзий и имен: «ГУЛАГ в ЕСПЧ», «ягода-малина, Ягода-Малюта», «РКН, СКР — теорема Эскобара». Но теперь автор удачно расширил метафору CCTV, обнаружив другие приметы современности: «Свайп Tinder вправо, там запись в локальный QAnon», «Дипфейк все: мой дикпик и твой дакфэйс», «ASMR-фраза "дворцовый переворот”».
В конечном счете, становится ясно, что альбом все ждали совершенно не зря. Это высказывание в совокупности кажется крайне важным именно сегодня и именно от этого персонажа, который когда-то спровоцировал рост продаж книги «Тысячеликий герой». «Улет» — смелое препарирование абьюзивных отношений; «Мы все умрем» — духоподъемная лирика для зумеров; а «Красота и Уродство» — емкий и честный портрет нынешней реальности. И даже очевидная калька повестки бьет точно. Монотонно повторяя клич «Иностранный агент — Все вместе», не поддаешься гипнозу, а просыпаешься ото сна.