«Эгоцентризм и нытье». Вышел долгожданный альбом рэпера Oxxxymirona
Промокампания нового альбома Oxxxymirona порядком утомила: годы ожидания, сайт с ироничным названием когда-альбом.рф и билборды с этой надписью, сомнительный слив даты выхода нового сборника, первый за четыре года сольный трек и клип «Кто убил Марка?» и третий микстейп «Смутное время» — по сути набор старых синглов и фитов. Казалось бы, к концу 2021 года никто уже не помнит героя альбома-антиутопии «Горгород», всем все равно, кто его убил и что там на самом деле случилось десять лет назад между Мироном, Шоком и Ромой Жиганом. Каждый этап этого логлайна — еще одно промо для промо. Шутки про дату выхода реального альбома давно перестали быть смешными. Дата релиза была назначена на 1 декабря. «Хорошо, что год указал» — подписчики продолжали язвить в комментариях. На аудиоплатформах альбом появился ближе к полуночи.
Баттл-рэп умчал на паровозе «Антихайпа»
Приправленный серией разочарований релиз заставляет безнадежно вздохнуть перед прослушиванием. Эпоха рэп-баттлов канула в небытие, никто уже не «дает шуму» и не выясняет, кто круче — SlovoSPB или Versus. Кульминации конфликт достиг на главном баттле, где Оксимирон проиграл Славе КПСС. Точка была поставлена, дальше становилось все менее интересно. Организатор площадки Versus Ресторатор (Александр Тимарцев) рассказал про непростую жизнь и долги во «Вписке», Слава КПСС продолжил плодить с группировкой «Антихайп» бесконечные диссы и альбомы, интересные только радикальным поклонникам.
Старые фаны не помнят, новые не знают
Образ Мирона же становился отталкивающим. Назойливое повторение идеи «построить свою империю» и перформансы всезнающего мэтра в четвертом сезоне Versus: Fresh Blood (серия баттлов для начинающих рэперов. — Прим. ред.) — с бравадами на столе и «выносом» модных шмоток из брендового магазина экс-спонсора. Редкие треки 2017–2019 годов было все сложнее ассоциировать с парнем из «андеграунда». Градус пафоса не снижался.
Микстейп «Смутное время» принес заждавшимся альбома фанатам четыре новых трека по мотивам актуальной повестки — «Мох», «Цунами», «Организация» и «Колесо», а сингл «Кто убил Марка?» — десятиминутную телегу с пересказом долгого пути домой. Снова котомка на плечо, снова Лондон, снова переворот игры. Несмотря на то что трек явно актуализировал темы проработки травм, психотерапии и навязываемых мужчинам маскулинности и мачизма — без единого шанса проявить слабость, было непросто не зацепиться за нескромные самоопределения вроде «культовый андерграунд-феномен» и «новый саунд Европы». Особенно когда всего пару дней спустя вышел лаконичный видеоответ с диссом Славы КПСС «Жертва» в лучших традициях жанра — ритмичный флоу, минимум бахвальства и все по фактам. Да, у каждого последующего клипа Мирона все больше и больше просмотров и лайков. И на фоне такого успеха рэпер Слава из Хабаровска очевидно остался ноунеймом — зато не изменил себе и вовремя вышел из партии, где каждый следующий ход — пиар. Он ведет свою игру, честно признаваясь: «Я твой каждый вдох монетизирую».
На уязвимость чутье
Композиция пазла свежего релиза Оксимирона сложена идеально. Красочный безликий образ на обложке — дело рук Бориса Гребенщикова. Первый же трек начинается со вступления Монеточки про карты, дукаты, злоты. В записи альбома также участвовали Дельфин («Чувствую»), Masha Hima («Мы все умрем»), ATL и Игла («Грязь»).
С первого круга прослушивания 22 треков «Красоты и уродства» предвзятое отношение не поддается корректировке. Ухо цепляется за бесконечный неймдроппинг: здесь все — Post Malone, The Notorious B.I.G., Eric B. & Rakim, Talib Kweli, Zillakami, Sosmula, Eminem и много-много других рэп- и хип-хоп-артистов. А эксплуатация метафор и эпитетов про «вечного жида» местами действительно надоедает — настолько они заезжены автором в былые сытые времена. От трека к треку кажется, что ритм читки уже не тот — это не «До зимы», не «Больше Бена» и даже не залетный куплет на треке Rigos «Дежавю». Ну и «актуалочка» безусловно режет слух: иноагенты, слежка, майоры и Россия сидящая.
На третьем раунде последовательной прокрутки песен что-то меняется. Ностальгия дает о себе знать. Привычная музыкальная конструкция трансформировалась: эскортирующий текст бит сменился более самостоятельными проигрышами, где-то и вовсе появились саркастические мотивы фанка и регги («Партизанское радио»).
В тексты Мирона всегда были утрамбованы линии аббревиатур, исторических аллюзий и имен: «ГУЛАГ в ЕСПЧ», «ягода-малина, Ягода-Малюта», «РКН, СКР — теорема Эскобара». Но теперь автор удачно расширил метафору CCTV, обнаружив другие приметы современности: «Свайп Tinder вправо, там запись в локальный QAnon», «Дипфейк все: мой дикпик и твой дакфэйс», «ASMR-фраза "дворцовый переворот”».
В конечном счете, становится ясно, что альбом все ждали совершенно не зря. Это высказывание в совокупности кажется крайне важным именно сегодня и именно от этого персонажа, который когда-то спровоцировал рост продаж книги «Тысячеликий герой». «Улет» — смелое препарирование абьюзивных отношений; «Мы все умрем» — духоподъемная лирика для зумеров; а «Красота и Уродство» — емкий и честный портрет нынешней реальности. И даже очевидная калька повестки бьет точно. Монотонно повторяя клич «Иностранный агент — Все вместе», не поддаешься гипнозу, а просыпаешься ото сна.