Как менялось отношение к Холокосту в Германии и СССР
Германия
1930-е
В Германии отношение к еврейскому населению изменилось после поражения страны в Первой мировой войне. Экономический кризис 1929 года сопровождался укреплением позиций сторонников антисемитизма — в агитационных брошюрах евреев называли «грязными», а газеты публиковали ложную и порочащую информацию об их религии.
В 1935 году против еврейского населения были приняты репрессивные Нюрнбергские расовые законы, лишившие людей этой нации подавляющей части прав и свобод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии прошел погром, известный как Хрустальная ночь, в результате которого множество евреев было убито и арестовано.
Пик антисемитизма пришелся на начало Второй мировой войны — после вторжения в Польшу в 1939 году нацисты сослали все еврейское население в гетто, а затем в концентрационные лагеря.
1940-е
В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, выжившие евреи вернулись в свои дома, но многие были вынуждены эмигрировать в Америку, Англию и Палестину: антисемитизм принимал новые формы, и, несмотря на глобальные изменения в мире, преследование еврейской нации не прекратилось. Есть предположения, что гонения были связаны с нежеланием расстаться с украденной во время Холокоста собственностью, которую надо было вернуть освобожденным из концлагерей людям.
После создания Израиля и эскалации арабо-израильского конфликта в Европе начал зарождаться новый вид антисемитизма. Критика Израиля привела к нападениям на еврейские общины в Западной Европе.
Несмотря на продолжающиеся конфликты, перелом в восприятии истории Холокоста, по мнению исследователей, произошел 9 декабря 1961 года в Израиле. Иерусалимский суд признал Адольфа Эйхмана, главного организатора Холокоста, виновным в преступлении против еврейского народа и других наций и приговорил его к смертной казни.
Советский Союз
Отношение СССР к геноциду евреев было неоднозначным и претерпевало кардинальные изменения в зависимости от актуальной мировой повестки и позиции властей:
До начала Второй мировой войны
В момент прихода к власти Гитлера Советский Союз выступал категорически против всей его политики, в том числе в отношении евреев. На Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года Молотов, глава советского правительства, осудил Нюрнбергские законы и выразил уважение еврейскому народу. В прессе предвоенного времени активно освещался геноцид, в частности серия погромов, получившая впоследствии название «Хрустальная ночь». 15 ноября 1938 года в Московской консерватории прошло собрание, на котором приняли резолюцию, осуждающую антисемитизм в Германии.
Несмотря на публичные высказывания, СССР поддерживал еврейский народ лишь на декларативном уровне. Советский Союз не участвовал в Эвианской конференции (1938) и не принимал вынужденных покинуть свое место жительства евреев.
Политика Советского Союза в отношении антисемитизма радикально изменилась уже весной 1939 года. В связи с этим должности лишается часть дипломатов еврейского происхождения. Некоторые историки считают, что таким образом СССР пытался сблизиться с Германией.
В сентябре 1939-го в СССР устремились евреи с оккупированной нацистами территории. Из-за нежелания принимать их советские власти в ноябре того же года начали задерживать беженцев на границе. Информация о политике нацистов, геттоизации еврейского населения не доходила до граждан СССР, поскольку ее запретили публиковать в прессе на фоне налаживания советско-германских отношений.
Власти страны закрыли большинство синагог, еврейских общественных организаций и ввели закон о 7-дневной рабочей неделе, которая поставила под удар соблюдение шаббата.
1941–1943 годы
С 22 июня 1941 года данные НКВД и военной разведки создавали четкую картину об уничтожении еврейского населения. Сталин получил докладную записку от Пономаренко, в которой будущий начальник Центрального штаба партизанского движения говорил о политике нацистов: «Вся их агитация, устная и письменная, идет под флагом борьбы с жидами и коммунистами, что трактуется как синонимы».
Позднее в «Правде» и «Известиях» появилась информация о трагедии в Бабьем Яру. Но произошедшее в Киеве интерпретировалось как истребление мирного населения, без упоминания о конкретной нации.
1943–1946 годы
С начала 1943 года упоминание о еврейских жертвах на оккупированных территориях сводится к минимуму. Их практически не выделяют как отдельную группу населения, которая подверглась геноциду очевидно больше, чем другие нации. О евреях почти не упоминалось даже в сообщениях об освобождении польских концлагерей, в частности Майданека и Освенцима.
В 1945-м вышел фильм «Непокоренные», в котором впервые в советском кино была поднята тема Бабьего Яра, когда фашистские солдаты обманным путем привели на верную смерть киевских евреев.
Послевоенный период
После окончания войны государственная политика СССР в отношении евреев и национальных меньшинств заметно ужесточается. На всю страну гремит дело Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) и так называемое «дело врачей».
В 1947 году планировался выход «Черной книги», но в итоге публикацию запретили. Заведующий Управлением пропаганды обосновывал нецелесообразность издания: «...чтение этой книги, особенно первого раздела, касающегося Украины, создает ложное представление об истинном характере фашизма и его организаций. Красной нитью по всей книге проводится мысль, что немцы грабили и убивали только евреев».
Такой подход демонстрировал населению, что говорить о катастрофе европейского еврейства вредно и даже опасно. Советскому народу навязывалась мысль, что именно евреи спровоцировали приход Гитлера в СССР и что, если бы беженцы не пересекли границу страны, войны с колоссальными человеческими потерями не было бы.
В 1948 году Сталин начал массовую кампанию «борьба с космополитизмом», направленную против прозападных тенденций среди советской интеллигенции и носившую явный антисемитский характер.
После смерти Сталина 5 марта 1953 года ситуация с еврейским вопросом постепенно улучшилась. Хотя идеология СССР по-прежнему подразумевала сокрытие фактов антисемитизма, в печати начали появляться сведения о Холокосте, в частности художественные произведения и воспоминания. Так, в 1961 году вышла поэма Евгения Евтушенко «Бабий Яр», а в 1966 году — документальный роман Анатолия Кузнецова с тем же названием.
В послевоенные годы по всему Советскому Союзу на государственные деньги строились памятники участникам Великой Отечественной войны. Исключением были монументы на местах массовых расстрелов еврейского населения. Власти СССР видели в памятниках «еврейский национализм», поэтому относились к их возведению негативно.
На некоторых памятниках в Украине, Белоруссии и Прибалтике были надписи не только на русском языке, но и на идише или иврите. В этих текстах практически никогда не упоминалась еврейская нация, так как это было запрещено законом СССР — разрешалась лишь формулировка «мирные советские граждане». Несмотря на запрет, евреи все равно строили за свои деньги монументы в память о погибших.
Тема Холокоста не поднималась и в кинематографе. О Великой Отечественной войне и оккупации снимали сотни фильмов, но ни один из них не рассказывал о судьбе еврейского народа. В 1969 году был запрещен к показу документальный фильм «Мы здесь родились…», снятый по заказу КГБ. На этот раз запрет наложил центральный аппарат КПСС по причине того, что в фильме среди прочего говорилось о евреях — фронтовиках и партизанах. Табу на эту тематику сняли лишь с приходом Горбачева.
Как и каждый год, «Неделя памяти» проводится Российским еврейским конгрессом (РЕК) при поддержке ФАДН РФ, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и центра «Холокост»
Большинство регионов России готовятся провести мемориальные, культурные и образовательные мероприятия, посвященные теме Холокоста.
Полная программа мероприятий опубликована на сайте memoryweek.ru
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь