Что предлагает ЦБ

О планируемом запрете криптовалют стало известно из доклада Центробанка. В нем предлагается ввести несколько запретов: на производство криптовалют (майнинг — Прим. ред.), их обращение и обмен на реальные деньги. Кроме того, российским банкам предлагается запретить инвестировать в виртуальные биржи, а физлицам — совершать покупки криптовалютой. За нарушение любого из этих пунктов планируется наказывать штрафами.

После публикации доклада директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова уточнила, что отбирать у россиян криптовалюту государство не будет — владеть ей будет можно, однако совершать финансовые операции, используя биткоины и их аналоги, на территории России будет нельзя.

ЦБ ждет отзывов на свое предложение до 1 марта.

Зачем нужен запрет

В ЦБ говорят, что граждане, которые переводят деньги в криптовалюту, могут потерять свои вложения, так как рынок виртуальных валют, во-первых, имеет черты финансовых пирамид, а во-вторых — «нередко становится объектом хакерских атак». Там же отмечают, что если россияне начнут массово вкладываться в криптовалюты, начнется отток капитала из страны (многие крупные криптовалютные биржи находятся за рубежом — Прим. ред.). В свою очередь, отток капитала может привести к ослаблению рубля. Наконец, криптовалюты используются для финансирования преступной деятельности, говорят в ЦБ.

Поддержать запрет криптовалют в России главу ЦБ Эльвиру Набиуллину могла вынудить ФСБ, пишет Bloomberg. Два источника издания говорят, что таким образом силовики хотят лишить финансирования российскую оппозицию и СМИ, которые признаны иноагентами. Так, в 2020 году «Штабы Навального»* получили 648 биткоинов — по курсу, когда они поступили на кошелек, сумма была эквивалентна 3,3 миллиона долларов, писал РБК со ссылкой на обозревателя блокчейна.

Что думают на рынке криптовалют

«Говорить, что хакеры охотятся только, или в основном, за биржами криптовалют — это “чушь, муть и компот”, как говорил классик (такими словами Дмитрий Медведев комментировал расследование ФБК*, в котором утверждалось, что он тайно владеет яхтами и особняками. — Прим. ред.), — отмечает венчурный инвестор, сооснователь StartUp Show Иван Алехин. — Хакерские атаки осуществляются вообще на все порталы, где есть движение денежных средств, — и это не только криптовалютные порталы, но, например, сервисы “Альфа-Банка”, ВТБ и “Сбера”. А еще биржи и онлайн-магазины».

Президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрий Припачкин говорит, что не знает ни одного человека из сферы блокчейна, с которым бы консультировался ЦБ перед выпуском своего доклада. По его мнению, в докладе ЦБ много странностей:

«Например, любая программа кешбека или лояльности — это частные деньги компаний, которые и выпускают кешбек. По сути, кешбек — это та же криптовалюта. Его что, тоже будут запрещать?»

По мнению Припачкина, запрет на майнинг криптовалют может привести не к укреплению рубля и защите крипто-инвесторов, как считает ЦБ, а к росту коррупции, так как у силовиков появится еще одна статья, по которой можно брать взятки.

Запрет невозможен и приведет к недовольству россиян

В 2019 году агентство Bloomberg рассказало о крупнейшей майнинг-ферме в России. По данным издания, она находится рядом с Братской ГЭС. Компания, занимающаяся майнингом, арендует здание рядом с ней, так как ГЭС дает много энергии, а погода большую часть года там холодная, что позволяет компьютерам получать достаточно электричества для майнинга и не перегреваться, пишет агентство.

«На одной из гидроэлектростанций стоит около 10 тысяч компьютеров, которые майнят криптовалюту, — рассуждает сооснователь StartUp Show Иван Алехин. — Это какой нужно иметь доступ к этому стратегическому объекту, чтобы разместить на нем столько компьютеров? Ясное дело, что человек с улицы этого сделать не может. Туда имеют доступ спецслужбы, поэтому без первых лиц [государства] устроить там ферму было просто невозможно».

Из этого он делает вывод, что бороться с крупными майнинг-фермами, которые могут быть аффилированы с силовыми или околосиловыми структурами, у ЦБ не получится.

По словам Припачкина, крупные обменники криптовалют продолжат существовать и после запрета, потому что они зарегистрированы в других странах, а значит — на них не распространяется российское законодательство. «Частные выводы средств, где-нибудь по 20 долларов, вряд ли интересны Центробанку», — считает он. По его данным, в российской юрисдикции нет обменников криптовалют.

Алехин отмечает, что запрет на обмен криптовалюты на валюту легко обойти, даже если запрет вступит в силу: «Чисто теоретически любой банк может заблокировать обналичивание крипты, — отмечает он. — Но если у меня, например, есть карта российского Райффайзенбанка, то я могу перевести деньги на австрийский Райффайзен и уже там купить крипту».

Юрий Припачкин добавляет, что в России около 17 миллионов людей, которые имеют криптокошельки. Большинство из них — это молодые люди, причем не только жители крупных городов. «У нас половина Сибири майнит», — образно говорит он.

«Поэтому, если ввести запрет, он приведет только к раздражению граждан, к их недовольству действиями ЦБ и высшим руководством страны», — прогнозирует Припачкин.

Несмотря на слова специалистов, после публикации доклада ЦБ неизвестный вывел с крупнейшей российской криптобиржи Binance 6,5 миллиарда рублей, сообщает Mash.

Подготовил Алексей Синяков

*Запрещенная в России экстремистская организация, признанная иностранным агентом

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь