Котлета из пробирки. Может ли вегетарианец есть мясо?
Мясо, ради которого не надо убивать
Самый первый бургер с котлетой из искусственного мяса стоил 292 тысячи евро (такова цена почти пяти лет его разработки) — то есть около 17 миллионов рублей. Сейчас его цена упала до 8 евро, а создатели искусственного мяса полны намерений сделать свой продукт доступным в любом магазине. В ближайшие десятилетия, убеждены они, на прилавках магазинов его будет больше, чем мяса с классических звероферм.
Марк Пост, фармаколог и профессор Маастрихтского университета, начал работу над «мясом из пробирки» в 2009 году, через четыре года был приготовлен первый cruelty-free бургер. Технология основана на безопасной для животных процедуре изъятия миосателлитоцитов — клеток, способствующих регенерации мышечной ткани, — которые затем помещаются в специальную питательную среду. Так создается новая мышечная ткань, со временем обрастающая слоями мышечного волокна. Из 20 тысяч тонких полосок мышечной ткани затем и формируется кусок мяса для бургера. Правда, вкус хоть и очень похож на мясо, но не полностью его повторяет: потому что мясо — это еще и жир, и соединительные ткани, которые меняют текстуру продукта и его вкусовые качества.
Сейчас команда Поста работает над тем, чтобы культивировать и жировые ткани. А самая большая его задача — полностью исключить использование животных в процессе культивирования и перейти на фотосинтезирующие водоросли или цианобактерии. Тогда ученый сможет представить миру 100% animal-free мясо.
Могут ли вегетарианцы есть искусственное мясо
Марк Пост убежден: с точки зрения этики, искусственное мясо во всем выигрывает у своего традиционного конкурента. Массовое животноводство ответственно за пятую часть парниковых газов, занимает 30 процентов суши (на которой, например, можно было бы выращивать зерно) и использует в производстве вредные для человека и природы пестициды, фунгициды и антибиотики. Кроме того, говорит Пост, оно абсолютно «зеленое» и animal-friendly: у человека появилась возможность есть мясо, для получения которого не пришлось никого убить, кому-либо навредить или причинить боль.
В целом «зеленое» сообщество поддержало Поста и его идею: поиск альтернативы мясу — всегда хорошо, но потребление мяса убитых животных можно и нужно сокращать уже сейчас, независимо от того, как далеко продвинулись разработки искусственного мяса. Австралийский философ Питер Сингер, автор книги Animal Liberation, ставшей манифестом современного зоозащитного движения, сказал: «Я не ел мясо 40 лет. Но если искусственное мясо будет доступным и его можно будет купить в магазине, я с радостью его попробую».
Сомнения выразил «Гринпис»: «этичное мясо» не может стать решением проблемы глобального голода, экологической катастрофы, связанной с массовым животноводством, и развернувшегося социоэкономического кризиса, а поэтому развитие экологического сельского хозяйства на сегодняшний день намного важнее.
Британское «Вегетарианское общество» задалось вопросом: а зачем нам пытаться создать этичную альтернативу продукту, в котором мы на самом деле не нуждаемся? И перестанут ли вегетарианцы и веганы быть таковыми, если будут употреблять в пищу мясо из лаборатории, нет ли в этом фундаментального противоречия?
С точки зрения animal welfare, то есть благополучия животных, искусственное мясо — продукт, на который можно ставить маркировку «без жестокости». Производство его не наносит вред экологии, потому что происходит внутри стен лаборатории и не нуждается в использовании вредных стероидов, антибиотиков и пестицидов. Поэтому, если человек отказался от мяса, чтобы не вредить планете и не иметь отношения к жестокости животноводческой индустрии, мясо из пробирки вполне может войти в его диету. Впрочем, даже Пост не настаивает на этом: «Вегетарианцам следует оставаться вегетарианцами. Это действительно намного лучше для окружающей среды и для животных, чем культивирование говядины».
Автор — Анна Карпова