Сегодня суд продолжил зачитывать тома уголовного дела.

В ходе судебного заседания, сторона защиты выступила с ходатайствами о признании ряда доказательств по делу недопустимыми. В частности, по мнению адвокатов, некоторые из понятых указали несуществующие адреса. Обвинение пояснило, что эти понятые находятся на казарменном положении, поскольку являются учащимися военных училищ. Тем не менее, судья принял решение приобщить эти материалы к делу и отказать защите в ходатайствах.

Также адвокат Ольга Михайлова отметила, что прокуратура предоставляет доказательства, добытые в рамках другого дела Вячеслава Опалева.

В конце судебного заседания защита заявила, что готова перейти к представлению доказательств, но в следующий судебный день, поскольку подсудимым необходимо время для подготовке к допросу.

Процесс возобновится в четверг, 13 июня, в 10:30 по московскому времени.

Первое слушание продлилось не больше часа. Судья Сергей Блинов принял решение дать адвокатам дополнительную неделю на ознакомление с делом. В тот же день в Москве состоялся митинг в поддержку Алексея Навального, на котором, по различным оценкам, присутствовали от одной до двух тысяч сторонников блогера.

Во время второго слушания судья отказал защите Навального в ходатайствах об отводе суда, а также о возвращении дела в прокуратуру. Также был допрошен потерпевший Смертин, который рассказал, что аудиторская проверка показала, что договор между ВЛК и «Кировлесом» был экономически нецелесообразен и подразумевал одностороннюю ответственность, однако все равно был заключен. По мнению свидетеля обвинения, договор был навязан. Тем не менее, Смертин не смог уточнить, была продукция продана или похищена.

В третий день суда были допрошены несколько ключевых свидетелей обвинительной стороны, которые фактически повторили общую фабулу обвинения. Среди них был бывший директор предприятия Вячеслав Опалев, чьи показания являются главным аргументом прокуратуры в деле Навального. Его допрос продлился больше четырех часов. За это время судья пытался выяснить детали договора, который был заключен между «Кировлесом» и «Вятской лесной компанией». Вячеслав Опалев путался в своих показаниях, но заявил, что контракт еще до момента подписания вызвал массу вопросов.

В четвертый день суд также продолжил допрашивать свидетелей стороны обвинения, один из которых, глава лесхоза «Шабалинский» Александр Кузнецов, рассказал, что помнит совещание, когда главам лесхозов велели подчиняться ВЛК. Как пояснил Кузнецов, это было в тот момент, когда были проблемы со сбытом продукции. Остальные свидетели говорили лишь о линейных поставках и не смогли вспомнить специальных указаний об отгрузке по заниженным ценам или бесплатной.

Во время пятого дня слушаний в суде продолжились допросы свидетелей стороны обвинения. Бывшие и нынешние директора кировских лесхозов фактически давали показания в пользу Навального или повторяли основную фабулу обвинения. Практически никто из свидетелей не видел ни Навального, ни Офицерова вживую. Некоторые из них не смогли вспомнить подробности своих показаний, которые они давали несколько лет назад, их показания зачитывались прокурором.

В шестой день слушаний ключевым моментом стал допрос Ларисы Бастрыгиной, которая в 2009 году была первым заместителем генерального директора компании «Кировлес». Бастрыгина рассказала, что по договору вся продукция «Кировлеса» должна была продаваться Вятской лесной компании, однако в договоре не обговаривались ни объем продаваемой продукции, ни место поставки, а все условия должны были быть прописаны в дополнительных соглашениях на каждую поставку. По ее словам, в договоре были прописаны невыгодные условия поставки древесины. Замдиректора «Кировлеса» также отметила, что Навальный высказывался против аудиторской проверки компании, которая в итоге была проведена и выявила спад реализации продукции, а также невыгодность контракта с Вятской лесной компанией.

«Навальный сказал, что аудиторская проверка неверная. Он защищал интересы ВЛК. Офицеров также высказался против проверки, что меня очень удивило», — сказала свидетель.

Все остальные свидетели шестого дня не смогли дать четких показаний в зале суда, а наиболее частыми их ответами были «не помню» и «не знаю».

В седьмой день слушаний суд продолжил допрашивать свидетелей стороны обвинений, которые в большинстве своем, не могли вспомнить большую часть данных ранее показаний.

Самым интересным же моментом, стал допрос Андрея Вотинова — бывшего советника Никиты Белых, отбывающего тюремное заключение по статье «мошенничество» за получение 3 миллионов рублей взятки от Вячеслава Опалева, который является ключевым свидетелем в деле «Кировлеса». Вотинов заявил, что дело о хищениях в «Кировлесе», как и дело, по которому он был осужден, построено на показаниях лишь одного человека, Вячеслава Опалева. По мнению Вотинова, у Опалева были мотивы вводить в заблуждение правительство Кировской области относительно финансового положения КОГУП «Кировлес». Бывший советник отметил, что практически все лесхозы находились в удручающем состоянии, у большинства из них были проблемы с поставками.

Во время восьмого заседания, суд продолжил изучать материалы уголовного дела, в частности, результаты ОРД (оперативно-розыскной деятельности).

В девятый день судебного процесса обвинение продолжило зачитывать выписки из банков и другие платежные документы о движении средств за отгруженную «Кировлесом» и «Вятской лесной компанией» продукцию. Кроме того, в качестве свидетеля был допрошен губернатор Кировской области Никиты Белых, который заявил, что у него нет оснований полагать, что Алексей Навальный нанес ущерб экономическим интересам области.

Во время десятого дня слушаний были допрошены несколько свидетелей обвинения и зачитаны записи телефонных разговоров Навального и Офицерова. 

Также выяснилось, что разговоры Навального и Офицерова прослушивались в рамках уголовного дела против одного из чиновников кировской администрации, который впоследствии был приговорен к 5,5 годам заключения за мошенничество.

В ходе одиннадцатого дня суд продолжил заслушивать аудиозаписи телефонных разговоров обвиняемых с июля по сентябрь 2009 года. 

Как заявил Алексей Навальный, эти аудиозаписи полностью разрушают обвинение, доказывая его невиновность. В частности, подсудимый обратил внимание на то, что в обнародованных переговорах он и Офицеров неоднократно говорили о плачевном состоянии «Кировлеса», необходимости реорганизации и проведения более качественной аудиторской проверки, по сравнению с той, что была проведена.

В двенадцатый день слушаний сторона защиты потребовала отвода судьи Сергея Блинова, так как он, по мнению адвокатов, намеренно нарушал федеральное законодательство. В частности, ключевой свидетель обвинения Вячеслав Опалев не был предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, а судья при допросе позволял ему не отвечать на часть вопросов Навального. Также защита указало на то, что при допросе были зачитаны показания Опалева, полученные в ходе предварительного расследования, до окончания его допроса сторонами.

Ходатайство защиты не было удовлетворенно. Сергей Блинов, объявляя свое решение, признал, что действительно не предупредил Опалева о даче ложных показаний, однако, ввиду того, что свидетель уже был осужден по тому же делу, нарушение незначительно, так как он имеет право не свидетельствовать против себя.

Затем суд продолжил заслушивание очередных томов уголовного дела, содержащих оперативно-розыскное данные, в частности, электронную переписку Навального и Офицерова.

Навальный обвиняется в том, что в 2009 году, будучи советником губернатора Кировской области Никиты Белых, похитил 16 миллионов рублей у государственной компании «Кировлес».

Читайте по теме:

Евгений Бабушкин: Накануне Навального

Суд над Алексеем Навальным. Репортаж

Евгений Бабушкин: После Навального

Митинг в поддержку Навального. Репортаж

Суд над Алексеем Навальным. День второй. Репортаж

Суд над Алексеем Навальным. День третий

Суд над Алексеем Навальным. Четвертое слушание

Слушания по делу Навального. День пятый

Слушания по делу Навального. День шестой

Суд над Алексеем Навальным. День седьмой

Суд над Алексеем Навальным. День восьмой

Суд над Алексеем Навальным. Девятый день

Суд над Алексеем Навальным. Десятый день

Суд над Алексеем Навальным. Одиннадцатый день

Суд над Алексеем Навальным. Двенадцатый день