Кино на «Снобе»: Nice — комедия о самом необычном петербургском мечтателе
Валентине Булаевой 27 лет, она студентка мастерской Алексея Учителя и Алексея Гелейна. Валентина, в школе мечтавшая стать психологом, выбрала путь документалистики. В ее работе Nice есть удивительный герой — улыбчивый поэт при милицейских погонах, психологическая точность, легкое безумие и наивная радость от погружения в киносъемочную стихию. Премьера Nice — у нас.
Уважение к сединам. О своем мастере Алексее Ефимовиче Учителе я могу говорить много и долго, потому что он интереснейшая личность, генератор идей. На мастерстве мы порой не понимаем, кто кого удивляет — мы его или он нас. Это замечательно, когда твой мастер адекватен современному ходу событий, прислушивается к своим студентам и может создать атмосферу открытого диалога. Он честен по отношению к нам, потому что подключается к нашим работам на этапе замысла и никогда не бросает вплоть до финальных титров. Он с удовольствием делится своим опытом. Например, на съемках его картины «Восьмерка» побывал весь курс, где мы наблюдали, изучали, помогали. Теперь мы не строим иллюзий по поводу большого кино. Он дает нам профессию и считает, что ею можно овладеть только на практике, поэтому снимаем мы много. И мы можем снимать и документальное, и игровое кино. Он не ставит нам преград. Более того, он их разрушает и доказывает это личным примером. И главное, даже в лице педагога он всегда остается большим художником.
Склейка всему голова. В документальном кино история чаще всего возникает за монтажным столом. Nice не исключение. На момент съемок я знала лишь биографию своего героя, кто его окружает и ближайшие события в его жизни. Возможное развитие сюжета можно было предположить. Но в процессе съемок я поняла, что не могу обманывать зрителя и навязывать ему историю, где мой герой изменяется во времени — мне-то самой интересно время в нем. Он как будто не из нашего поколения. Он появился на свет раньше, чем нужно. И в этом его трагедия. И поэтому я вижу в нем «Героя нашего времени».
Ночное рандеву. Мой герой буквально сошел со страниц журнала «Искусство кино», как я потом узнала. Как-то вечером я сидела в скайпе и обсуждала замысел игрового короткого метра с питерской сценаристкой и поэтессой Татьяной Богатыревой. Было далеко за полночь. Дело как-то не шло, но мы не сдавались. Стали вспоминать интересные рассказы. Перебрали с десяток, заварили по пятой кружке кофе, но на шестой Таня меня остановила: «Послушай, я же могу отдать тебе одну сцену из своего сценария, из "Беженцев". Ну, мы подкорректируем ее немного, сделаем полноценной историей». Я говорю: «Здорово!», ведь очень люблю ее «Беженцев». Мы быстро освежили в памяти эпизод, и я выпалила: «Ну почему же в жизни таких людей не бывает!» На что Таня спокойно заявила: «Бывает». Оказалось, Таня писала это с реального человека, Вани. Так за шестой кружкой кофе в пять утра мы решили делать док о Ване.
Все друзья, соседи и родня. Nice — это законченная картина для зрителя, но незаконченный этап в жизни героя. Мне хочется продолжать снимать о нем, и показ этого фильма герою может как-то на него повлиять. Как повлиять, увы, я не знаю, но считаю, что документалисту нужно быть очень осторожным. Я вообще поддерживаю отношения со своими героями, потому что очень часто они становятся почти родными людьми, а как можно забыть о родных, я не знаю.
Маленького сердца большая доброта. В первую очередь, для меня эта картина о красоте человека. Если человек умеет видеть прекрасное вокруг, например, распознать в бомже поэта, вдохновиться мчащейся колонной безбашенных байкеров в уродливых масках и посвятить им стихотворение, то он становится красивым человеком. И безусловно, это картина о вере в себя. Как бы ни сложились обстоятельства в жизни, какую бы ты профессию ни получил, нужно быть честным по отношению к самому себе и находить возможность заниматься тем, чем ты хочешь. Потому что, когда ты не стремишься видеть истинно прекрасное и врешь самому себе, тебя в конце концов настигнет духовная смерть.
Откройте, полиция! Образ полицейского в России очернен, но он, полицейский, не черный по природе своей. То есть сами граждане наделяют его какими-то неблагопристойными качествами, основываясь на тех или иных фактах своей жизни. В наше время очень сложно кому-то верить, но почему-то просто идти на поводу. Возможно, это проявление слабого характера, а может быть, просто лень и нежелание разобраться в сути дела. Я стараюсь делать выводы, исходя из личного опыта, а в нем не было случаев недостойного поведения людей этой профессии. Именно людей, потому что не место красит человека, а человек место. Мне повезло. Я познакомилась с замечательным человеком, Ваней, своим героем. И так оказалось, что он еще и полицейский. Это лишь факт его биографии. Моя картина не о профессии, а о личности.
Город-герой. Весь фильм снимался в Санкт-Петербурге, и я очень благодарна оператору Филиппу Мартынову, который много подсказывал, придумывал. Помню, как он удивленно произнес: «Смотри, он как будто плывет по городу». Это Филипп придумал снимать Ваню с нижнего ракурса, когда тот проплывает под мостами Мойки и Фонтанки. В результате родился такой образ. Также мы гуляли по одной из самых красивых улиц — улице Зодчего Росси, где в Вагановском училище снимали балет. Вдохновлялись байкерами на Невском проспекте, а сцена с бомжами развернулась в обычном дворе Академического переулка.
Конструктивная критика. Когда я показала заявку о герое, то услышала от Алексея Учителя: «Валя, а что вы здесь делаете? Надо срочно ехать в Питер и снимать. У вас потрясающий герой». Потом откровенно ругал: первый вариант монтажа был ни о чем. Я монтировала вновь. Потом он снова ругал, и я снова монтировала. Он, конечно же, объяснял, к чему предъявлял претензии, и вот так, методом проб и ошибок, история все-таки получилась.
Как быть с любовью. Есть одна история, которую я хотела бы экранизировать. Я прочла рассказ Алексея Малашенко «Асаль» на вашем сайте. В первую очередь, он подкупил меня языком. Текст написан как литературный сценарий, читаешь и видишь перед собой кино, за что автору огромное спасибо. Он очень лиричен и поэтичен, а я пытаюсь работать в этой стилистике. И, конечно же, драматургия: искренняя любовь, подвергающаяся смертельной опасности. Вечный вопрос: что с этим делать? Что делать, если ты любишь того, кого любить, казалось бы нельзя? И кто виноват в том, что история любви закончилась трагично?
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].